Скульптура Франции XVII века

Контрольные вопросы и задания по теме

«Скульптура барокко Германии»

1. Дайте общую характеристику развития скульптуры барокко в Германии

XVII – XVIII веков. Какие факторы сыграли при этом главную роль?

2. Определите тематические границы скульптурных произведений,

созданных в стиле барокко. Приведите примеры.

3. Какие скульптурные произведения барокко XVII века вы знаете?

Назовите их авторов.

4. Какие скульптурные произведения барокко XVIII века вы знаете?

Назовите их авторов.

5. Дайте характеристику одному из скульптурных произведений барокко,

выделяя черты присущие этому стилю.

В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского. В процессе соперничества с Римом в XVII веке во Франции сложилось классическое направление, которое достигло вершины в период правления Людовика XIV. Отличие от Италии было существенным: искусство служило прославлению монарха. Рис. 4.1. Л. Бернини.

Король Людовик XIV. Бюст. 1665 г.

 
 


Рис. 4.2. Ж. Сарразен. Кариатиды. Павильон часов. Лувр. 1636 г.

При Людовике XIV всё французское искусство вращалось около короля, двора и их начинаний. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций, требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Французские скульпторы, творившие в условиях абсолютизма, стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. И в этом им, несомненно, помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини. В те времена скульптор, не побывавший в Риме, не считался законченным художником. Скульптура Франции XVII века соединяет в себе черты классицизма и барокко.

Франсуа Жирардон (1628 – 1715), пройдя в 1645 – 1650 гг. обучение в Риме у Бернини, значительную часть жизни посвятил оформлению Версальского парка совместно с Шарлем Лебреном и Андре Ленотром. Все его произведения, великолепные по технике. Но если у Бернини на первом плане драматичное столкновение героев, то у Жирардона – красивая композиция фигур. Ритм движений его персонажей соединяет их в ясные, продуманные ансамбли, которые очень эффектно смотрятся с любой точки обзора. Примером может служить скульптурная композиция «Аполлон и нимфы», украшающая сады Версаля.

 
 


Рис. 4.3

Жирардону принадлежит великолепный памятник Ришелье в Сорбонне (1694 г.) (Рис. 4.4): умирающий государственный муж с риторическими жестами склоняется на своём ложе на руки поддерживающей его «Религии», в то время как «Наука» горюет у его ног на цоколе монумента. Задуманная скорее живописно, чем пластически, эта группа выполнена с величайшим техническим совершенством.

 
 


Рис. 4.4

Лучшим парижским мастером наряду с Жирардоном был Антуан Куазево (1640 – 1720). Он так же много работал в Версале, был незаурядным портретистом. В скульптурных портретах Куазево точные, психологически тонкие характеристики героев усиливаются приёмами барокко – неожиданными позами, свободными движениями, пышными одеяниями. В 1692 г. Куазево создаёт памятник Мазарини в Лувре (Рис. 4.5), который является одним из старейших надгробных памятников, представляющих век Людовика XIV и Людовика XV. Он выполнен из чёрного и белого мрамора с бронзовыми дополнениями. На саркофаге стоит на коленях мраморная фигура Мазарини с выразительными чертами лица. За ней ангелочек держит римский лекторский пучок розг – символ его власти. На цоколе сидят аллегорические фигуры добродетелей.

Рис. 4.5

 
 


Рис. 4.6

Значительным мастером был Гийом Кусту (1677 – 1748) – племянник Куазево. Его великолепные «Укротители коней» (Рис. 4.6), стоящие у входа в Елисейские Поля, отличаются благородной стройностью форм и свободой движения.

В работах талантливого мастера того времени Пьера Пюже (1620 – 1694) чувствуется влияние Бернини и классицистического театра. Сюжетом рельефа «Александр Македонский и Диоген» (1692 г.) (Рис. 4.7)послужила история короткой встречи знаменитого завоевателя и нищего философа. В ответ на великодушное предложение Александра выполнить любое пожелание Диогена, он изрёк: «Отойди, ты загораживаешь мне солнце». Эту историю Пюже превратил в огромное многофигурное действо, в котором помимо эффектного диалога в жестах Александра и Диогена нашлось место и для толпы, и для развевающихся знамён, и для архитектурной декорации.

       
 
 
   


Рис. 4.7

Скульптура «Милон Кротонский» (1682 г.) (Рис. 4.8) изображает античного героя, который хвастался перед богами, что может руками расщепить дерево. Но его ладонь оказалась зажатой в трещине, и он, прикованный к стволу, был растерзан львом. Всё в облике Милона говорит о глубоком страдании – изогнутое тело, предельно напряжённые мускулы, запрокинутая голова и лицо с закатившимися глазами и запёкшимися губами. При этом композиция предельно гармонична: изгибы ствола дерева и фигуры Милона вместе образуют овал, что делает её замкнутой и уравновешенной.

Рис. 4.8

Французская скульптура XVII века, соединяя в себе черты классицизма и барокко, выявила глубокое внутреннее родство этих стилей, представляющих собой разные пути к одной и той же цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: