Творчество Тома де Томона

Жан Тома де Томон, 1760—1813 гг.

Французский архитектор, работавший в России.     Учился в Парижской академии и, получив от неё большую римскую премию, отправился в Италию. Поселившись в Риме, усердно изучал архитектурные памятники императорской эпохи и так пристрастился к их стилю, что потом держался исключительно его в своих проектах и постройках. Живя в Риме, он, кроме того, писал акварелью и масляными красками перспективные виды и пейзажи. Французская революция помешала ему — дворянину и роялисту — вернуться на родину; он перебрался в Вену, а оттуда в Санкт-Петербург.

Во всех старых книгах написано, что он швейцарец, но современные исследователи считают его французом. В Россию он приехал как рисовальщик картин на античную тему. Он привез с собой традиции французской архитектуры эпохи неоклассицизма (влияние Николя Леду). Он строит: общественные сооружения (например, биржи), хозяйственные сооружения, мемориальные сооружения, триумфальные сооружения (колонна в Полтаве, посвященная Столетию полтавской битвы) и частные дома.

  Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге в 1790 г. Вид Большого (Каменного) театра в Санкт-Петербурге перед разборкой в 1886 г.     Император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, выстроенный в Санкт-Петербурге Л. Ф. Тишбейном. Эта задача была возложена на Тома де Томона, и он окончил строительство в 1805 году блестящим образом, за что получил титул придворного архитектора.
  Вслед за этим Тома де Томон принял от Кваренги неудачный проект Санкт-Петербургской биржи на Васильевском острове, остановленный в 1787 году. Причиной остановки стало то, что возводимое здание не соответствовало облику города и градостроительным задачам. Вариант Тома де Томона был реализован в виде существующего доныне величественного здания, с двумя стоящими перед ним ростральными колоннами.
Монумент Славы в честь победы над шведами в Полтавской битве 1709 г. на поле Полтавской битвы

Главным делом жизни мастера является ансамбль стрелки Васильевского острова. Тома де Томон умел согласовать архитектурный образ и природное окружение. Ему приходилось иметь дело со стихией воды и воздуха. Именно это место Васильевского острова в XVIII и XIX веке являлось портом города.

  • Здание Биржи

Здание биржи появилось здесь неслучайно, оно функционально оправданно. Пандусы служили не для красоты, а для подъема товаров. Биржу здесь начинал строить еще Кваренги, но его постройка была ориентирована на Неву. Постройка Кваренги ориентировалась на Адмиралтейство и Зимний дворец.

    Здание биржи по проекту Кваренги
Томон сначала пытался перестроить биржу Кваренги, но потом отказался от этой затеи. В своем проекте он вернулся к идее петровской эпохи, что главная артерия города — река Нева и он ориентирует свой ансамбль на самое широкое место реки, таким образом можно говорить о том, что изменилась субориентация. Раньше главным был Зимний дворец, теперь — акватория Невы.

Ориентация на стихию — прием романтизма, стрелка вонзается в водную гладь, словно нос корабля, бороздящего водный простор. Именно она первой принимает на себя удар стихии. Стрелка рукотворная, это насыпь.

По оси ансамбля стоит здание биржи, которое напоминает образ корабля. По сути, постройка — псевдопериптер. В торцевых стенах расположены огромные термальные окна. Здание стоит на высоком цоколе, потому что в его подвалах располагались товары.

Биржу хорошо видно с большого расстояния, она отодвинута от берега, но, тем не менее, композиционно связана со стихией воды. Термальное окно вторит гроту, а из грота «выходит» скульптурная группа с Нептуном во главе. Жест Нептуна направлен к воде, при этом термальное окно перекликается с арочной формой пандуса.

Томмон использует рустовку в оформлении здания. По бокам биржи установлены ростральные колонны, эти колонны словно отделились от фасада биржи. У подножия колонн расположены статуи великих русских рек: Нева, Волга, Волхов и Днепр.

  • Мавзолей «Супругу-благодетелю» в Павловске
  Создан по проекту Тома де Томон в содружестве со скульптором Мартосом. Архитектор поставил мавзолей в одном из самых уединенных и далеких: уголков Новой Сильвии, в то время почти дикой части парка.
Томон всегда уделял первостепенное внимание местоположению своих построек, тщательно рассчитывая, как будут восприниматься они в разных ракурсах и с различных точек зрения. Он помещает мавзолей в глухом, удаленном от дворца уголке парка. Дикая природа и много елей, что дает темный фон, так как у елей темные кроны. Рядом овраг с ручейком: печаль и уединение.   Тип постройки — греческий простиль, колонны канеллированы только в верхней части ствола (шейке). Такие колонны можно найти у греческого храма на острове Деллос.

От остального парка мавзолей отделен заросшим оврагом. Если бы возможно было взглянуть сюда сверху, сквозь густую листву деревьев, создалось бы впечатление, что он стоит на изолированном островке, куда - и это тоже входило в расчет архитектора - ведет единственная дорожка-тропинка, причудливо извиваясь в чаще.

Впечатление от этих мест отлично передано в строках В. А. Жуковского:

"И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;

Заглохшая тропа, кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой,
И дремлют ели гробовые".

Скульптура мавзолея (выполненная Мартосом) — молодая женщина в античных одеждах, склонившаяся в безутешной тоске перед урной с прахом дорогого человека, вовсе не напоминает Марию Федоровну, да Мартос и не ставил перед собой подобной задачи. Здесь выражение скорби обобщено, лишено индивидуальных черт - женская фигура не воплощает конкретный образ, она словно олицетворяет всех жен, невест, матерей, сестер, оплакивающих своих близких. Беломраморная скульптура, поднятая на довольно высокий пьедестал, резко выделяется на фоне темного обелиска с круглым барельефным портретом Павла. В свою композицию ваятель включил изображения детей умершего, поместив их на рельефе пьедестала. Сгруппированные попарно, облаченные в античные одежды, они опираются друг на друга в поисках опоры и утешения рядом с близким человеком. Небольшое помещение мавзолея, куда ведут кованые железные двери, облицовано белым искусственным мрамором. Здесь нет ничего, что отвлекало бы глаз от прекрасной пластической фантазии Мартоса.

  • Фонтаны

Когда-то они украшали дорогу, ведущую на Пулковские высоты. Один фонтан по-прежнему стоит на дороге, другой — около Казанского собора, а третий — в одном из парков Петербурга. Фонтаны производят впечатление малых архитектурных форм, противостоящих миру природы, своеобразный архитектурный пуризм, монументализм небольшой архитектурной формы.

Сквер у Казанского собора. Фонтан, 1809 г., в 1930-х гг. перенесен с Пулковского шоссе.

Другие постройки Тома де Томона —сальные магазины на Неве и несколько барских домов в Санкт-Петербурге. Некоторое время Тома де Томон преподавал перспективу в классах Императорской академии художеств.

Его похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге. В 1955 году прах инженера и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: