Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев 1 страница

Для III курса КДА.

Киевская Духовная Академия

Украинская Православная Церковь

Конспект по:

«Истории Римо-Католической Церкви»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 2

1. Возникновение римской христианской общины. Епископ Рима 2

2. Первые конфликты Востока и Запада. 3

3. Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы 3

4. Римская церковь и поместные церкви Запада 4

5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках 4

6. Схизма при патр. Акакии 5

7. Имперская церковь против папской в эпоху имп. Юстиниана (527-565 гг.). 5

8. Спор о титуле “Вселенский патриарх” 6

9. Римская Церковь и монофелитский спор 6

10. Папство в эпоху Карла Великого 7

11. Конфликт Рима и Константинополя при папах Николае I и Адриане II 8

12. Упадок папства с к. IX – н. XI вв 9

13. Движение за реформу в Западной Церкви в Х- XI в 10

14. Формальное разделение церквей в 1054 году 11

15. Борьба за инвеституру пап в XI-н. XII вв. Папа Григорий VII (1073-1085). 12

16. Западная церковь в XII-XIII вв. 13

17. Краткий обзор схоластики 14

18. Лионский собор 1274 г. 15

19. Авиньонский период. 15

20. Великий западный раскол 1378-1414 гг. 17

21. Констанцский собор 1414-1418 гг. 17

22. Базельский собор (1431-1443) 18

23. Ферраро-Флорентийский собор 18

24. Католическая Церковь в эпоху гуманизма, Ренессанса, Реформации и контр-реформации 19

25. Католичество в эпоху Просвещения. Иезуиты в Парагвае 21

26. Католическая Церковь к. XVIII-п.п. XIX вв. 22

27. Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор 23

28. Католичество в п. п. XX века 24

29. Папы Иоанн XXIII, Павел VI и II Ватиканский собор 26

30. Папы Иоанн Павел I и Иоанн Павел II 27

31. Обзор основных отступлений РКЦ в области догматики, сакраментологии, обрядов и церковных установлений 29

32. Проблема Filioque 30

33. Учение о Чистилище 32

34. Католическая мариология 33

35. Римский папа 34

36. Коллегия кардиналов 35

37.Центральные учреждения РКЦ. Синод епископов, курия Рима, суды, секретариаты. 37

38. Епископат РКЦ 39

39. Пресвитерство и низший клир РКЦ 40

40. Состояние совершенства. Монашеские и полумонашеские учреждения РКЦ. 41

41. Миряне в РКЦ 42

42. Отдельные аспекты современной жизни РКЦ. Харизматическое движение 43

43. Католическое богослужение и календарь 45

Использованная литература 47

Введение

Академический курс истории Католической Церкви является как бы продолжением семинарского сравнительного богословия. Семинария даёт ответ на вопрос “как?” обстоят дела в католической догматике и в чём её отличие от догматики православной. Вскользь упоминаются события, послужившие причиной тех или иных догматических разногласий. История же РКЦ отдаёт приоритет событиям, их анализу и как вывод представляет канонические, догматические и другие отклонения Запада. Другими словами, академический курс истории РКЦ пытается ответить на вопрос “почему?” Католическая Церковь стала такой, какой мы её видим сегодня.

Итак, объектом исследования является Римо-Католическая Церковь в период с I-XX века. Метод исследования – историко-догматический. Цель исследования – проследить генезис РКЦ и сделать выводы, дабы не повторить её многочисленные отклонения в различных областях. Тот, кто пренебрегает уроками истории, – не имеет будущего.

Св. Григорий Богослов: “Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас”.

Св. Филарет Московский: “Души западных христиан предаю суду Божию, наипаче же милосердию Его”.

Св. Феофан Затворник: “Я не знаю, спасутся ли католики…но если я стану католиком – я погибну”.

1. Возникновение римской христианской общины. Епископ Рима.

Существуют три основных мнения о происхождении христианской общины Рима.

1. Эта версия гласит, что ап. Пётр является основателем общины и её первым епископом.

2. Другая версия считает, что ученики ап. Павла могли стать основателями общины. Это вытекает из того, что Павел “старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании” (Рим. 15. 20). Он писал римлянам в 58 году, хотя сам ещё не был в Риме

3. Последняя версия небезосновательно предполагает, что Римская церковь возникла после дня 50-цы (Деян. 2. 14), когда иудеи, слышавшие тогда проповедь апостолов перенесли благую весть в Рим. Во всяком случае, в 50 г. там уже были христиане (Деян. 18. 2; ср. Светоний, “Жизнь XII цезарей”, Клавдий, 25).

В 64 году в городе было уже “огромное множество верующих” (Тацит, Анналы, XV, 44). Вначале общину составляли иудеи диаспоры, но вскоре к ним присоединились и христиане из язычников.

Что касается приведённых версий, то можно принять последние две, а что касается первой, то её можно оспаривать. Ап. Пётр не мог быть епископом именно Римской церкви, поскольку в н. 60-х гг. епископальная церковь ещё не сложилась и более того-в Рим он прибыл к концу жизни ок. 63 г., а казнён был в 64 или 67 гг., когда христиан здесь уже было много.

О епископах Рима первых III веков мало что известно. Мы знаем их имена и то, что 2 из них окончили жизнь в ссылке, а остальные 30 стали мучениками за Христа. Это известно из Книги первосвященников (“Liber pontificalis”). Ап. Пётр стоит в ней на 1-м месте. После него до папы Сильвестра I (314-335) насчитывается 32 епископа.

Первым епископом, который вмешался в дела другой церкви был св. Климент. Коринфские христиане попросили его примирить враждующие партии и уврачевать возникший там раскол. Для этого он пишет в Коринф ряд посланий. Писал чужой общине и еп. Сотир (166-174) обращаясь с увещаниями.

Первый же раскол в самом Риме возник при выборах епископа на которых обнаружилось два претендента. Выиграл Пий (140-154\155) и выступил против другого еретичествующего кандидата. Был раскол и при еп. Корнилии (251-253) и анти-папе Новациане по поводу принятия отпадших. Последний отличался своим ригоризмом в этом вопросе, но Римская церковь избрала средний путь и Новациан был низложен.

Первое длительное пустование Римской кафедры пришлось на правление имп. Деция. Жертвой его гонений стал еп. Фабиан (236-250), и 14 месяцев общиной управляли пресвитеры и диаконы.

Гонения на христиан начались при имп. Нероне, когда он в поисках литературного вдохновения поджёг Рим, а вину возложил на христиан. Гонения носили локальный характер. Время от времени они вспыхивали с новой силой в разных частях Империи, но не были продолжительными и тотальными. Отступники от веры, вернувшиеся назад в общину и раскаявшиеся, получали свидетельства об этом – libelli pacis.

Несмотря на гонения, церковь росла и крепла. К концу III в. на 30 тыс. верующих приходилось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 суб-диаконов, 42 алтарных служки, 52 экзорциста и один привратник. Римская церковь стала “Matrix et radix ecclessiae catholica” (св. Киприан Карфагенский, 48 посл.)

2. Первые конфликты Востока и Запада.

Они возникли из-за даты празднования Пасхи и перекрещивания еретиков.

Малоазийские церкви отмечали Пасху в один день с иудеями – 14 нисана. Христиане Запада, Греции и Египта делали это в 1-е воскресение после 14 нисана. Папа Виктор (189-199), узнав о малоазийской практике, пригрозил тамошним христианам отлучением(ср. Евс. Ц. И. V, 22). Собор в Ефесе в ответ на это поручил еп. Поликрату дать достойный ответ. Он написал Виктору послание, своего рода апологию. Но папа был неподкупен и возникла ситуация схизмы, которая была устранена лишь на Никейском соборе. Ранее уже возникал подобный спор между св. Поликарпом Смирнским и папой Аникитой (155-166). К согласию они не пришли, но не было и схизмы.

Относительно перекрещивания тоже были жаркие споры. В Сев. Африке и Малой Азии приходящих от еретиков крестили заново, не признавая их прежнего крещения, т. к. они “не имеют того же Бога и Христа” (Тертуллиан, о крещении 15; Киприан, посл. 73, 3). В Риме и др. церквях крещение не повторялось, если оно было совершено во имя Троицы и поэтому достаточно руковозложения епископа и Евхаристии. Когда малоазийские и африканские христиане закрепили свою практику на соборах, в к. 254 года папа Стефан (254-257) пригрозил разрывом отношений. Он назвал св. Киприана Карфагенского “лжехристианином, лжеапостолом и рабом лукавого”. В защиту выступили Фирмиллиан Кесарийский и Дионисий Александрийский. Первый писал: “сколь великий грех ты взял на себя, когда отлучил себя от стольких церквей, ибо себя ты сам отлучил от церковного единства…”

Карфагенские соборы 255-256 гг. снова утвердили свою практику, и Стефан прервал церковные сношения.

Как мы видим, несмотря на авторитет Рима, другие поместные церкви не шли на уступки, хотя должны были сделать это согласно учению католиков о безапелляционном подчинении преемнику Петра в древности.

3. Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы.

30 апр. 311 г. Галерий – имп. восточной половины империи отменил всякие гонения на христиан, что было подтверждено и Миланским эдиктом 313 года. Христианам безвозмездно передавались языческие храмы. Появилась возможность созвать вселенский собор. Он состоялся в 325 г. в Никее близ Константинополя. Представителями папы Сильвестра на соборе были пресвитеры Виктор и Викентий.

Собор принял несколько важных решений. Кроме Символа веры решали вопросы о праздновании Пасхи, устранении мелетианского раскола в Александрии. Знаменитый 6-й канон касался вопросов юрисдикции: “Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, Ливии и Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии и других областях да сохраняются преимущества церквей”. Западный историк Руфин толкует: “чтобы древний обычай сохранялся в Александрии и Риме и чтобы епископ Рима имел попечение о пригородных церквях (suburbicariae ecclessiae). Под категорию пригородных подходят 7 ближайших Риму епархий: Веллетри, Порто, Албано, Сабина, Фраскати, Палестрина, Остия.

Сардикийский собор 343 года состоялся по поводу апелляции св. Афанасия Александрийского к епископам Запада в вопросе единосущия 2-й ипостаси Троицы Богу Отцу. Восток был охвачен пламенем арианства и Афанасию ничего не оставалось делать, как бежать в Рим.

3, 4, 5, правила собора дают отныне папе власть вне его юрисдикции. Согласно им, епископ низложенный областным собором может апеллировать к папе, который может решать, давать или нет ход апелляции. Если апелляция признана законной, папа назначает церковный суд из епископов соседней области. Пока дело низложенного епископа разбирается – его кафедра свободна.

В к. IV века правила Сардикийского собора в западных канонических сборниках включаются под единой нумерацией в правила Никейского вселенского собора. Кто именно это сделал – неизвестно, но это отныне давало право папе претендовать на исключительные полномочия во Вселенской Церкви. С этого момента папы начинают слать своих легатов и викариев во все “горячие точки” и патримонии (крупные земельные пожертвования “в пользу ап. Петра”).

Легаты -доверенные посланники с известной степенью папских полномочий. Папы сами в соборах не участвовали, а приучали епископов к присутствию легатов.

Викарии - представители папы как наместника. Титул присваивался не лицу, а кафедре, тем самым подчиняя её Риму. Власть викария была выше власти митрополита, и поэтому многие епископы, соблазнившись на это, принимали титул. Папа Иннокентий (402-417) пишет Виктрицию, еп. Руанскому – своему викарию: “Если откроются важные дела, то по епископском рассуждении о таковых следует доводить до сведения ап. престола, как постановил о том собор и обычай (beato consvetudo). По словам проф. В. В. Болотова “пока римские епископы развивали свою власть на Западе, они стояли на почве канонической. Но они захотели быть папами на Востоке и в этом стремлении сошли с исторической канонической почвы на догматическую”.

4. Римская церковь и поместные церкви Запада.

На Западе веками существовали независимые от Рима поместные христианские церкви.

Медиоланская церковь: весьма раннего происхождения и прославлена епископством св. Амвросия. В IVв. Медиолан (Милан) был столицей империи, а в 381 г. тут состоялся собор и все его постановления вступили в силу без к.-л. утверждения в Риме, что говорит нам о независимости этой церкви. В споре “о 3-х главах” в VI в. М. Ц. формально отделилась от Рима и вхождение её под римскую юрисдикцию произошло лишь при папе Григории Двоеслове в VII в. в связи с просьбой о помощи при нашествии лонгобардов.

Аквилейская Ц.: Её по преданию основал ап. Марк в Аквилее (теперь Венеции) в I в. Во главе церкви стоял митрополит и ему подчинялось 14 епископов. Одно время митрополит носил титул патриарха и сейчас католический архиепископ города так именуется. Присоединение к Риму произошло по той же причине, что и у Милана в 698 г.

Равеннская Ц. Её расцвет приходится на IV-V вв., а история подчинения Риму схожа с предыдущими церквями.

Фессалоникийская Ц. изначально ориентировалась на Рим. В IV в. архиепископы Ф. получают от папы титул викария и подчёркивают свою лояльность к Риму. При возвышении Константинополя Ф. Ц. постепенно теряет свою независимость и при имп. Льве Исаврянине насильно присоединяется к Конс-у патриархату в 732 г.

Иберийская или Испанская Ц. Быстро входит в ареал римского влияния т. к. Рим был духовной и материальной поддержкой против вест-готов. В 385 г. И. Ц. оказалась под римской юрисдикцией.

Галльская или Французская Ц. Изначально стремилась к независимости. Между 346-444 гг. известно 8 случаев низложения епископов соборами, но ни один не аппелировал к папе. Влияние Рима здесь проявилось во 2 п.

V в. при папе Льве Великом, назначившем в г. Арль своего викария. Подчинение Риму приходится на VII в.

В Африке хр-во имело свои порядки, независимые от Рима. Епископы имелись почти в каждом городе, а председательствовал еп. Карфагена. В н. V в. снова происходят конфликты с Римом. В 418 г. Пресвитер Апиарий был низложен еп. Урбаном за аморальное поведение. По 5 пр. Никейского собора он мог апеллировать к вселенскому собору, но он обратился к папе Зосиме (417-418), который и принял его под покровительство по сардикийским канонам. Зосима отправил в Африку 3-х легатов с целью низложить Урбана и доставить в Рим, а Апиария оправдать. Собор в Карфагене начался с того, что легаты зачитали сардикийские правила, уже присоединённые к правилам Никейского собора, но отцы не нашли ничего подобного в своих кодексах. Возникло недоумение. В Конс-ль, Антиохию и Александрию отправились гонцы для сличения правил Никейского собора. Пока они ездили, папа Зосима умер и его преемник Бонифаций (418-422) подтвердил полномочия легатов. Послы с Востока тем временем вернулись и привезли правила без всяких дополнений. Урбан остался на месте, покаявшегося Апиария послали на другой приход, а легаты уехали ни с чем. Вскоре Апиарий снова низлагается за распутство и снова апеллирует в Рим. Следующий папа - Целестин (422-432) снова шлёт 1 легата, которому в Карфагене доказали преступления Апиария и он отказался от его защиты. Легат привёз папе послание из Африки, где ему советуют не принимать часто апелляции и что “интересы справедливости достаточно подтверждаются тем, что осуждённый может апеллировать к поместному или вселенскому собору и что Афр. Ц. сама в праве решать свои внутренние дела”. Выражается надежда, что больше не будут приезжать легаты для исполнения римских приговоров, а клирик, прибегнувший к заморскому суду не может отныне быть восстановлен в своём достоинстве. В 429 г. В Африку хлынули вандалы и стёрли цивилизацию с лица земли. Христиане подчинились Риму при папе Льве Великом.

5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках

Император Феодосий в 381 году созвал собор в Константинополе для решения ряда вопросов, но ни папа Дамас (366-384), ни епископы Запада на соборе не были. Было осуждено арианство и дополнен Символ веры учением о Св. Духе.

3-й канон собора гласил, что епископ Конс-ля (подчинявшийся епископу г. Гераклея) отныне по чести занимает место непосредственно после еп. Рима, т.к. он “Новый Рим”, т.е. столица и был по преданию местом проповеди ап. Андрея. – т. е апостольского происхождения. Канон не был направлен против Рима, а служил возвышению Конс-ля над вост. патриархатами,. главным образом над Александрийским. Папа Дамас не признал 3-й канон и на Римском соборе 382 г. было определено, что во главе Церкви стоят епископы тех городов, где ранее действовал ап. Пётр или его ученики (ап. Марк в Александрии).

Эфесский собор 431 г. (III Вселенский) рассматривал христологию патр. Нестория и осудил его. Ссорились Антиохия и Александрия. Рим прислал легатов, которые в споры не вмешивались. На Халкидонском же соборе 451 г. Рим в лице папы Льва Вел. (440-461) стал выразителем правоверия. В Италии папа истребил пелагианство и стал инициатором созыва вселенского собора по вопросу монофизитства. Он в своём томосе стал посредником между Александрийским и Антиохийским богословием и дал гармоничное сочетание того и другого. Он первый выступал не просто как епископ Рима, а как вселенский первосвященник. Его жизнь и вера соответствовали идеалам святости, и именно это повлияло на утверждение учения о примате папы. В послании к Флавиану “О двух природах” утверждается, что ап. Пётр есть “princeps” всего чина апостолов, он превосходит их по власти и он основатель всей Церкви: “ап. Пётр опирается на несокрушимую крепость камня Христа” и поэтому в силу сопричастности (partitipione) Пётр принят в теснейшее единство со Христом и представляет собой посредника между Христом и Церковью. Это вечное учение как вечно и само Евангелие. Невидимо Пётр и поныне пасёт стадо Христово, а видимо это делают его преемники по Римской кафедре.

Халкидонский собор в 28 каноне поставил кафедру Константинополя первой на Востоке и уровнял его епископа по рангу и авторитету с римским. Реально же в условиях цезарепапизма патриарх Константинополя был как бы придворным епископом и не имел большой власти, папы же наоборот на Западе были очень сильны и нередко приписывали себе императорскую власть. Они были самыми крупными землевладельцами Западной империи.

Папа Лев не принял 28-е правило. Его легаты – епп. Пасхазий и Луценций, пресв. Бонифаций и Василий тайком покинули заседание перед голосованием, дабы потом иметь повод его опротестовать. Патр. Анатолий просил папу принять канон, и внешне казалось, что он просит его утвердить все правила собора, но это не так. Отцы, обращаясь к папе, как бы заискивали перед ним “…молим тебя, почти наши декреты…” и пр. Это характерное для Востока обращение воспринималось Западом как должное и позже выдвигалось в защиту древнего примата папы. А. В. Карташёв пишет: “Восточные не понимали догматического смысла, вложенного папами в свои юрисдикционные притязания и легкомысленно думали, что речь идёт об административном первенстве и властолюбии”.

На Западе 28 канон так тогда и не был принят, а папа Лев в своих письмах к императору и патриарху изложил вызвавшие это причины.

6. Схизма при патр. Акакии.

В 482 году имп. Зенон издал “Формулу единства” (Энотикон), автором которой был патр. Акакий Константинопольский. В “Формуле” не было еретических высказываний и не было также халкидонской формулы о двух природах Христа – неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, – и вообще о Халкидонском соборе там не упоминается как о вселенском. В этом Зенона и Акакия обличали папы Симплиций (468-483) и Феликс III (483-492). Никто тогда, и Рим в том числе, не понимал, что одну и ту же веру можно изложить разными словами и поэтому Константинополь был заподозрен в ереси. В то время как раз возникают волнения в Александрии по поводу двоевластия. После смерти в 477 г. патр. Тимофея Элура александрийцы на его место избрали Иоанна Талайю, а столица назначила Петра Монга. Талайя поехал в Рим с жалобой и папа созвал в 484 г. собор, который анафематствовал Акакия и тех, кто принял Энотикон. Началась 30-летняя схизма. Рим требовал вычеркнуть Акакия из диптихов, но этого никто не делал. Лишь при имп. Юстине и патр. Иоанне II Каппадокийце в 519 состоялся собор подтвердивший халкидонские постановления и папа Гормизда тогда смягчился и прислал легатов для примирения. Они привезли “Формулу Гормизды” с папистической доктриной. Все приверженцы Энотикона, по настоянию легатов, должны быть вычеркнуты из диптиха и каждый подписавшийся впредь обязуется следовать предписаниям Апостольской кафедры. Константинополю было сложно с этим согласиться, но обстоятельства вынуждали. Греки составили к “Формуле” преамбулу, в которой сказано: “под апостольской кафедрой следует понимать кафедру Рима вообще – как Ветхого, так и Нового…”Преамбула уничтожала смысл римских требований. Папа же остался убеждён, что именно он заставил восток покориться.

На Пасху 27 марта была отслужена совместная литургия, на чём схизма прекратилась.

7.Имперская церковь против папской в эпоху имп.Юстиниана (527-565 гг.)

Заключение мира в 519 году выглядело триумфом папства, но уже Гормизда видимо предчувствовал, что с новым правлением в Константинополе можно опасаться ещё более значительных трудностей, чем прежде. Его предчувствия сбылись с воцарением Юстиниана – типичного представителя идеи имперской церкви. Его идеалом было единство, ради которого он пытался вернуть потерянные западные территории и устранить разногласия в Церкви. Речь идет об устранении монофизитского раскола. Путь к единству Юстиниан прокладывал, как богоизбранный высочайший правитель единого христианского сообщества. Церковь при этом была втянута в единый гос. механизм

Юстиниан почтительно относился к Римской кафедре, но не смешивал её с теми, кто ею руководит. Пример этому – плен папы Сильверия в 537 г. и папы Вигилия в 545 г. Последний был схвачен в храме св. Цецилии и насильно доставлен сперва на Сицилию, а потом в столицу. Юстиниан нуждался в его поддержке в осуждении Феодора, Ивы и Феодорита, однако папа противился осуждению уже умерших людей и не желал коррекции халкидонских постановлений. Патр. Мина и папа обменялись по этому поводу отлучениями и опять возникла схизма. Она длилась недолго, до праздника апп. Петра и Павла. Вигилий уступил и в своём “Judicatum” осудил кого требовалось. Почти весь Запад восстал против этого, и папа оказался между 2-х огней. Ему долго пришлось ходить по лезвию бритвы, но в конце концов он отказался от осуждения “трёх глав”, за что был опять унижен людьми императора. Раскол закончился тем, что новый патр. Евтихий в 553 г. прислал папе своё исповедание веры и тот остался доволен.

Тем временем Юстиниан развивал доктрину о власти императора. В 105 новелле и в предисловии к 6-й утверждается, что император послан Богом как живой закон для людей…это распространяется и на дела Церкви и не подчиняющийся этому, будь он хоть верховным первосвященником (папой) он почувствует на себе гнев императора как всемогущего господина гос-ва и Церкви.

Перед епископами Юстиниан испытывал высочайшее почтение. Они только были обязаны за него молиться, всё остальное - дело самого императора. Эта идея совершенно противоположна учению папы Геласия “о двух властях”. Он писал патр. Анастасию: “Император есть сын Церкви и в церк. делах должен учиться, а не поучать. Епископу, согласно воле Божией, принадлежит управление Церковью, но не мирская власть... все знают, что престол св. Петра имеет право развязывать то, что связано суждением других епископов. Он может иметь суждение о всей Церкви, но никто не может судить о его приговоре…”.

В 553 году состоялся V всел. собор в Конс-ле. Папу Вигилия трижды приглашали на собор, но он, сославшись на недомогание, не приехал, а прислал свои мнения письменно. Он осуждает еретические места у Феодора и как уже умершего представляет суду Божию. От осуждения Феодорита и Ивы он уклонился т. к. они анафематствовали несторианство и были приняты Халкидонским собором. На папу опять началось гонение. Через собор император решил его смирить. Были представлены документы против Вигилия и собор признал его подлежащим низложению. Личность Феодора и сочинения Ивы и Феодорита были преданы анафеме.

При имп. Маврикии (582-602), который строго держался правоверия, все 4 Восточные кафедры опять имели общение с Римом.

8. Спор о титуле “Вселенский патриарх”

При имп. Юстиниане усилилось отчуждение Востока и Запада. Первый, более сильный на тот момент, хотел навязать свои идеи силой.

Новый конфликт на этот раз выпал на понтификат папы Григория Вел. (590-604), хотя начался при его предшественнике папе Пелагии II. (578-590) Он происходил из знатной римской сенаторской династии, в светской карьере достиг должности префекта Рима, но неожиданно для всех ушёл в монастырь, который сам же и основал в своих сицилийских владениях. Затем он основал ещё 7 монастырей. Папа Пелагий II рукоположил его в диакона и много лет он был апокрисарием (представителем папы) при византийском дворе.

Когда Григорий стал папой, он начал критиковать титул “Вселенский Патриарх” – “episcopus ecumenicus”, который с 587 г. Иоанн Постник стал применять к себе как предстоятелю Константинопольской кафедры. С 595 г. эта практика была утверждена как синодом епископов, так и императором Маврикием (582-602). Александрийский патриарх, также недовольный этим, стал “в пику” Конс-лю именовать “universales ecclessiae papae” папу Григория в посланиях к нему (точно так александрийцы именовали папу Льва Великого в жалобе на Диоскора). Однако тот не принял такого обращения и стал применять к себе титул “servus servorum Dei” – “раб рабов Божиих”.

Титул “вселенский” на Западе переводился как “универсальный” и поэтому кафедра Конс-ля была заподозрена в намёках на главенство над всей Церковью. Этого папа допустить не мог. Если под экуменой подразумевать даже только Византию, всё равно это считалось недопустимым. Григорий повёл энергичную борьбу, упрекая Иоанна Постника в гордыне и зазнайстве. Приемники папы Григория также отклоняли этот титул. Так, папа Лев IX в одном из писем патр. Михаилу Керулларию этот титул называет кощунственной претензией. Столкнулись две психологии:витиеватая греческая и юридическая римская.

Анастасий Библиотекарь через 300 лет после спора взял на себя труд осведомиться, что титул обозначает и как понимается он в Константинополе. Он выяснил, что патриарх носит этот титул не потому, что считает себя главой христианского мира, а потому что возглавляет часть мира, населённую христианами, т. е. Вост. Средиземноморье.

9. Римская Церковь и монофелитский спор.

Патр. Сергий Конс-ий считается личностью повлиявшей на возникновение монофелитства. Заинтересовавшись монергизмом () – учением египетских богословов о том, что во Христе энергии Божества и человечества едины, он стал расспрашивать Феодора Фарранского и монофизита Георгия Арса о возможности обосновать это учение. Патр. Мина ранее в письме папе Вигилию будто-бы употребил этот термин. Иоанн Милостивый, патр. Александрийский, узнав об этом, хотел возбудить дело о низложении Сергия, но помешало нашествие персов на Египет в 619 г.

Правивший в то время имп. Ираклий (610-641) любой ценой хотел добиться унии с монофизитами и запретил всякие рассуждения о двух энергиях. Уния состоялась, но ей воспротивился монах Софроний – будущий патр. Иерусалима. Его избрали в 633 г., и Сергий, встревоженный этим, поспешил настроить против него папу Гонория и написал ему расплывчатое письмо в монергистическом духе. Папа, человек недалёкий, видимо недопонял, смысла и в ответном письме изрёк: “Единое исповедуем хотение Господа Иисуса Христа”.

В 638 г. появляется “Изложение веры” имп. Ираклия – откровенно монофелитское. Папы – Северин, Иоанн IV и Феодор не приняли документ и были поддержаны соборами на Кипре в 643 г. и Сев. Зап. Африке в 646 г. Св. папа Мартин и Максим Исповедник стали мучениками в этом споре. Мартин не принял “Типос” (эдикт, которым заменили “Экфесис”) и созвал Латеранский собор в окт. 649 года, который утвердил учение о 2-х волях и оградил его 20-ю анафематизмами. Император Констанс, внук Ираклия, арестовал папу и обвинил его в полит. измене. С Мартина сорвали одежды, издевались и в конце концов сослали в Херсонес Таврический, где он и скончался в 16 сент. 655 г. Максима Исповедника тоже обвинили в полит. измене и оригенизме. Все обвинения он отверг и был сослан. Вторичный суд состоялся в 662 году. Максим не принял “Типос” и ему отсекли правую руку. Он умер в ссылке в том же году.

В 668 г. Констанс был убит заговорщиками, и его приемник Константин Погонат, не склонный к монофизитству, взялся примирить папу Домна и патриарха Константинополя Феодора, продолживших спор в 678г. Примирительное письмо было получено уже папой Агафоном (678-682), и он прислал своих легатов – пресвитеров Феодора, Георгия и диак. Иоанна с изложением учения о 2-х волях во Христе на основании предания Римской церкви и цитат Свв. Отцев. Легаты прибыли в Конс-ль в сент. 680 г. Наступило благоприятное время для созыва вселенского собора. Император поручил патр. Георгию призвать в столицу восточных епископов. VI Всел. собор открылся 16 сент 681 года. В ходе собора легаты заявили о подложности письма патр. Мины папе Вигилию, где упоминалась одна энергия во Христе. Все с этим согласились. В конце собора после длительного разбирательства было закреплено учение о 2-х волях, а сторонники монофелитства были осуждены и среди них папа Гонорий. Папа Лев II (Агафон умер 10 янв. 681 г.) принял это известие и согласился с ним. Позже, когда появился догмат о папской непогрешимости в делах веры, Гонорий стал “неудобен” и католические историки (Бароний) подвергли сомнению подлинность актов собора. Гефеле утверждал, что Гонорий был православным и ошибся лишь в формулировке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: