Реформы 60-70-х гг. XIX в. в России и развитие государства и права во второй половине XIX в.
По форме правление Россия до начала XX в. продолжала оставаться абсолютной монархией (см. схему 42). Но в системе организации государственной власти произошли изменения либерального характера, открывшие возможность ненасильственного перехода к демократическому индустриальному обществу. Это отмена крепостного права, судебная, земская и городская реформы.
Середина XIX в. характеризуется дальнейшим углублением кризиса феодально-крепостнической системы. В экономической области — промышленный переворот, широкое внедрение машинного производства, строительство железных дорог, пароходов в речном транспорте.
Все это требовало более широкого использования наемной рабочей силы. Крепостное право серьезно мешало этому процессу. Тормозило оно и развитие сельского хозяйства, которое снижало свою продуктивность. Экономическая отсталость России особенно наглядно проявилась в Крымской войне, в которой Россия потерпела поражение, углублялся финансовый кризис.
|
|
Экономические причины дополнялись социально-политическими: в стране неуклонно возрастала социальная напряженность.
В результате царское правительство осознало необходимость проведения коренных реформ.
Схе м а 4 Высшие и центральные государственные органы в России во второй половине XIX в.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия |
2. Крестьянская реформа
В январе 1857 г. созданием Секретного комитета по крестьянскому делу началась разработка крестьянской реформы. В этот процесс включились различные слои общества. Либералы стояли за проведение реформы, которая бы учитывала интересы помещиков и крестьян. Революционеры были за радикальные меры.
Официальный, правительственный подход в решении крестьянского вопроса носил компромиссный, во многом противоречивый характер, он отражал и вынужден был сочетать позиции как откровенных крепостников, не желавших расставаться с привилегиями, вытекающими из рабского состояния крестьян, так и помещиков-либералов, исповедовавших идеи применения свободного наемного труда в сельскохозяйственном производстве.
Небезынтересна история подготовки крестьянской реформы, связанная с деятельностью Секретного и Главного комитетов, являвшихся центрами разработки правительственного проекта. Суть расхождений между графом А.Ф.Орловым, председателем Главного комитета, и Н.А.Милютиным, видным его деятелем, которые олицетворяли два вышеназванных направления в российском дворянстве, сводилась к освобождению земледельцев от крепостной зависимости с землей или без нее. Отсюда и противоречия в самой реформе (см. схему 43).
|
|
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и утвердил «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Состав нормативных актов о крестьянской реформе довольно обширен — насчитывалось 17 положений и особых правил. Но из них именно Манифест и «Общее положение» являются главными.
Реформа решала два вопроса: о личности крестьянина и о земле.
Крестьяне становились лично свободными. Они наделялись землей за выкуп при сохранении помещичьей собственности на землю. В течение определенного времени крестьяне оставались временно обязанными, продолжая выполнять повинности в пользу помещиков. При характеристике юридического статуса крестьянского сословия в целом наиболее наглядно проявляется его неравноправие во взаимоотношениях с дворянством и духовенством. Освободив крестьян от личной зависимости от помещиков, правительство отнюдь не сделало их полноправными гражданами государства, в котором они вместе с помещиками продолжали жить. Реформа перевела их из разряда крепостных крестьян в разряд так называемых податных сословий. Государство облагало крестьян прямыми налогами не на имущество, а на их личный труд, что предполагало сохранение круговой поруки, огра-
ничение свободы передвижения при помощи особой паспортной системы и выполнение органами крестьянского самоуправления ряда по-лицейско-охранных функций (см. схему 44).