Культура советского общества

Октябрьская социалистическая революция в России и культурная революция. Приобщение широких народных масс к достижениям науки, техники, искусства. Взлёт народ­ной культуры: инициатива и творчество. Место и роль культу­ры в развитии социалистического общества. Ошибки, извра­щения и достижения в развитии социалистической культуры. Основные политические события и социокультурные процес­сы 20-х, 30-50-х, 60-80-х годов.

Культура и искусство в послеоктябрьский период. «Ре­волюция и искусство», «искусство и народ» - центральные проблемы творчества. (А.Блок, В.Маяковский, К.Петров-Водкин и В.Кандинский, И.Фомин. В. Татлин, В.Мейерхольд и Е.Вахтангов). Революционный «авангард»: футуристы, супрематисты, кубисты, имажинисты, конструктивисты и т.д. По­эты Пролеткульта и «Кузнецы». Ленинская критика пролеткуль­товских и футуристических теорий, его концепция культурной революции и отношение к культурному наследию.

Революционный романтизм и революционный рационализм художественного творчества, их модификации. Зрелищность, «общенческая», «игровая» ориентация искусства. Художник как выразитель «Мы – сознания». Взаимодействие профессиональ­ной и самодеятельной культуры. Положительная роль органи­зационных мероприятий первого советского правительства в отношении культуры. Негативная роль политической регуля­ции. 20-е годы – путь от самодеятельного искусства, его дилетантизма к профессиональному искусству и развитию художественного сознания. Эволюция Пролеткульта и ЛЕФа. Про­изводственное искусство (А.Гастев, Н.Асеев, В.Хлебников, А.Родченко, А.Попова, В.Арбатов). Идейно-эстетическая борь­ба между различными объединениями и группировками. Реалис­тические и романтические установки творчества, общегуман­ная ориентация (М.Булгаков, А.Платонов, А.Ахматова, О.Ман­дельштам, А.Грин, Б.Кустодиев, П.Корин, А.Таиров, Н.Мясков­ский, А.Вронский и др.)

Основная тема 20-х, 30-х годов - историческая судь­ба народа, рабочий класс, социальные изменения в деревне.

Становление творческого метода социалистического реа­лизма, его решения, политика и стили (М.Горький, М.Шоло­хов, Д.Фурманов, Л.Леонов, братья Г.и С.Васильевы, Н.Ти­хонов, М.Светлов, С.Эйзенштейн, В.Иогансон, С.Герасимов, А.Довженко, М.Греков, И.Дунаевский, Р.Глиэр и др.).

Нарастание регулятивного воздействия идеологии, администрирования в культуре в 30-50-е годы. Унификация ху­дожественного сознания и репрессии, «нормативно-лакировочная «эстетика»», фальсификация истории и искажение современ­ной картины мира; «социальные маски» в искусстве.

Великая Отечественная война и особенности развития советской культуры. Роль культуры в утверждении советского патриотизма и гражданственности. Жёсткая идеологизация и бюрократизация сферы культуры в 40-50-е гг. Организация всесоюзных смотров, декад искусства советских наций и на­родов. Изменения в жанрово-видовой культуре искусства. Влияние литературно-повествовательных принципов отражения действительности. Развитие оперно-балетного творчества, хорового пения и танцевальных ансамблей. Массовые празд­ники, шествия, парады. Монументализм в архитектуре и скуль­птуре. Влияние фольклора на профессиональное искусство. Искусство и культ личности. Официальное искусство и «не­ведомые шедевры».

Влияние социально-политической оттепели 50-60-х гг. на культуру. Ведущие деятели культуры 60-х гг. (М.Ромм, С.Герасимов, Г.Чухрай, М.Калатозов, М.Хуциев, А.Твардов­ский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, В.Шукшин, О.Гончар, Б.Пастернак, Ю.Любимов, Г.Товстоногов, Д.Шостакович, Д.Кабалевский, А.Пахмутова, С.Чуйков, Э.Илтнер, Т.Салахов, Т.Яблонская).

Научные достижения и открытия, массовые средства ин­формации и коммуникации, транспорт, уровень материально – экономического развития.

Мифологемы официального искусства 70-х-начала 80-х гг. Застойный характер системы управления культурой. Потребность в многообразии путей художественного познания. Негативное влияние идей технократизма на формирование личности. Пот­ребность в общекультурном и гуманитарном воспитании моло­дёжи. Появление неформальных творческих объединений. От­ток творческих сил за рубеж. Развитие «конструктивистско-формалистической линии», эволюция от абстрактного до «концептуального» искусства. «Экспрессионистическое художествен­ное течение», отказ от позитивной оценки реальности. Мно­гообразие социально-психологической и эстетической палит­ры альтернативного искусства. Особенности развития «мас­совой культуры» в СССР.

Утверждение ценности и уникальности человеческой лич­ности. Художественность и культура, диалог с историей, экологическая ситуация, национальное и общечеловеческое – основные проблемы творчества. Ведущая роль искусства слова, киноискусства, музыки (Ч.Айтматов, В. Распутин, В.Астафьев, В.Быков, В.Гроссман, Г.Матевосян, А.Вампилов, С.Параджанов, А.Тарковский, Л.Шепитько, А. Шнитке, В.Понков, Е.Моисеенко, Т.Назаренко и др.).

Национальное и интернациональное советское искусство. Нарастание демократических процессов в культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: