Идеологическое наследие Н.И.Новикова, А.Н. Радищева: сравнительная характеристика

Николай Иванович Новиков - русский журналист, издатель, просветитель, философ - родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Московской губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся неподалеку от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, на протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Московской университетской дворянской гимназии при университете, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.

Поступив на службу в Измайловский полк в начале 1762 г., Новиков вскоре становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.

В 1767 г. молодого человека избирают в комиссию депутатов, которые должны были составить проект императорского «Нового Уложения». Пропустив через свои руки сотню документов, он приобрел немало познаний о русских реалиях, что существенно повлияло на формирование его взглядов как просветителя.

Уйдя в отставку, в 1769 г. Новиков приступает к выпуску сатирического журнала «Трутень», публикуя обличительные материалы и вступая в полемику с журналом «Всякая всячина», который издавала сама Екатерина II. В итоге он вынужден был в апреле 1770 г. закрыть «Трутень». Но уже в 1772 г. под его началом выходит сатирический журнал «Живописец», который удостоился звания лучшего периодического издания XVIII ст.

Отличительной чертой изданий Новикова является то, что, пользуясь лексикой и фразеологией щегольского наречия, автор воспроизводит социально-психологические характеры светской аристократии. Он раскрывает психологию, обычаи, нравственный облик «благородных невежд». Их характеризует отчужденность от национальной культуры, презрение к родному языку, душевная никчемность, нравственная распущенность. Новиков нападает на распущенность нравов столичной знати, раскрывая это в кратких словесных портретах. «Опыт модного словаря», в котором языковая смесь французского с нижегородским раскрывает убожество модной «культурности» дворянства, явился для Новикова средством борьбы с засорением русского языка.

Еще одним важным направлением деятельности Новикова было отстаивание национальных основ культуры, противостояние слепому поклонению дворян перед всем иностранным. Поэтому параллельно с журналами он выпускал исторические издания. Так, в 1772 г. выходит его «Опыт исторического словаря о российских писателях», на протяжении 1773-1775 гг. – 10-томный свод исторических документов «Древняя российская Вивлиофика». На протяжении 1777 г. Новиков издает 22 номера еженедельника «Санкт-Петербургские ученые ведомости», которые считаются первым русским журналом критической библиографии. После его закрытия в сентябре 1777 г. Новиков приступает к изданию первого в стране философского журнала «Утренний свет». Издание было благотворительным, прибыль с него шла на создание и содержание первоначальных народных училищ в Санкт-Петербурге.

В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый этап, связанный с его переездом в Москву. Здесь куратор Московского университета Херасков предложил ему арендовать типографию (посодействовало этому то обстоятельство, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография заметно увеличилась, за три неполных года в ней было напечатано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журналы и книги, учебники, труды Руссо, Лессинга и других авторов в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал большую помощь беднейшим горожанам и крестьянам.

С 1784 г. начинаются постоянные преследования Новикова, которые приводят писателя-публициста в 1792 г. к заключению в Шлиссельбургскую крепость (формально за печатание ряда книг, проповедующих раскол). Казнь, к которой его приговорили как государственного преступника, была заменена заточением в Шлиссельбургской крепости сроком на 15 лет.

Просветительская деятельность Новикова как писателя-сатирика, публициста и издателя была высоко оценена не только его современниками, но и последующими поколениями.

Сатира новиковских журналов оставила большой след в русской литературе. Она сообщила литературе «открытую злободневность, газетность в лучшем смысле этого слова». Сатирические журналы «расширили в литературе область прозы, притом прозы не отвлеченно-философского характера, а прозы «деловой», конкретно говорящей о современных людях, делах, общественных явлениях. Новиков был одним из тех писателей, которые сводили русскую поэзию с высоты классического Парнаса в животрепещущую современную жизнь, в быт. Необычайное разнообразие форм прозы в его журналах открывало новые возможности для русской литературы».

Жанровое разнообразие новиковских журналов было вызвано необходимостью критики социальных, общественных недостатков русской действительности.

Многие темы и образы сатирических журналов Новикова были использованы писателями-сатириками: Фонвизиным, Крыловым, Радищевым, Грибоедовым.

РАДИЩЕВ

Распространение идей Просвещения и влияние Французской революции привели также к зарождению в России радикальной идеологии, наиболее ярким представителем которой был А. Н. Радищев.

Радищев Александр Николаевич ( 1749-1802 гг.) – дворянин. Учился в Московском университете, затем в Петербургском пажеском корпусе. Когда Екатерина II повелела отправить в Лейпциг, для обучения, двенадцать молодых дворян, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, среди них был и Радищев. Здесь он увлекся сочинениями Руссо, Гельвеция.[3] В 1771 г. Радищев возвратился в Петербург, служил сначала в Сенате, затем в 1778 был определен на службу в государственную камерц-коллегию, откуда в 1788 переведен в петербургскую таможню, помощником управляющего, а затем и управляющим. После опубликования самого своего знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» по приказу императрицы был арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетним заточением в Илимском остроге в Сибири. Книга Радищева была конфискована и до начала XX в. распространялась в списках. В 1796 император Павел вернул Радищева из ссылки. Позднее Александр I назначил его членом комиссии по составлению законов. За составление проекта либеральных реформ начальство сделало ему внушение, напомнив о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем был так потрясен выговором и угрозами, что решил покончить с собой.

А. Н. Радищев хорошо знал немецкий, французский и латинский языки, а также английский и итальянский

Основные произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Размышления о греческой истории». Был автором нескольких законопроектов: «О законоположении», «Проект о разделении Уложения Российского» и др.

Государство.

Происхождение государства. Радищев считал, что причиной образования государства является природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Как и Ж.-Ж. Руссо он связывал происхождение государства с появлением частной собственности. При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к.рабство - это противоестественное состояние. Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.

Форма государства. Монархию Радищев отвергал в любой форме, т.к. любое единоличное правление, по его мнению, есть деспотизм. Он считал, что нет и не может быть просвещенного монарха.

Социально-правовые прожекты А. Н. Радищева. Будущее России - добровольная федерация вольных городов с народным правлением, со столицей в Нижнем Новгороде. Основа союза - частная собственность (естественное право человека), но собственность трудовая. Форма правления – республика, форма государственного устройства – федерация, форма государственного режима – народовластие. В этой республике существует разделение власти - законодательная (однопалатное народное собрание), исполнительная (избираемые народом чиновники) и судебная (выборные судьи). В рассуждениях «О судебных местах» он писал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные, совестные (мировые суды). Размышляя о наказаниях, говорил о необходимости отмены смертной казни.

Право. Радищев являлся сторонником теории естественного права. Он разделял естественное право (право на жизнь, собственность, безопасность, вольность, равенство перед законом) и положительное, основанное на естественном праве. В интересах общей пользы естественные права могут быть ограничены, но лишь в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан.

Радищев противопоставляет естественное право существующему положительному праву России и делает вывод, что оно противоречит общественному договору, поэтому народ, если его естественные права нарушаются, имеет право на восстание.

43. Социально – политические взгляды Н.Н.Карамзина. Записка о древней и новой России.

В среде высшей бюрократии и образованного дворянства в первой половине XIX в. преобладали консервативные умонастроения, выражавшиеся в желании сохранения устоявшегося правопорядка. Первую попытку обобщения таких консервативных идей предпринял Н.М.Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811), где впервые были сформулированы важнейшие положения отечественной консервативной мысли.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826 гг.) родился в Симбирской губернии, в семье помещика, воспитывался в пансионе, где получил хорошее образование и светское воспитание. В 18 лет поступил на военную службу в гвардейский полк. Вскоре вышел в отставку и уехал в Симбирск, где вел светский образ жизни, однако жизнь эту Карамзин прервал после знакомства с масонами, которые пригласили его в Москву. Проведя среди масонов 4 года и разочаровавшись в их идеях, он уехал за границу, где пробыл с 1789 г. до 1790 г. - жил в Германии, Швейцарии, Париже, Лондоне, встречался с И. Кантом, И.В. Гете, слушал речи Дантона, был знаком с М. Робеспьером. Возвратившись на родину, принял решение не служить и не заниматься хозяйством, а посвятить себя литературной работе. Основал в 1791 «Московский журнал». В 1803 Александр I назначил его историографом и определил достойную пенсию. В течение 23 лет до самой кончины жизнь его была спокойна, заполнена трудом, семейными радостями и беседами с друзьями. Умер Карамзин, не успев закончить 12-й том своей «Истории государства Российского».

Основные произведения: «Записка о древней и новой России», «История государства Российского», а также «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника».

Политико-правовая концепция Н. М. Карамзина получила название охранительная идеология, главными составляющими которой являются сильное монархическое правление, опирающееся на законы, мораль и православие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: