double arrow

Скульптура барокко Италии


Введение

Лувр

Париж

Песчанник; высота - 2 м

Аккадский период 2300-2100 гг. до н. э.

Стела царя Нарамсина:

-высота 2 м

-в честь победы над лалубеями

-вверху – гора

-2 символа – луна и солнце

-изображён пейзаж ( что было чуждо шумерам)

-фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

-царь лалубеев молит о пощаде

-юноша выразительно откинулся назад

-единство композиции

-композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

-несколько трупов – условно показанное поражение

!Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко – это театр: все его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.

В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.




В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.

Рис. 1.1

Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.



Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини

был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Поэтому в его алтарных образах языком барочной пластики всегда чётко выражена определенная религиозная идея. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг.) (Рис. 1.3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.

Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.

       
   


Рис. 1.3 Рис. 1.4

       
 
 
   


Рис. 1.5

Бернини – создатель, барочного портрета. Это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нём реального облика модели. Таков, например, портрет кардинала Шипионе Боргезе (1632 г) (Рис. 1.6).

Рис. 1.6 Рис. 1.7. Фонтан «Четыре реки».

Фрагмент. 1648 - 1651 гг.

Рис. 1.8. Пьяцца Навона. Фонтан «Четыре реки». 1648 – 1651 гг.

 
 


Рис. 1.9

Рис. 1.9

Бернини считается создателем и выразителем барокко. В его скульптуре воплотились основные черты этого стиля:

- стирание границ между задачами ваяния и живописи;

- отказ от пластического покоя; не только в позах, но

и в игре лиц проявляется стремление выразить жизнь и страсть;

- воспроизведение не состояния героев, а действия, из которого

выхвачено краткое мгновение;

- иллюзорная передача фактуры предметов;

- любовь к сочетанию разных материалов (по фактуре, по цвету);

- усложнение силуэтов и ракурсов фигур, что позволяет воспринимать

скульптуру с различных точек зрения;

- театрализация действия;

- включение зрителя в действие и создание интерактивного пространства

между ним и произведением.

Контрольные вопросы и задания по теме «Скульптура барокко Италии»

1. Назовите характерные черты скульптуры барокко.

2. Существует ли связь между архитектурой и скульптурой барокко?

Какова роль скульптуры барокко в решении общих стилистических

задач?

3. Назовите имена итальянских скульпторов, работавших в стиле барокко.

4. Определите тематические границы скульптуры барокко.

5. Какие скульптурные композиции Л. Бернини посвящены

мифологическим сюжетам? Поясните новую трактовку этих образов,

вставших на службу католицизму.

6. Дайте сравнительную характеристику «Давида» Л. Бернини и

ренессансной трактовки образа, выделяя присущие этому произведению

черты барокко.

7. Назовите скульптурную композицию Л. Бернини, являющуюся

примером синтеза искусств барокко; дайте характеристику.

8. Назовите характерные черты скульптурного портрета барокко на

примере произведений Л. Бернини.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: