План проведения 1 части практического занятия
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5.
Тема: Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв. (4 часа)
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Развитие педагогики в России в XIX – XX вв.».
2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
2.1. Западники и славянофилы; созвучность проблем дискуссий современным проблемам модернизации российской системы образования.
2.2. Педагогические идеи Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.
2.3. Педагогические идеи Н.И. Пирогова, П.Г. Редкина, Н.А. Корфа, возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.
2.4. Педагогическая деятельность и идеи Л. Н. Толстого, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, современная мера актуальности их идей.
2.5. Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева.
2.6. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья С.И. Гессена; В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина.
3. Подготовить доклады:
3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи К.Д. Ушинского.
3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи П.П. Блонского.
3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи А.С. Макаренко.
3.4. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи В.А. Сухомлинского.
4. Оценить результаты своей работы по освоению учебного материала курса «общая педагогика» и отразить их в 2-х формах (см. Приложени3) [8]:
Часть 1 практического занятия по теме: «Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.» (2 часа)
1. Вводное (10-15 мин.) сообщение учителя: «Особенности развития педагогической теории в России в XIX – XX вв.»
2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания 2.1.-2.5, 3.1. к практическому занятию).
3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем выступлений).
4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.
5. В процессе выступлений студентов и их обсуждения группа составляет 2 таблицы по следующей форме:
| Д.И. Писарев | Н.Г. Чернышевский | Н.А. Добролюбов | Н.И. Пирогов | П.Г. Редкин | |
| Об идеале человека | |||||
| О смысле его жизни | |||||
| О цели воспитания | |||||
| О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
| О стиле педагогического взаимодействия |
| К.Д. Ушинский | Н.А. Корф | Л.Н. Толстой | П.Ф. Каптерев | В.Я. Стоюнин | |
| Об идеале человека | |||||
| О смысле его жизни | |||||
| О цели воспитания | |||||
| О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
| О стиле педагогического взаимодействия |
Часть 2 практического занятия по теме: «Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.» (2 часа)
1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.2.–3.5. к практическому занятию).
2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем выступлений).
3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.
5. В процессе выступлений студентов с докладами и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:
| П.П. Блонский | А.С. Макаренко | В.А. Сухомлинский | Педагоги-новаторы | Педагоги русского зарубежья | |
| Об идеале человека | |||||
| О смысле его жизни | |||||
| О цели воспитания | |||||
| О доминирующих способах педагогического воздействия | |||||
| О стиле педагогического взаимодействия |






