1. Хозяйственное использование земли способом, который землепользователь избирает по своему усмотрению.
2. Право собственности землепользователя на посевы, растения, урожай и все прочие предметы, соединенные с участком земли, находящимся в его пользовании.
3. Предоставление землепользователю права трудовой аренды земли.
4. Использование наемного труда.
5. Защита государством земельных прав в случае их нарушения.
6. Равенство прав всех членов крестьянского двора.
Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. и тогда же вступил в действие. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения Кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применяющих наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через органы Наркомтруда (до 1925 г. наем осуществлялся при обязательном посредничестве бирж труда). В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности.
Закон предусматривал в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллективный и трудовой договоры. Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся сравнительно с условиями, установленными законами о труде, а также условия, «клонящиеся к ограничению политических и общегражданских прав трудящихся». Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума, установленной оплаты для данной категории труда государством.
Закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин.
В качестве стороны, заключающей коллективный договор и представительствующей от имени работающих по найму по всем вопросам «труда и быта», выступали профсоюзы. Дела о нарушениях законов о труде и все трудовые споры должны были решаться либо в принудительном порядке (в особых сессиях народных судов), либо в примирительном порядке (в расчетно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах, третейских судах).
По сравнению с КЗоТ РСФСР 1918 г., предусматривавшим порядок государственного социального обеспечения (из централизованного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования в государственных, общественных, кооперативных, концессионных, арендных, смешанных, частных предприятиях, учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и т.д.), которые производились из средств данного предприятия или лица (нанимателя).
Особое внимание законодатель уделял трудовым отношениям в частном секторе хозяйства. В июле 1921 г. ВЦСПС обсуждал вопрос об условиях работы профсоюзов на частных предприятиях, в октябре 1921 г. была принята примерная форма коллективного договора для частных предприятий. В декабре 1921 г. был разработан проект поста-
новления о порядке разрешения трудовых конфликтов на частных предприятиях. В ноябре 1921 г. Всероссийская конференция по охране труда разработала Наказ инспекторам труда о борьбе с эксплуатацией рабочих на частных предприятиях.
До февраля 1922 г. регулирование трудовых отношений на частных предприятиях сосредоточили в своих руках профсоюзы. С начала 1922 г. государственное вмешательство в эту сферу усиливается так же, как и роль Наркомтруда. Для развивающейся системы коллективных и трудовых договоров правовую основу составил новый КЗоТ. Незадолго до его принятия (в августе 1922 г.) СНК принял специальный декрет о коллективных договорах.
Наибольшие трудности были связаны с правовым регулированием труда в нелегальной или полулегальной частной промышленности. В июле 1923 г. СНК принял декрет, в котором уточнялось понятие «квартирник» — лицо, выполняющее у себя на дому работу по найму исключительно личным трудом... из материала работодателя». «Квар-тирники» не были наемными рабочими в смысле КЗоТ и по статусу приближались к кустарям-одиночкам. Профсоюзы и инспекции труда должны были устанавливать, являются ли те или иные категории «квартирников» кустарями или наемными рабочими (в связи с чем на них распространялись или не распространялись нормы КЗоТ).
Закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. В апреле 1922 г. СНК принял декрет «О наказаниях за нарушение постановлений по охране труда», в мае 1924 г. — декрет «О порядке привлечения инспекцией труда нанимателей к ответственности».
Особое внимание уделялось выявлению разного рода фиктивных кооперативных объединений, по своей сути бывших нелегальными частными предприятиями (вывеска кооператива понадобилась им для сокрытия своей деятельности от налоговых органов и инспекции труда). В сентябре 1922 г. СНК принял декрет «Об охране труда и обеспечении прав лиц, работающих в промысловых кооперативных предприятиях». Согласно закону кооперация должна была осуществлять производственный процесс, используя труд своих членов, и торговать преимущественно своей продукцией. Доля наемного труда, допускаемого в кооперативных предприятиях, была невысокой.
Большинство споров между нанимателем и наемными работниками рассматривалось в трудовых сессиях судов. Наряду с этим соглашения, достигнутые в примирительных камерах и третейских судах, приобретали силу договора и защищались статьями Уголовного кодекса.
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР, принятый в июле и введенный в действие с сентября 1923 г., обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и материалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. «За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд решает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства» (ст. 4. ГПК). В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело может слушаться в закрытом заседании.
Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.