План проведения 1 части практического занятия
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Тема: Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв. (4 часа)
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.».
2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм, П. Наторп) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия
2.2. Сторонники теории свободного воспитания об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.3. Сторонники идей экспериментальной педагогики об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
|
|
2.4. Сторонники идей Вальдорфской педагогики об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
2.5. Сторонники идей функциональной педагогики об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.
3. Подготовить доклады:
3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи И.Г. Песталоцци
3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи И.Ф. Гербарта
3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Ф. Дистервега
3.4. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Дж. Дьюи
3.5. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Я. Корчака.
Часть 1 практического занятия по теме: «Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.» (2 часа)
1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Особенности развития педагогической теории за рубежом в XIX – XX вв.»
2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания 2.1.-2.5. к практическому занятию).
3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем выступлений).
4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.
5. В процессе сообщений студентов и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:
Социальная педагогика | Теория свободного воспитания | Экспериментальная педагогика | Вальдорфская педагогика | Педагогика М. Монтессори | |
Об идеале человека | |||||
О смысле его жизни | |||||
О цели воспитания | |||||
О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
О стиле педагогического взаимодействия |
Часть 2 практического занятия по теме: «Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.» (2 часа)
|
|
1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.1.–3.5. к практическому занятию).
2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).
3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.
4. В процессе выступлений студентов с докладами и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:
И.Г. Песталоцци | И.Ф. Гербарт | Ф.А. Дистервег | Дж. Дьюи | Я. Корчак | |
Об идеале человека | |||||
О смысле его жизни | |||||
О цели воспитания | |||||
О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
О стиле педагогического взаимодействия |
Литература практическому занятию по теме:
Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939) / Под ред. К.И. Салимовой и Б.М. Бим-Бада. М., 1982.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом (с начала XX века до наших дней) \Под ред. К.И. Салимовой. Ч.1-3. М., 1989.
Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995.
Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители.М.,1990.
Вестербук Р. Джон Дьюи // Мыслители образования. М., 1995. Т.1.
Вульфсон Б.Л. Стратегия образования на Западе на пороге XXI века. М., 2001.
Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. М., 1940.
Давыдов В.В. Труды Ф.А. Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. №5.
Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
Дьюи Д. Демократизация и образование. М., 2000.
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Ч.1. Исторический очерк развития дидактики // Избранные педагогические сочинения. М.,1982.
Корчак Я. Педагогическое наследие. М., 1991.
Ленгборн Т. Эллен Кей // Мыслители образования. М., 1995. Т.2.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.
Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994.
Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. СПб., 2001.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
Джуринский А.Н. Модернизация образования и воспитания в США. М., 2000.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2003.
Кларин В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. М., 1993.
Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додле. М., 2001.
Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX века. М., 1960.