План проведения 2 части занятия

План проведения 1 части занятия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.».

2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Р. Декарт об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.

2.2. Д. Дидро об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.3. Я.А. Коменский об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.4. Дж. Локк об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.5. Ж.-Ж. Руссо об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

3. Подготовить доклады:

3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Я.А. Коменского.

3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Дж. Локка.

3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.

3.4. Влияние педагогической системы Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов.

Часть 1 практического занятия по теме: «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)

1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Особенности выражения педагогических воззрений в России в условиях отсутствия специальной учебной и научной педагогической литературы».

2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания к практическому занятию).

3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

5. В процессе сообщений студентов и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:

  Р. Декарт Д. Дидро Я.А. Коменский Дж. Локк Ж.-Ж. Руссо
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          

Часть 2 практического занятия по теме: «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)

1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.1.–3.4. к практическому занятию).

2.Заслушивание выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из сообщений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество аналитико-критического выступления.

4. В оставшееся после заслушивания и обсуждения докладов время можно провести следующие мини-дискуссии:

4.1. Я.А. КОМЕНСКИЙ утверждал: школа – место игр, дом наслаж­дений и удовольствий (в переводе с древнегреческого слова «школа» означает досуг).

ОППОНЕНТ (наш современник) с сожалением отмечает: Мы сделали школу местом тяжелой, не­интересной работы.

Кто прав? Студентам предлагается в обсуждении аргументировать свой ответ.

4.2. Ж.Ж. РУССО писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их лишь из опыта; не на­лагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть наказанным; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить».

Студентам предлагается прокомментировать совет Ж.Ж. Руссо с педагогической точки зрения.

Литература практическому занятию по теме:

Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я. Карп. М., 1992

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / Под ред. В.Г. Безрогова. М., 1990.

Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М.,1994.

Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.

Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. М., 1974.

Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т. I /Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М., 1989.

Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.,1975.

Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1982.

Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1982.

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.

Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М., 1999.

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учеб. пособие для вузов. М., 1998.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2004.

Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.

Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII–XVIII вв. М., 2002.

Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.

Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додле. М., 2001.

Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: