Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Псковская школа иконописи




Творчество Феофана Грека

Феофан Грек – первый крупный мастер-иконописец на Руси. Имя упоминается в московских летописях в 1395, 1399, 1405 гг. Судя по всему, родился в середине XIV в., умер после 1405 г. В летописях восхваляются его мудрость, серьёзный подход к работе. Был приезжим из Византии. Работал в Константинополе, где был замечен новгородцами. Расписал около 40 храмов в Москве и Новгороде.

Фрески его работы сохранились в храме Спаса Преображения на Ильине улице, но не полным ансамблем, а фрагментами в барабане, куполе, абсиде, на верхнем ярусе стен.

Живописная манера характеризуется философско-религиозным подходом. Был последователем исихастов – философско-религиозного учения, призывавшего вернуться к истокам христианства. Исихасты утверждали, что главное – духовный мир. Феофан Грек передаёт эту идею через свечение фигур. Работы контрастные, почто монохромные, всегда сочетают 2-3 цвета, один из которых коричневый. На коричневом фоне белые штрихи (пробелá), создающие объём и делающие изображение внутренне напряжённым, экспрессивным.

Феофану Греку явно помогали 2-3 человека (бригада), т.к. изображения чуть отличаются.

В выборе персонажей много нехарактерных фигур, в частности, основоположников христианства Василия Великого, Иоанна Златоуста, изображённых держащими в руках книги.

Знаменитая фреска – «Троица».

Иконы:

- «Богоматерь Донская» (1392 г., Третьяковская галарея) – двусторонняя, на обратной стороне изображено Успение. Не подписана, но по манере письма приписывается Феофану Греку. Называется Донская, т.к., по легенде, её брал на битву Дмитрий Донской. В действительности это неверно, т.к. битва случилась раньше (в 1380 г.), чем икона была написана. Тип «Умиление».

- «Преображение» (конец XIV в., Третьяковская галерея) – разновременные портреты, иллюстрирующие различные этапы события и размещённые на одной плоскости.

В 1405 г. Феофан Грек в качестве руководителя бригады занимался росписью стен и написанием икон иконостаса Благовещенского собора московского кремля. Фрески не сохранились из-за перестройки храма несколькими десятилетиями спустя. Сохранившийся Деисусный чин по манере письма приписывают Феофану Греку. Андрей Рублёв был учеником Феофана Грека и трудился в той же бригаде.

Кроме того, Фоефан Грек занимался созданием иллюстраций к Священному Писанию.

Псков и Новгород – города-соседи, но Псков – младший брат. Более прогрессивной и передовой была манера у новгородских художников, более отсталая – у псковичей. Сохранилось очень мало древних псковских икон. Период расцвета псковской иконописи – XV-XVI вв. Основной блок икон хранится в псковском музее-заповеднике.




Как явление художественной жизни Древней Руси иконы псковской школы менее заметны, чем новгородская живопись, и как самобытная часть древнерусского искусства выделены сравнительно недавно.

Особенности живописной манеры:

- напряжённые драматичные образы, иногда близкие к экспрессивным (связано с пограничным статусом псоквского княжества, частыми войнами);

- специфика местных почвенных пигментов обусловила тёмную цветовую гамму: тёмно-коричневый, тёмно-зелёный, синий цвета;

- тёмно-коричневые лики;

- нижняя часть глазниц в виде треугольников;

- овальные вытянутые лица, выгнутый нос;

- особо почитались местные святые: святая Ульяна и другие. Общее впечатление об иконах таково, что их писал дилетант или непрофессионал. Но т.к. школа включает несколько сот работ, можно говорить о ней именно как школе, а не как о манере конкретного художника.

Псковские иконы:

«Пророк Илия в денех» (с деяниями) – конец XIII в. Цветовая гамма характерна для псковской школы: оттенки коричневого и зеленоватый, кажущийся грязным. Камерное и непосредственное изложение сюжета: пророк сидит среди гор, правой рукой убирает волосы от уха, чтоб лучше слышать Глас Божий.

Мастера не обращают внимания на диспропорции, отсутствие гармонии, невыдержанность цветовой гаммы.

«Иисус Христос» – конец XIII–начало XIV в.

«Сошествие во ад» – XIV в.

«Архангел Гавриил» – XIV или XV в. Лик деформирован, преобладают коричневые и грязно-зелёные светотени, свободное обращение с каноном (объёмность), появление характерного признака псковских икон – изображения нижних век в виде треугольника вершиной вниз.

«Святая Ульяна» – местночтимая святая, XIV в.

«Святая Варвара» – местночтимая святая, XIV в.

«Святой Георгий» – XVI в.

«Оплакивание Христа» – непосредственность, у жён-мироносиц (второй и третьей слева) головные уборы в виде кики, т.е. в икону привнесены детали реальной жизни.

«Огненное вознесение пророка Илии» – XVI в.

Большинство сохранившихся икон относится к XVI–XVII вв. Наиболее известные иконы XV–XVII вв.:

«Сретение»

«Преображение»

«Распятие»

«Рождество»

«Воскрешение Лазаря»

«Омовение ног»





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 865; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9022 - | 7290 - или читать все...

Читайте также:

 

34.204.191.0 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.038 сек.