Образовательные технологии. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Содержание разделов и тем дисциплины

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (НОВОЕ ВРЕМЯ): ПРЕДМЕТ, КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ.

Тема 1. Предмет, категории и понятия истории культуры.

История культуры России в системе гуманитарного образования. Специфика нового времени в России. Понятия «традиционная» и «новая» культура. Характерные черты «новой» культуры. Проблемы периодизации. Историографическая традиция изучения истории культуры и современная историография. Характеристика основных групп источников.

РАЗДЕЛ 2. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ «НОВОГО ВРЕМЕНИ».

Тема 2. «Обмирщение» культуры и начало изменений в системе взаимоотношений: государство – общество – человек.

Разумное знание и кризис средневекового мировоззрения. Алексей Михайлович - тишайший царь "бунташного" века: персонификация парадокса времени. Усиление внимания к человеку и стремление к энциклопедической полноте. Культура русского барокко. Программы государственных и культурных преобразований России. Ю.Крижанич: идея всеславянского единства: неприятие современников и трансформация в идеологии потомков. А.Л.Ордин-Нащокин. Новые тенденции в литературно-историческом творчестве.

Тема 3. Истоки и культурно-исторические последствия русского религиозного раскола.

Отголоски идеологии «Москва - Третий Рим» в русской политической культуре второй половине XVII в. Кружок "ревнителей благочестия" как духовное и культурное объединение. Алексей Михайлович и патриарх Никон: конфликт самодержавия и церкви. Церковная реформа и раскол как крупный социокультурный и духовный переворот. Секуляризация общественной мысли. Идеал Святой Руси и идея великой России.

Рубеж XVII-XVIII вв.: обострение социокультурных противоречий, начало насильственной «европеизации» традиционной культуры.

РАЗДЕЛ 3. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.

Тема 4. Культура и власть в России первой половины XVIII в.

Появление феномена - «культурная политика». Изменение иерархий и ценностей. «Насильственный прогресс» и «патернализм» как основа государственного руководства культурой в первой четверти XVIII в. Влияние петровских реформ на развитие культуры. Противоречия культурной политики: модернизация культуры и консервация архаичных, средневековых традиций. Неприятие большей частью общества радикальных изменений в культуре повседневности. Эпоха «дворцовых переворотов» и культура: тормозящие и стимулирующие факторы. Церковная реформа Петра I и культура.

Тема 5. Общественно-культурная жизнь России первой половины XVIII в.: диалог традиций и новаций.

Изменения в общественном сознании. «Открытость» культуры, расширение тематики произведений, связь с общественной мыслью Запада. «Естественное право», «общественный договор», «общее благо» и трансформация идей рационализма на русской почве. Официальное направление - господствующее в отечественной общественной мысли первой половины XVIII в. Идея неограниченной власти, как реформирующей силы, обеспечивающей процветание государства. Отзвуки концепции «Москва - Третий Рим» в идеологии Петра I. «Бироновщина» как эпоха в процессе «самоосознания» нации». Экономическая и культурная «европеизация» России (А.А.Курбатов, Ф.С. Салтыков). Связь времен - века XVII c XVIII - в общественной мысли (И.Т.Посошков).

Первые «конституционные» проекты (Д.М.Голицын). «Ученая дружина». Кружок «конфидентов» А.П.Волынского: проекты национально-государственного и культурного возрождения России.

Изменения в социальном строе общества в петровское время. Формирование культурного самосознания сословий. «Служилое» дворянство первой четверти XVIII в. – начало развития корпоративного сознания дворянства в 30-60 гг. XVIII в.

Тема 6. Образование как проблема государственная. От научного знания к науке.

Профессиональный характер и утилитарные задачи образования петровского времени. Начало светской школы. Изменение содержания и направленности обучения при сохранении традиционных форм и методик. Учебные заведения нового типа.

Сухопутный шляхетский кадетский корпус как культурно-просветительное учреждение XVIII в. От провиденциализма к рационализму. Первые шаги отечественной науки. Академия наук как научный и учебный центр. Экономические и военные потребности страны и развитие технических и естественных наук. Утверждение европейских канонов и национальная специфика.

Тема 7. Изменение роли книги в культуре первой половины XVIII в.

Государственная «секуляризация» книжного дела в петровское время. Учебник как феномен нововременной культуры. Введение нового шрифта и его роль в расширении сферы новой культуры. Развитие типографского и книгоиздательского дела. Первая печатная газета «Ведомости» (1702-1727гг.). «Санкт-Петербургские ведомости» (1728-1917гг.) – новый тип газеты: стабильное название, строгая периодичность, долговечность. Книжная торговля: государственная книжная лавка в петербургском книжном дворе (1714г.).

Тема 8. Новации в художественной культуре первой половины XVIII века.

Традиции и новации в художественной культуре. Усиление интереса к человеческой личности, развитие авторского начала в искусстве, становление нового литературного языка. Ф.Прокоповия как теоретик литературы нового времени и основоположник национально-исторической проблематики в отечественной драматургии. Становление отечественной театральной культуры: «Комедийная хоромина». Школьный театр при сухопутном шляхетском корпусе.

РАЗДЕЛ 4. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.

Тема 9. Культурная политика второй половины XVIII века.

Культура елизаветинского времени: возрождение традиций, смена влияний, новации. Отсутствие продуманной культурной политики и успех конкретных мероприятий. Просвещенный абсолютизм и культура России (1760-ые - 90-ые гг.). Усиление внимания правительства к вопросам культуры. Правительственный «либерализм» и взаимоотношения с интеллектуалами в России и за рубежом. Отражение взаимоотношений власти и церкви в культуре. Реакция русского общества на изменение культурной политики при Павле I: протест против «формы» и нежелание разобраться в «содержании».

Тема 10. Общественная мысль России во второй половине XVIII века.

Социальное содержание и особенности русского просветительства XVIII в., консерватизм и радикализм (Екатерина II и А.Н.Радищев). Крепостничество как феномен русской культуры: интеллектуальная рекрутчина и творческая индивидуальность. Русское общество и французская революция. Масонство в России: религиозные и нравственные искания. Окончательное «раскрепощение» и золотой век русского дворянства 60-90 гг.

Тема 11. Образование, просвещение и становление отечественной науки во второй половине XVIII века.

Московский университет: общественно-культурный резонанс, связанный с открытием государственного светского учебного заведения, его вклад в культуру России.

Смена культурных парадигм в 1760-ые гг. Философско-педагогические идеи И.И.Бецкого и новая концепция образования. «Генеральное учреждение о воспитании в России обоего пола юношества» - программа правительственной культурной политики в просвещении. «Воспитание» «новой породы» людей и создание системы закрытых учебных заведений. От специального образования к общему. Начало женского образования.

Школьная реформа 80-х гг. Ф.И.Янкович. Изменение облика русской школы Подготовка учителей. Разработка методики, учебная литература. Отношение к проблемам образования и просвещения в обществе.

. Ведущие тенденции в социально-гуманитарном знании. Проблема человека в русской философии XVIII в. Формирование исторического самосознания. Российская Академия - центр изучения русского языка и словесности (1783г.). Новая форма организации научной деятельности - первые научные общества. Ученый XVIII в.

Тема 12. Печать и образованное общество России второй половины XVIII в.

Культурное значение расширения издательского и типографского дела. Указ о вольных типографиях (1783г.) - открытие типографий в столицах и провинции. Влияние частноиздательского дела на изменение репертуара отечественной книги во второй половине XVIII в. Значение деятельности издательских объединений для развития отечественной культуры. Увеличение объема и расширение географии книжной торговли. Общественно-культурный резонанс и практические последствия указа «Об ограничении свободы книгопечатания...» (1796г.). Журналистика как специфическая область общественно-политической и творческой деятельности.

«Московское ведомости» (1756г.). Начало частной журналистики. Рост объема, значимости и влияния общественной информации на историко-культурный процесс России. Значение газет и журналов в расширении общего кругозора, воспитании вкуса, образовании, совершенствовании и обогащении русского литературного языка. Первые отраслевые издания. Начало провинциальной периодики. Издательская деятельность Н.И.Новикова. Библиотеки в распространении знаний и просвещения.

Тема 13. Идейно-художественная жизнь России во второй половине XVIII в.

Географический аллегоризм русской философской литературы XVIII в. Появление силлабо-тонической системы стихосложения. В.К.Тредиаковский. М.В.Ломоносов. Переводная литература и русский читатель XVIII в. Общество друзей словесных наук. Социально-политические мотивы и начало обличительно-реалистического направления русской литературы последней трети XVIII в.

Профессионализация отечественной театральной культуры. Ф.Г.Волков. Драматургия А.П.Сумарокова. Школьные театры. Частный театр на Царицыном лугу (1779г.), Петровский театр(1780г.). Крепостной театр как социокультурное явление XVIII в. Н.П.Шереметев - новатор театрального искусства. Культурный проект Дворца искусств на Никольской. Провинциальный театр. Человек новой культуры в литературе и на сцене.

Светская музыка в общественной и частной жизни. Профессионализм и формирование национальной композиторской школы (В.А.Пашков, Е.И.Фомин). Камерная, вокальная и инструментальная музыка. Опера как культурная новация второй половины XVIII в. Первые песенные сборники (В.Ф.Трутовский,М.Д.Чулков). Судьба творческой личности в России XVIII в.

РАЗДЕЛ 5. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

Тема 14. Государство и общество в первой половине XIX в.: проблема социокультурных взаимоотношений.

Разработка новых основ государственной культурной политики, противоречие планов и реализации, поиск компромисса. Министерство народного просвещения как орган правительственного руководства и контроля за культурой. Духовный кризис крепостничества, тяга образованного сословия к принципам гражданского общества. Оппозиционность как проявление гражданской и культурной активности. Декабристы - проекты культурных преобразований России, политическое и идейное противостояние самодержавию.

Идеология официальной народности как основа политики в области культуры. Интеллектуалы: политическая, нравственная и культурная оппозиция режиму. Нигилизм и скептицизм П.Я.Чаадаева, реакция правительства и общества, влияние его идей на развитие общественно-политической мысли XIX в. «Славянофилы» и «западники» - истоки двойственности национального сознания, синтеза и направленности культуры. Идеи утопического социализма, радикализма и нетерпимости в общественной мысли 30-50 гг. XIX в. и их своеобразие на русской почве. «Ответы» правительства на «вопросы» общества.

Тема 15. Российское просвещение и наука в структуре духовной жизни России первой половины XIXв.

Отечественное просвещение в системе «либеральных» и «бюрократических» реформ первой половины XIX в. Университетский устав 1804 г. и: либерализация высшей школы. Новые вузы, специальные учебные заведения, лицеи и др. как культурные центры. Отступление от курса реформ в последние годы царствования Александра I. Переход к охранительной политике в области просвещения, образования и культуры в николаевскую эпоху. Новое положение об учебных округах 1835 г.: расширение прав попечителя и изъятие из подчинения университетов. Бюрократизация высшего образования. Устав 1835 г. и сближение университетов «с коренными и спасительными началами русского управления». Повышение уровня высшего образования в 30-50 гг.

Успехи науки. Развитие отечественной историографии и специальных дисциплин. Формирование научных школ, развитие вузовской науки. Научные общества: численный рост, специализация, территориальное распространение, значение для развития культуры.

Тема 16. Книгоиздательское дело и печать в культуре России первой половины XIX в.

Оживление общественно-политической жизни и правительственный либерализм первых лет царствования Александра I. Культурная значимость мероприятий в области печати (ввоз книг и периодики из-за границы, открытие типографий, смягчение цензуры и т.д.) Бурное развитие периодики как показатель роста национального самосознания. Расширение географии изданий и издательств. 1825 г. – раскол в русском обществе. Ужесточение правительственного курса во второй четверти XIX в.: «цензурный террор», сокращение частных изданий, усиление контроля за типографиями и книжной торговлей и пр. Общественная позиция журналистики 30-40х годов. Журнал как канал культурной коммуникации.

Развитие библиографии. Издательские традиции и новации. Роль «толстого» журнала в общественно-политической и культурной жизни. Появление крупных отечественных книгоиздателей. Книга, журнал, газета в культурной жизни провинции.

Роль библиотек - культурных учреждений - в распространении просвещения в первой половине XIX в. (частные, учебные, первые публичные в провинции, коммерческие при книжных магазинах). Государственная Публичная библиотека в Петербурге (1814г.).

РАЗДЕЛ 6. РЕФОРМЫ, КОНТРРЕФОРМЫ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.- НАЧАЛЕ XX В.

Тема 17. Реформы, контрреформы и отечественная культура второй половины XIX в.

Реформаторство как феномен политической и культурной активности правительственных кругов в 1860-ые – начале 1870-х гг. Идеи гражданского общества, народно-представительной власти. Культурные аспекты реформ. А.В.Головнин - идеолог и практик реформ в области просвещения и культуры. Новые принципы культурной политики «эпохи великих реформ». Анализ предшествующего отечественного и зарубежного опыта. Активное применение научного подхода при решении вопросов культуры на государственном уровне. Широкое обсуждение культурных проектов, привлечение отечественных и иностранных ученых. Проблемы реализации реформаторских начинаний в области культуры.

От реформ к контрреформам. Изменения культурной политики. Система классицизма: политический и культурный аспекты. Смена культурных парадигм и иерархии ценностей в конце XIX в.

Тема 18. Российское просвещение и наука в контексте культуры второй половины XIX в.

Возрастание общественной значимости просвещения и науки. Проблемы образования в структуре духовной жизни России второй половины XIX в.: научный и общественно-педагогический аспекты. Традиции и новации в просвещении. Учительское движение в народ - форма общественной и культурной деятельности.

Университетский вопрос в России XIX в.: политический и культурный аспекты. Устав 1863 г. - кульминация «эпохи великих реформ», университетский устав 1884 г. - апофеоз контрреформ в сфере культуры. Университеты как центры подготовки научных кадров. Научные школы и направления в рамках вузовской науки.

Женское образование: проблемы, достижения и культурные последствия.

Повышение международного авторитета отечественной науки во второй половине XIX в. Влияние научных достижений на духовную жизнь общества. Научные съезды, конференции, диспуты и др. Научно-просветительское движение. Научные общества как форма творческой активности российской интеллигенции. Многообразие научных школ и направлений.

Тема 19. Книга и периодика в культурной жизни России второй половины XIX в.

Рост общественной значимости печати в России второй половины XIX в. «Свобода» книгопечатания и расширение рынка книжной и журнальной продукции в 60-70 гг. Новая тематика отечественной книги. «Коммерческий» и «идейный» издатель. Крупнейшие издательства, их специализация, идейная направленность, качество издаваемой литературы.

Периодика второй половины XIX в.: возрастание роли печати в общественно-политической и культурной жизни, расширение круга читателей, бурный рост газет и журналов в провинции, расцвет отраслевой периодики, появление нелегальной прессы и т.д.

Библиотечный бум второй половины XIX в.: бесплатные народные библиотеки-читальни, библиотеки при книжных складах, земские библиотеки и т.д. Публичная библиотека в Москве (1862 г.)

Усиление внимания к контролю за печатным словом – основным каналом культурной коммуникации. Передача цензуры в ведомство внутренних дел. «Временные правила» 1865 г. в контексте «эпохи великих реформ». Элементы либерализации надзора за культурой и создание стабильного органа управления им. Расширение сферы контроля по мере повышения культурного уровня общества и роста круга потребителей культурной продукции. Постепенный отход от реформ. Временные правила 1882 г. и усиление цензурного гнета. Борьба с цензурой как проявление общественно-культурной активности: успехи и неудачи.

Тема 20. Русская культура на рубеже XIX - XX вв.

Особенности общественно-демократического подъема середины 90-х гг. Широкое либеральное движение, интерес к религиозной философии, марксизму и пр. Предчувствие и ожидание грядущих перемен как характерная черта общественного сознания. Влияние революции на определение идейно-художественной позиции деятелей отечественной культуры.

Демократизация образования. Широкое распространение общественных и частных учебных заведений, вольных и народных университетов. Добровольные общества по народному образованию. Новые формы внешкольного образования и культурно-просветительной работы. Возрождение и дальнейшее развитие женского образования.

Расширение культурно-информационного пространства, оперативности информации, дальнейшее совершенствование типографского дела. Повышение роли газеты и расширение круга ее читателей. Политизация прессы. Фундаментальные справочно-энциклопедические издания как памятники культурно-исторического процесса конца XIX - начала XX вв. Отечественные издания на международном книжном рынке. Литература для народного чтения и самообразования как элемент массовой культуры. Роль библиотек в распространении книг и журналов. Печать и власть.

Открытия мировой и отечественной науки рубежа веков и их отражение в социально-экономической, политической жизни и общественном сознании. Выдающиеся ученые и влияние их исследований на мировоззренческие изменения в общественном сознании. Русская религиозная философия и духовная культура рубежа веков.

Традиции и новации в литературе, театральной и музыкальной культуре. Творческие союзы как форма объединения деятелей культуры. Новые явления в музыкальной культуре. «Русские сезоны» С.П.Дягилева: поиски синтеза искусств и международное признание русской балетной школы. Рождение отечественного кинематографа. Кинофабрика в Москве, первые игровые фильмы - «Пиковая дама», «Отец Сергий». Сложность и противоречивость художественных исканий и достижения русской культуры рубежа веков.

Активная общественно-культурная позиция отечественной интеллигенции: творец, носитель, хранитель, теоретик, критик и пр. Изменение состава и численности интеллигенции на рубеже веков. Философско-религиозные и нравственные искания, увлечение мистицизмом, эзотерикой, теософией, масонством и пр. Интеллигенция и революция: политический и социокультурный раскол. Творческие поиски и эксперименты в культуре рубежа веков.

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
                             
  История литературы + + + + + + + + + + + + +
                             
  История повседневности + + + + + + + +     + + +
  История русского искусства + + + + + + + + + + + + +
  История культуры России (новейшее время) + + + + + + + + + + + + +

При реализации программы дисциплины «История культуры России (Новое время)» применяются различные образовательные технологии. Во время аудиторных занятий используются: проблемно-хронологический метод изложения лекционного материала в сочетании с культурно-антропологическими экскурсами, а так же лекции-дискуссии.Семинарские занятия проходят в форме дискуссий и коллоквиумов по общим проблемам и частным вопросам истории русской культуры нового времени, список которых студенты получают заблаговременно вместе с перечнем источников и литературы, а также устной инструкцией по подготовке к семинару. Семинарские занятия должны помочь не только лучшему усвоению лекционного материала, но и дальнейшей самостоятельной профессиональной и исследовательской работе студента. (ОК-1, ОК-2, ПК-1, ПК-15)

Дискуссия – дает возможность активизировать познавательную деятельность студентов, позволяет им стать субъектами межличностных отношений в коллективе, формулировать и аргументировано защищать собственную точку зрения.

Семинар-коллоквиум направлен на повышение знаний студентов и предусматривает обсуждения предложенных разделов и тем, применяя: культурно-антропологический подход; детальный разбор текстов источников; анализ исследовательских подходов.

Написание и защита курсовых проектов (работ);

Участие в научных студенческих конференциях;

Самостоятельная работа студентов с литературой и историческими источниками (под руководством преподавателя и индивидуальная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: