Скульптура барокко Германии

Германия XVIIвека была слишком занята преодолением серьёзных внутренних экономических и политических проблем, чтобы уделять внимание развитию искусств. Все значительные скульптурные произведения этого времени исполнялись для Германии иностранцами (нидерландскими, итальянскими мастерами), которые и привнесли стиль барокко на немецкую землю. При этом в Германии не было недостатка ни в хороших литейщиках, ни в ремесленно искусных резчиках в камне, но масштаб их деятельности носил лишь местный характер.

Одной из наиболее удачных работ немецких скульпторов XVII века является бронзовая группа, венчающая портал аугсбургского арсенала, отлитая Гансом Райхлем. Она изображает архангела Михаила, готового сокрушить сатану (Рис. 3.1). Автору удалось создать произведение ставшее не только украшением портала, но и центром архитектонической композиции.

       
 
 
   


Рис. 3.1

Одно из замечательнейших произведений немецкой алтарной пластики того времени – деревянный резной главный алтарь церкви Святого Николая в Мюнстере на Юберлингене (Рис. 3.2), выполненный Йоргом Цюрном в 1613 – 1616 гг. Главную нишу занимает композиция «Поклонение пастырей», под ней – «Благовещание», над ней – «Коронование Св. Девы». Всё вырезано с большим размахом, вдохновением. Изображение отличается ясной композицией и живостью, которую подчеркивают золотисто-коричневые тона неокрашенного дерева.

 
 


Рис. 3.2

XVIII век стал временем подъёма немецкой культуры. Германия словно проснулась от своей духовной спячки, достигнув высочайших вершин в музыке и поэзии и встав наравне с другими развитыми странами в области эстетического и художественно-исторического исследования.

В изобразительном искусстве Германия продолжает следовать за итальянскими и французскими образцами, но в это время здесь появляются по-настоящему талантливые, выдающиеся скульпторы. Эгид Квирит Азам, закончивший своё образование в Риме, стал автором блестящих произведений скульптуры, наполнивших южнонемецкие города. Его работы отличаются свободными изящными линиями, но своё настоящее значение получают лишь как часть общей, роскошной декорации. Примером может служить композиция «Успение Богородицы» церкви аббатства августинцев в Баварии (Рис. 3.3. Фрагмент).

Рис. 3.3


Рис. 3.4. П. Вагнер. «Играющие пути», «Человек с собакой». Парковая скульптура замка Шёнборн в Баварии. 1-я пол. XVIII в.

Петер Вагнер – скульптор Вюрцбургского и соседних с ним загородных замков, где он принимал участие и в создании прилегающей парковой зоны (Рис. 3.4). Вагнеру принадлежат также фигуры «Страстей Господних» на горе Св. Николая близ Вюрцбурга, отличающиеся особым динамизмом.

Немецкая пластика этой эпохи чаще всего была связана с архитектурой. В то время было много работы по украшению стен, потолков и алтарей многочисленных возникающих и перестраивающихся замков. монастырей и церквей. Её пышный, рассчитанный только на общий эффект, манерный язык форм был подражанием школе Бернини.

Последователем Бернини был выдающийся немецкий скульптор XVIII века Бальтазар Пермозер (1650 – 1732), принадлежащий к числу искусных декоративных мастеров немецкого барокко. В начале века Пермозер работает в Дрездене, где ему принадлежит большинство скульптур Цвингера. В их числе гермы-атланты центрального павильона (Рис. 3.5), фигуры богов, а так же жеманные красавицы «купальни нимф».

Он так же является автором деревянной резной кафедры дворцовой церкви. Резные работы Бальтазара Пермозера по слоновой кости находятся в собрании драгоценностей дрезденского дворца.

Рис. 3.5 Рис. 3.6. Пауль Штрудель.

«Богоматерь скорбящая». Алтарь

церкви капуцинок. Вена. 1717 г.

Парадность и пышность отличают произведения наиболее известного скульптора немецкого барокко Андреаса Шлютера (1664 – 1714). Шлютер учился у своего отца и прошел стажировку в Италии и Варшаве. В 1694 г. он призывается в Берлин на должность придворного скульптора, где перед ним встали крупные монументальные задачи. Лучшее скульптурное произведение Шлютера – конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма II в Берлине (Рис. 3.7), которая была отлита в 1703 г. Иоганном Якоби. Великолепный конь с волнующейся густой гривой изображен идущим лёгкой рысью. Курфюрст с фельдмаршальским жезлом в опущенной правой руке сидит на коне в позе победителя. Скульптор, стремясь возвеличить своего героя, облачил его в античное одеяние и парик по моде XVII века. Статуя поставлена на высокий цоколь, украшенный по углам фигурами скованных рабов, олицетворяющих побеждённых врагов Пруссии, которые были исполнены по эскизам Шлютера его учениками. Отдельные части композиции неразрывно спаяны в одно гармоничное целое, здесь взаимно уравновешены спокойствие и движение. Это произведение, несомненно, принадлежит к числу наиболее мощных конных статуй мира. Каждая деталь показывает высокое мастерство скульптора и тонкое чувство материала, но всё вместе это напоминает официальную хвалебную речь.

 
 


Рис. 3.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: