Илья Ефимович Репин, 1844—1930 гг.
Автопортрет, 1878 г., ГРМ Русский художник украинского происхождения, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин родился в семье военного поселенца в городе Чугуев Харьковской губернии. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге. | |
Учился успешно, в 1869 году был награждён малой золотой медалью за картину Иов многострадальный и его друзья | |
В 1872 г. получил большую золотую медаль за работу Воскрешение дочери Иаира | |
Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов, по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину Бурлаки на Волге, оконченную в 1873 г. | |
Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков. | |
С 1873 г. Репин путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет сказочного Садко в Подводном царстве, 1876 г., ГРМ | |
По возвращении в Петербург Репин становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. На выставках товарищества появляются его картины. | |
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году, 1879 г. Первая историческая картина Репина. История трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача — раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. | |
Крестный ход в Курской губернии, 1880—1883 гг., ГТГ Репин разворачивает широкую панораму русского пореформенного общества во всех его контрастах и противоречиях. | |
Не ждали, 1884 г., ГТГ Картина явилась заключительным произведением серии работ художника, посвященных русскому революционному движению. Изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Реакция домочадцев на это событие различна – от недоверчивого удивления (горничная у двери), настороженности (девочка за столом) до всплеска радости (женщина за роялем, мальчик за столом) и глубокого душевного потрясения, выраженного в согбенной фигуре матери. Изображения на стене – Голгофа, император Александр II на смертном одре, портреты Т.Г.Шевченко и Н.А.Некрасова поясняют происходящее и характеризуют духовную атмосферу скромного дома интеллигентной семьи. | |
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 г., ГТГ Темой картины стал эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева до смерти избил своего сына царевича Ивана. Репин не случайно указывает в названии картины точную дату, ее замысел возник под впечатлением современных художнику событий – убийства императора Александра II 1-го марта 1881 года и казней террористов. Репин писал: «Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… Чувства были перегружены ужасами современности…» | |
Необычайного напряжения достигает психологический контраст героев, почти иконописно спокойного лица царевича и лица царя Ивана, с выкатившимися глазами, в брызгах крови. Красный цвет играет доминирующую роль в картине, он повсюду – от розового на рубахе царевича до глухого бордового на заднем плане. Живописная экспрессия картины исключительна для своего времени. | |
С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравневе Витебской губернии. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств. Он писал: «Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст…» В его мастерской учатся молодые художники: И. С. Куликов, Малявин, Остроумова-Лебедева, Кустодиев. |
Дуэль Онегина и Ленского, 1899 г., Музей Пушкина, Санкт-Петербург | |
Дуэль, 1898(?) г., ГТГ | |
Поприщин, 1882 г. | |
Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». ГТГ | |
Портрет М. П. Мусоргского, 1881 г., ГТГ | |
Портрет пианистки графини Луизы Мерси д’Аржанто, 1890 г., ГТГ | |
Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903 г., ГРМ – последняя значительная работа мастера. Она представляет собой грандиозный групповой портрет (изображен 81 человек) высших сановников царской России, членов Государственного Совета. Каждого из членов Совета художник писал с натуры. Сеансы проходили в Мариинском дворце, где проходили заседания Совета. Этюды написаны широкими, свободными мазками, лаконично лепящими форму, благодаря чему образная характеристика героев становится яркой и заостренной. Репин говорил ученикам: «Душа живописи – идея. Форма – ее тело. Краски – кровь. Рисунок – нервы». Заказ был сделан министерством двора по случаю предстоявшего 100-летнего юбилея Совета. Репину не хотелось брать этот заказ, но власти настаивали. Тогда он потребовал разрешения присутствовать на торжественном заседании, для того чтобы ознакомиться с происходившим в натуре. Парадная обстановка дворцового зала, блеск шитых золотом и серебром мундиров, орденов, голубые и красные орденские ленты, золоченая мебель и разного оттенка красные и малиновые драпировки, сукно на столах — все это создавало богатый красочный эффект. Репина как колориста это заинтересовало, и он дал согласие при одном обязательном условии, чтобы члены Совета ему позировали, находясь на тех местах, где они обычно заседали в зале, и в тех же парадных костюмах. Его условия были приняты. Только одних масляных этюдов-портретов было исполнено 47, причем многие из них являются шедеврами портретного искусства, и все это исполнено в три года. | |
Портрет Толстого Льва Николаевича, 1885 г., ГТГ | |
Пушкин читает поэму перед Державиным | |
Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану, 1880 г., ГРМ | |
Какой простор!, 1903 г., ГРМ | |
Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884 г., ГТГ | |
Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи, 1901 г., ГТГ | |
Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева, 1904., ГТГ |
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им "Пенаты". После Великой Октябрьской революции "Пенаты" оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Он не хотел возвращаться на родину, пока у власти большевики. В Финляндии он написал много работ на религиозные сюжеты.