Методические рекомендации студентам по освоению данной дисциплины
Курс является фундаментальным в подготовке компетентного специалиста. Основное назначение курса – знакомство с предметом, категориальным аппаратом, методами и перспективами развития системы образования в России и мире, и педагогической профессии на современном этапе развития общества. При подготовке курса следует обращать внимание не только на информационный аспект программного материала, но и уделить время формированию специальных логических операций, необходимых при работе с ведущими понятиями и проблемами курса.
Освоение содержания курса в процессе его изучения предполагает два уровня:
- первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях и практических занятиях;
- второй уровень – самостоятельная работа студента, в ходе которой он прослеживает связь педагогической теории и практики, формируется его готовность к будущей педагогической деятельности.
|
|
Для успешного усвоения материала курса рекомендуется сначала ознакомиться с теоретическим материалом, затем ответить на вопросыдля самопроверки, предлагаемые преподавателем к каждой теме, чтобы закрепить полученные знания. Далее в рабочей тетради необходимо выполнить задание для письменной работы. В конце раздела приведен библиографический список, использование которого для выполнения заданий и подготовки к зачету обеспечит более высокий уровень изучения данного курса.
1. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений.
2. Происхождение воспитание, его характер и развитие в условиях первобытного общества. Источники изучения. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Обряды инициаций.
3. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Древнем Междуречье и Египте.
4. Особенности развития школы, воспитания и педагогических представлений в Индии и Китае.
5. Воспитание и школа в античном мире. Образовательная система Спарты. Афинская образовательная система.
6. Философы Древней Греции о воспитании.
7. Система образования Древнего Рима.
8. Воспитание и образование в эпоху Средневековья. Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья.
9. Религиозно-педагогическая мысль и практика образования в средневековой Западной Европе.
10. Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе. Характерные особенности педагогического процесса в университетах Средневековья.
|
|
11. Воспитание средневековых рыцарей.
12. Воспитание и школа в Византии: система воспитания и образования. Место Византии в истории мировой педагогики.
13. Типы учебных заведений раннего Средневековья в Западной Европе. Содержание образования.
14. Педагогическая мысль в эпоху позднего Средневековья.
15. Величайшие гуманисты: Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень - и их педагогические идеи. Педагогическое движение гуманистов в других странах мира.
16. Педагогические идеи Возрождения во Франции. Педагогическое движение Возрождения в других странах Европы.
17. Выдвижение Реформацией своего понимания природы и воспитания человека. Развитие Западно-европейской школы в ХV — ХVII в. Основные типы учебных заведений этого времени /элементарного образования, повышенного общего и высшего образования/.
18. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в.
19. Школа и педагогика в России в конце XIX в. и в начале XX в. (до 1917 г.
20. Просветительская политика Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины П.
21. «Золотой век» русской педагогики. Развитие образования в первой и второй четверти XIX века.
22. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н.Толстого, яснополянская школа и теория свободного воспитания. Соотношение воспитания и образования в педагогике Л.Толстого.
23. Классно-урочная система в учениях Я.А.Коменского и Й.Гербарта.
24. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).
25. Теория воспитания джентльмена Дж. Локка.
26. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж.Руссо.
27. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХIХ в. (до 80-х годов). Основные авторские педагогические системы прошлого.
28. Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х века. Развитие школьного дела в первой четверти XIX в.
29. Школьные реформы 1860 г. Период реакции школьной политики.
30. Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.
31. Основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX- нач. XX вв.
32. Педагогические взгляды и деятельность одного из зарубежных педагогов-реформаторов (по выбору студента).
33. Педагогические взгляды и деятельность одного из русских педагогов конца XIX - нач. XX вв. (по выбору студента).
34. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г.) Школьные реформы. Основные педагогические направления и идеи. В.П.Вахтеров, Н.А.Бердяев, В.В.Розанов, П.Ф. Каптерев.
35. Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми воинами.
36. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.) Школа и школьная политика в этот период.
37. Отечественная школа и педагогика советского периода: принципы школьной политики, развитие педагогической науки. Педология в истории образования.
38. Разработка теории коллективного воспитания (А.С.Макаренко). Принципы построения и функционирования коллектива. Коллектив и личности в педагогике А.С.Макаренко.
39. Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Педагогическая наука в этот период.
40. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.