Биография Ф.Тейлора

Общество инженеров-механиков

Филадельфия - новый центр менеджмента

В 70 — 80-х годах XIX века в США, пожалуй, не было другого такого промышленного центра, где с наиболь­шей остротой проявились бы все противоречия амери­канского производства и чувствовалась бы потребность в нововведениях, как Филадельфия — родина Ф.У.Тей­лора. Это был крупный индустриальный город с тради­ционно развитыми отраслями обрабатывающей про­мышленности, многие компании которой занимали лидирующие позиции по уровню технической оснащен­ности и объему производства. В развитии менеджмен­та Филадельфия сыграла ту же роль, какую играл в свое время Манчестер.

Отмечая различия в развитии индустрии континен­тальной Европы и Северной Америки, некоторые спе­циалисты указывают, что американцы начали с меха­низации всего комплекса операций, в то время как европейцы склонны были механизировать отдельные операции, например, ткачество или прядение. В резуль­тате в Англии были более совершенные станки, а в США — сборочные линии и конвейеры.

В Англии техническая мысль развивалась в рамках академической науки, так сказать, на государственной основе, а затем уже, через какое-то время, достигла практики. Американцы заимствовали в готовом виде лучшие технические идеи европейцев и тут же претво­ряли их в конкретные технические модели [83, с. 58 — 59]. Подход североамериканцев был более гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опута­но бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса в Европе чаще служили государственные учреждения и университеты, а в США —предприятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лабора­тории, занимающиеся практическим внедрением тех­нических достижений.

Учитывая эти факторы, мы лучше сможем понять, чем отличалось движеяие основоположников «научно­го менеджмента» XIX века в Англии и движение «науч­ный менеджмент» XX века в США. Американское об­щество инженеров-механиков (ASME), возникшее в 1880 г., явилось непосредственным инициатором тако­го движения. На добровольных началах, без вмешатель­ства и указки правительства, оно смогло объединить в своих рядах самую талантливую часть менеджеров и промышленников. Общество проводило семинары и лекции, предоставляло технические консультации и помощь менеджерам. В его недрах рождались передо­вые системы и проекты организации и оплаты труда, в нем «вырос» будущий родоначальник науки управле­ния Ф.Тейлор. Ничего похожего не было в Англии эпо­хи основоположников «научного менеджмента».

Несколько слов нужно сказать о биографии и лич­ных особенностях Тейлора, ставшего основателем «на­учного менеджмента» и до сих пор считающегося уче­ным, внесшим самый значительный вклад в развитие американского менеджмента.

Фредерик Уинслоу Тейлор (1856— 1915) родился в известной и состоятельной филадельфийской семье. Родители придерживались прогрессивных взглядов, вели насыщенную интеллектуальную и культурную жизнь, прививая своим детям (которых было у них трое) высокие моральные принципы. Влияние родителей, путешествие по Европе, обучение в привилегирован­ной школе позволили Тейлору получить разносторон­ние и достаточно глубокие знания. Известно, что его отец, прекрасно знавший классическую литературу и искусство, стремился направить сына по гуманитарной стезе.

Однако, к огорчению родителей, молодой Тейлор не пошел по их стопам Он выбрал карьеру инженера и предпринимателя. Может быть, на его выбор повлиял характер —твердый, решительный, целеустремленный, может -— интеллектуальная обстановка той среды, в которой ему пришлось социализироваться. Насыщен­ная деловая жизнь Филадельфии, многочисленные знакомые семьи Тейлоров — бизнесмены, промышлен­ники, политические деятели, цвет интеллигенции, — несомненно, подействовали на формирование личнос­ти того, кто в будущем так прославил Америку.

Тейлор окончил Стивенсовский институт, получил фундаментальную подготовку по инженерным и мате­матическим наукам, активно увлекался спортом —лег­кой атлетикой, бейсболом, крикетом, футболом, туриз­мом, коньками, гимнастикой. Одновременно он усиленно занимался теоретическими науками и экспериментами, сделал немало изобретений в области организации про­изводства и металловедения, некоторые из них — на мировом уровне. Своему главному изобретению он по­святил 26 лет, вместе с Бартом сконструировав специ­альную линейку. С ее помощью можно было опериро­вать четырнадцатью независимыми переменными — задача, которую не под силу было решить ни одному прикладному математику того времени.

Несмотря на блестящие перспективы, открывшие­ся перед ним благодаря происхождению и социально­му статусу семьи, Тейлор начал жизненный путь про­стым рабочим, выбился в мастера, затем в главные инженеры, стал пайщиком нескольких крупных ком­паний. А под конец жизни стал миллионером, извест­ным всему миру публицистом и консультантом, препо­давателем в лучших американских университетах и школах бизнеса.

Несомненно, Тейлор символизировал — причем в самых ярких чертах — новый тип менеджера: спортив­ного вида предприниматель, умеющий ценить свое слово и уважающий собеседника, прекрасно и всесто­ронне образованный инженер, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Ему постоянно приходилось с чем-то бороться — с сопротивлением профсоюзов, групповым эгоизмом рабочих, завистью коллег и косностью промышленников.

Творческое наследие Тейлора многогранно, его можно отнести и к менеджменту, и к индустриальной социологии. В социологии труда он изучал вопросы рестрикционизма («работа с прохладцей», как он вы­ражался), группового взаимодействия и групповой динамики, а также отношение к труду, стимулирование, мотивацию и организацию труда. К менеджменту надо отнести его концепцию управления и администриро­вания.

Лидеры движения «научный менеджмент»

Хотя Ф.Тейлор был яркой фигурой американского движения «научный менеджмент», и его несомненным лидером, он не был единственным его представителем. Речь должна идти о достаточно массовом научном яв­лении. Именно массовость «научного менеджмента» во многом предопределила его исторический успех, то огромное влияние, которое он оказал на реконструк­цию и экономический подъем промышленности США. Несколько преувеличивая, можно утверждать, что ны­нешние успехи этой страны были бы просто невозмож­ны, если бы в прошлом Соединенные Штаты не зало­жили такой прочный фундамент своего успеха.

Коротко остановимся на характеристике наиболее ярких фигур «научного менеджмента».

В.Селларс (1824— 1905) —крупный бизнесмен, один из самых влиятельных машиностроителей США. Ему удалось привлечь и объединить самых известных мо­лодых инженеров — Г.Тауна, В.Левиса, К.Барта, Ф.Тей­лора. На своем предприятии он предоставил им пол­ную свободу экспериментировать с новыми формами организации труда.

Другой крупный промышленник и богатейший че­ловек Филадельфии Дж.Вартон оказал решающее вли­яние на развитие «научного менеджмента».

Генри Таун и Фредерик Хелси — два известных деятеля Общества инженеров-механиков, талантливые инженеры, много работавшие над улучшением систе­мы планирования и стимулирования труда. Статья Г.Тауна (1844 — 1924) «Инженер как экономист» считается первой настоящей программой современного менедж­мента. В ней Таун предложил вывести инженера за узкие рамки технических задач и рассматривать его как организатора производства, ставящего во главу угла экономику.

Генри Гантт (1861 — 1919) —друг и коллега Тейлора, являлся, по оценке последнего, «первокласс­ным экспериментатором».

Среди учеников Тейлора обычно называют Томп­сона, Гиллеспи, Уолла, Барта, Эмерсона, Джилбретта (иногда его фамилию пишут как Гилбретт), и некоторых других.

Среди наиболее горячих сторонников Тейлора Пи­тер Друкер называет также «великого американского гуманиста» начала XX века Луиса Брендиса, который и предложил сам термин «научный менеджмент». Уче­ник Тейлора Аллен Монгенсен явился пионером «уп­рощения работы» (1920). Этот метод, говорит Друкер, удивительно похож на то, что сейчас называют «обога­щением труда».

Не все ученики были настолько талантливыми, что­бы достойно продолжить дело Тейлора. Многие практи­канты и помощники оказались обыкновенными шарлата­нами или невежественными людьми. Другие, выросшие в тени «великого учителя» и пользовавшиеся его именем как визитной карточкой, создали собственные консуль­тативные фирмы, которые прогорали из-за непомерных претензий и амбиций своих основателей. Находились и такие, кто просто имитировал тейлоровскую систему, хаотично соединяя различные методы, либо разрабаты­вал альтернативные проекты, выдвигая себя на роль нового лидера движения.

Нелегко было Тейлору не только с псевдосоратни­ками, бездарными последователями и открытыми про­тивниками. Доставалось и от талантливых учеников. Так, например, Ф.Джилбретта и Г.Эмерсона по значимости сравнивали с Тейлором, но в глубине души они никогда не мирились со вторыми ролями. На то были опреде­ленные основания.

Джилбретт серьезно усовершенствовал метод изучения времени и движений, а Эмерсон достиг впе­чатляющих успехов в рационализации управления крупных компаний и философии менеджмента. Они получили широкую известность, стали преуспеваю­щими бизнесменами и авторитетными консультанта­ми по менеджменту, их слава сравнялась со славой Тейлора. Каждый из них претендовал на ведущую роль в новом движении, отсюда нередкие конфликты и споры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: