Творчество И.Е. Репина

Илья Ефимович Репин, 1844—1930 гг.

  Автопортрет, 1878 г., ГРМ     Русский художник украинского происхождения, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин родился в семье военного поселенца в городе Чугуев Харьковской губернии. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге.
Учился успешно, в 1869 году был награждён малой золотой медалью за картину Иов многострадальный и его друзья
В 1872 г. получил большую золотую медаль за работу Воскрешение дочери Иаира  
Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов, по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину Бурлаки на Волге, оконченную в 1873 г.
Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.
С 1873 г. Репин путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет сказочного Садко в Подводном царстве, 1876 г., ГРМ    
По возвращении в Петербург Репин становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. На выставках товарищества появляются его картины.  
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году, 1879 г.   Первая историческая картина Репина. История трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача — раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть.  
Крестный ход в Курской губернии, 1880—1883 гг., ГТГ Репин разворачивает широкую панораму русского пореформенного общества во всех его контрастах и противоречиях.  
Не ждали, 1884 г., ГТГ   Картина явилась заключительным произведением серии работ художника, посвященных русскому революционному движению. Изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Реакция домочадцев на это событие различна – от недоверчивого удивления (горничная у двери), настороженности (девочка за столом) до всплеска радости (женщина за роялем, мальчик за столом) и глубокого душевного потрясения, выраженного в согбенной фигуре матери. Изображения на стене – Голгофа, император Александр II на смертном одре, портреты Т.Г.Шевченко и Н.А.Некрасова поясняют происходящее и характеризуют духовную атмосферу скромного дома интеллигентной семьи.  
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 г., ГТГ   Темой картины стал эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева до смерти избил своего сына царевича Ивана. Репин не случайно указывает в названии картины точную дату, ее замысел возник под впечатлением современных художнику событий – убийства императора Александра II 1-го марта 1881 года и казней террористов. Репин писал: «Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… Чувства были перегружены ужасами современности…»  
Необычайного напряжения достигает психологический контраст героев, почти иконописно спокойного лица царевича и лица царя Ивана, с выкатившимися глазами, в брызгах крови. Красный цвет играет доминирующую роль в картине, он повсюду – от розового на рубахе царевича до глухого бордового на заднем плане. Живописная экспрессия картины исключительна для своего времени.
С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравневе Витебской губернии. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств. Он писал: «Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст…» В его мастерской учатся молодые художники: И. С. Куликов, Малявин, Остроумова-Лебедева, Кустодиев.
  Дуэль Онегина и Ленского, 1899 г., Музей Пушкина, Санкт-Петербург
  Дуэль, 1898(?) г., ГТГ
  Поприщин, 1882 г.
  Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». ГТГ
  Портрет М. П. Мусоргского, 1881 г., ГТГ
  Портрет пианистки графини Луизы Мерси д’Аржанто, 1890 г., ГТГ
Картина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения», 1903 г., ГРМ – последняя значительная работа мастера. Она представляет собой грандиозный групповой портрет (изображен 81 человек) высших сановников царской России, членов Государственного Совета. Каждого из членов Совета художник писал с натуры. Сеансы проходили в Мариинском дворце, где проходили заседания Совета. Этюды написаны широкими, свободными мазками, лаконично лепящими форму, благодаря чему образная характеристика героев становится яркой и заостренной. Репин говорил ученикам: «Душа живописи – идея. Форма – ее тело. Краски – кровь. Рисунок – нервы».   Заказ был сделан министерством двора по случаю предстоявшего 100-летнего юбилея Совета. Репину не хотелось брать этот заказ, но власти настаивали. Тогда он потребовал разрешения присутствовать на торжественном заседании, для того чтобы ознакомиться с происходившим в натуре.   Парадная обстановка дворцового зала, блеск шитых золотом и серебром мундиров, орденов, голубые и красные орденские ленты, золоченая мебель и разного оттенка красные и малиновые драпировки, сукно на столах — все это создавало богатый красочный эффект. Репина как колориста это заинтересовало, и он дал согласие при одном обязательном условии, чтобы члены Совета ему позировали, находясь на тех местах, где они обычно заседали в зале, и в тех же парадных костюмах. Его условия были приняты. Только одних масляных этюдов-портретов было исполнено 47, причем многие из них являются шедеврами портретного искусства, и все это исполнено в три года.
  Портрет Толстого Льва Николаевича, 1885 г., ГТГ
  Пушкин читает поэму перед Державиным
  Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану, 1880 г., ГРМ
  Какой простор!, 1903 г., ГРМ
  Стрекоза. Портрет Веры Репиной, дочери художника, 1884 г., ГТГ
  Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи, 1901 г., ГТГ
Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева, 1904., ГТГ

Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им "Пенаты". После Великой Октябрьской революции "Пенаты" оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Он не хотел возвращаться на родину, пока у власти большевики. В Финляндии он написал много работ на религиозные сюжеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: