Творчество К.Росси

Картины на военную тему

Варвары

Высматривают, 1873 г.
Нападают врасплох, 1871 г.
Представляют трофеи, 1872 г.
Торжествуют, 1872 г.
Перед атакой. Под Плевной, 1881 г.
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой
После неудачи (Побеждённые), 1868 г., ГРМ
Панихида, 1877

Карл Иванович Росси (настоящее имя Карло ди Джованни), 1775—1849 гг.

Русский архитектор, итальянец по происхождению, основную часть жизни проживший и проработавший в России. Приехал в Россию вместе с матерью балериной. Автор многих классицистических зданий и архитектурных ансамблей в Петербурге и его окрестностях.   Творчество архитектора приходится на 1820-е, начало 30-х годов. Архитектура Росси завершает историю русского ампира. Карло России учился у Венченцо Бренны, вместе с ним он отправился в путешествие по Европе, но вынужден был вернуться в Россию.  

Росси начинал свой творческий путь не как архитектор, а как мастер интерьера, когда же он начал строить, он всегда заботился как о внешнем облике постройки, так и о её наполнении. В отличие от Томона и Захарова, Росси — представитель итальянской архитектурной школы, поэтому для него характерны:

  • Коринфский ордер в римском варианте
  • Именно у Росси центр Петербурга получил свой окончательный облик
  • Именно его проекты — самые масштабные, он оформлял целые районы
  • Именно его архитектуру в первую очередь хочется назвать музыкой пространства и архитектурными берегами
  • Именно он больше всех тяготел к фасадному понимаю архитектуры
  • Наряду с портиками он стал использовать лоджии
  • В отличие от всех предшественников Росси дает свое понимание ордера
  • Елагин дворец в Петербурге на Каменном острове
Елагин дворец в Петербурге на Каменном острове(ранняя работа)   В архитектуре ампира не подчеркивается предназначение постройки!   Предполагается, что архитектором, построившим дом для И. П. Елагина, был Д. Кваренги. Впрочем, особняк в своем первоначальном виде до нашего времени не дошел, поскольку в начале XIX века он был выкуплен Александром I для своей матери, императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Скотти, А. Виги и Б. Медичи. Овальный зал дворца был украшен кариатидами и ионическими полуколоннами, купол расписан причудливым орнаментом, а стены в большинстве помещений дворца облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, внешне очень похожий на фарфор, из-за чего комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений художники расписали цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии, а на потолках изобразили группы резвящихся купидонов. Особенно восхищали вдовствующую императрицу и ее гостей двери на первом этаже Елагина дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из двадцати с лишним дверей является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I на втором этаже была, к тому же, отделана украшениями из бронзы.

  • Михайловский дворец в Петербурге
  Михайловский дворец в Петербурге (дворец строился для великого князя Михаила Павловича) С конца 19 века в здании дворца размещается Русский музей. Дворец располагается в непосредственной близости от Зимнего и строился как частная усадьба.  
  Он имеет П-образную композицию, что типично для русского усадьбечного зодчества. Как и в любой усадьбе к дворцу примыкает парк.  
Чтобы связать дворец с Невским была пробита улица сквозь городскую постройку. От дворца направо и налево были пробиты улицы к Екатерининскому каналу и Садовой улице, которую в свою очередь продлили до Марсова поля. Перед дворцом была разбита площадь и обрамляющие эту площадь дома, стилистически едины.
  Для паркового фасада Росси выбирает не портик, а лоджию, не балкон, а аттик.  
  Лестница Михайловского дворца (Русского музея)  
Гранитная пристань и павильонв Михайловском парке
  • Кофейный домик Летнего сада
Кофейный домик расположен в глубине Летнего сада, на берегу Фонтанки. Сегодня это ценный памятник русской садово-парковой архитектуры первой четверти XIX в. Этот небольшой павильон возник в результате перестройки в 1826 г. грота Г. Матарнови по проекту К.И. Росси. В оформлении фасадов Кофейного домика большую роль играет декоративная скульптура, оживляющая стены. Скульптурные маски на пилонах, гирлянды и венки на аттике и богатый лепной фриз были исполнены скульптором В.И. Демут-Малиновским.
  • Павильон Роз в Павловске
Свое название Павильон получил благодаря тому, что был окружен розариями, и в украшении самого строения все было подчинено этой теме.   Он расположен в живописном месте Павловского парка, на границе трех районов: Парадного поля Новой Сильвии и Белой березы недалеко от самого большого пруда названного Розовопавильоным.   Императрица Мария Федоровна была знатоком и любителем цветов, и розы для розария привозились ей со всей Европы. По замыслу хозяйки Павловска Розовый павильон должен был стать царством цветов. Цветы и их изображения украшали интерьеры павильона. Стены и центральный купольный зал-ротонда были расписаны гирляндами цветов. Разнообразные вышивки с изображением роз украшали изысканную мебель, которая была специально сделана для Розового павильона из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, полушкафы. В свободном пространстве павильона особое место занимали ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы. Центр плафона украшает композиция из 20 подвесных гирлянд искусственных роз, словно образующих огромную розетку.
  • Главный Штаб

Когда Растрелли сын закончил Зимний было три варианта оформления Дворцовой:

— строй-площадка, склад

— Елизавета предложила засеять поле овсом

— проект Растрелли (колоннада кольцом с конным памятником Петра)

Во времена Екатерины II это пространство так и оставалось пустым.

— во второй половине 18 века Юрий Фельтен предложил перестроить дома напротив Зимнего так, чтобы они были единой высоты, с одинаковым количеством этажей и одинаковыми фасадами. Но он успел перестроить только правую половину застройки напротив Зимнего

— Карло Росси развивает идею, заложенную Фельтеном, возводит симметричное крыло. Перестраивает постройки Фельтена. Вместо отдельных, пусть и одинаковых построек он возводит единый корпус. Для того чтобы оставить улочку, по которой народ ходил на Дворцовую, он спрямил ее конечный отрезок. таким образом ось получившейся арки стала совпадать с центральной осью Зимнего дворца. Два крыла постройки Росси соединил триумфальной аркой. Вид на Зимний открывается только тогда, когда стоишь уже внутри арки.

Можно отметить удивительную согласованность Зимнего и Главного Штаба по высоте, количеству этажей, НО Зимний — Елизаветинское барокко, а Главный Штаб — сдержанный Александровский ампир. Их взаимоотношения напоминают отношения императора и вельможи.

Архитектурная пластика нарастает к центру, к арке. Сначала ордер, потом скульптурный декор, а на арке — колесница Победы, выполненная в технике выколотки. Арка была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта.

С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

По оси, соединяющей арку и дворец, поставили Александровскую колонну, работы Огюста Монферрана. Венчает колонну фигура ангела, скульптор — Орловский.

  • ансамбль улицы Зодчего Росси (бывшей Театральной улицы), Александринского театра и примыкающей к нему площади Островского. 1828—1832 гг.

  • фасад Александринского театра, 1832 г.
  Свое название театр получил в честь императрицы Александры Федоровны.   Говорящая, образная архитектура. Колонны — театральный занавес, лоджия — сцена. Эффект подчеркивает высокий цоколь и портики со стороны боковых фасадов. На аттике главного фасада — квадрига Аполлона (скульптор Пименов). Декоративное убранство здания театра решено через скульптуру.
Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. Он выполнен на уровне коринфских капителей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз.
  • здание Сената и Синода. 1829-1834 гг.

Последняя крупная постройка Росси в Петербурге. Строительство завершается в первой половине 30-х годов. Этими постройками завершается история Петербургского ампира.

С западной стороны площадь ограничивает протяженный фасад с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами. Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. По бокам лестниц предполагалось разместить чугунных львов, но их установке воспротивился Синод. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами. Скульптуры на фасадах здания - статуи гениев и группа "Правосудие и благочестие", венчающая арку, - созданы известными скульпторами того времени.

В художественном образе постройки Росси цитирует самого себя, соединяя два корпуса аркой. В оформлении триумфальной арки он использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами арки Сената и Синода. Однако в отличие от арки Главного Штаба ось арки Сената и Синода не совпадает ни с центральной осью площади Декабристов, ни со зданием Адмиралтейства. Стоя под этой аркой, вы сможете увидеть лишь газон площади и маленький, невыразительный отрезок стены Адмиралтейства.

Также здание перегружено скульптурным декором, что свидетельствует об упадке и угасании Петербургского ампира. Говорили, что "…русский классицизм вошел в Санкт-Петербург через арку Новой Голландии и покинул его через арку Сената и Синода"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: