Достижение объективности через формализацию

Исторические типы бюрократии

Однако перед нами лишь внешний каркас, который в конкретные исторические эпохи наполнялся конкрет­ным содержанием. Теоретически бюрократия являет­ся самым лучшим творением человеческой цивилиза­ции. Она представляет собой высшую точку длительного исторического пути, по которому двигалась европейс­кая цивилизация. На своем пути она отбросила другие типы социального устройства как ошибочные, предпоч­тя им легитимное господство. Чем лучше бюрократии, скажем, патриархальное господство, основанное на личной зависимости от господина его подданных? Ос­нованием для назначения на должность здесь служит не профессиональная компетентность и служебная дисциплина, а личная верность. Не многим лучше со­словная структура управления. Правда, здесь действу­ет принцип сословной чести и отсутствует личная зави­симость, но продвижение основано на имущественном цензе и личных отношениях. Не лучше и харизматичес­кий тип господства — власть выдающейся личности, которая требует чуть ли не слепого поклонения и без­граничной преданности. История отбросила как несо­вершенный и этот тип управления. Она остановила свой выбор на бюрократии и легальном типе господ­ства.

История свидетельствует, что чиновники впервые появились не в капиталистической Европе, а в Древ­нем Египте и Китае. О Египте мы говорили, а что каса­ется Китая, то известно, что здесь уже в VII веке сделали попытку отдать управление на откуп профессионально подготовленным чиновникам. Но профессиональный менеджмент оставался для Китая явлением случайным, эмоциональная вера в магию и волшебство вытеснила рациональные соображения [8, с. 213]. Рациональная бюрократия современного типа не пустила здесь глу­боких корней.

В отличие от других типов управления, бюрократия в принципе исключает личную зависимость, субъектив­ный произвол и бесправие человека. Категория «приви­легии» здесь заменяется категорией «компетентность», поклонение и преданность личности руководителя — служебной дисциплиной и корпоративным духом. Глав­ным и в рациональном устройстве становятся не вера в харизму (божественный дар) или личная зависимость, а задачи организации, которые распределяются среди различных позиций как официальные обязанности. Чет­кое разделение труда делает возможными специализа­цию и повышение квалификации служащих. Служебные обязанности, круг задач четко определены и измерены. Они вписываются в контракт, они объективны, по ним можно отстаивать свои права в суде. В зависимости от того, как точно вы исполняете точно указанные задачи, вас аттестуют, продвигают, награждают, депремируют или увольняют. Все поддается расчету, гласности, все проверяемо и перепроверяемо. Чиновники конкурируют между собой, аруководство сравнивает их дипломы, квалификацию, стаж, результаты работы. Это означает, что организация может отбирать на конкурсной основе и с помощью профессионального тестирования самых достойных.

Должностные позиции в бюрократической органи­зации строго подчинены друг другу и расположены в иерархическом порядке. Каждое должностное лицо от­ветственно перед вышестоящим начальством и за свои личные решения, и за действия подчиненных. Величина власти руководителя над починенными четко обозначе­на. Его действия ограничены соответствующими прави­лами и инструкциями. Приказы начальника — не про­явление его личной прихоти, а воплощение общих целей организации, т. е. всего коллектива, выражение общих интересов. Если директор увольняет своим приказом лодыря, то выигрывают все. Языком приказа с подчи­ненными разговаривают цели и задачи организации. Формальные инструкции — не менее важный ком-прп понент бюрократии. Благодаря им возможны единообразие и согласованность в действиях подчиненных. Они же обеспечивают взаимозаменяемость работников (в случае болезни или увольнения) и непрерывность де­ятельности организации. Если сотрудник уволился или заболел, организация не должна останавливаться. Га­рантом непрерывного и бесперебойного функциониро­вания выступает специальный административный штат, который ориентирован на обслуживание, с одной стороны, внутрифирменного персонала, в том числе рабочих и инженерно-технических работников, а с другой —внешних агентов, т. е. клиентов. И к «внутрен­ним», и к «внешним» участникам должностное лицо обязано относиться одинаково беспристрастно, отбро­сив субъективные оценки. Беспристрастность призва­на предохранить рациональные по своему характеру решения и действия сотрудников от влияния личных чувств и настроений. Сведение счетов начальника с неугодным подчиненным через увольнение последне­го -— пример скорее иррациональной, нежели рацио­нальной бюрократии.

Что же получается? Рациональная бюрократия — это мощная система фильтров и защитных экранов. Она усложняет жизнь сотрудников, но одновременно пре­дохраняет их от множества бед. Она бесчеловечна, но зато объективна и справедлива. Там нет места эмоци­ям, но нет места и произволу. Она тщательно сортирует и фильтрует людей, но делает это по совершенно объек­тивным критериям. Такова идеальная модель рацио­нальной бюрократии. А все, что нарушает или отклоня­ется он нее, это уже негативная, нерациональная или даже иррациональная бюрократия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: