double arrow

Характеристика древнегреческой скульптуры периода архаики (VI в. до н.э.)


Характеристика древнегреческой скульптуры геометрического стиля (VIII-VII вв. до н.э.)

Геометрический стиль в скульптуре можно представить как искусство, создавшее модель мира, где все строго упорядочено и построено на арифметическом основании, противостоящем изначальному первоприродному хаосу.

Арифметически правильная скульптурная фигура противополагалась бесконечному многообразию и хаотичности окружающей человека природы. Этот правильный искусственный мир наделялся могучими магическими силами, он ограждал человека от злых сил, он был призван решить главную проблему человечества - проблему выживания.

Воспроизведенный геометрическими средствами антропоморфный образ не есть модель какого-либо отдельного человека, а преимущественно образ-тип, своего рода общее понятие о человеке, герое, боге.

Скульптуры геометрического стиля отличают четкие контуры, ясный ритм, сильно выраженные декоративные тенденции. Для скульптуры характерны: статичность, фронтальность, малая расчлененность форм, т.е. сохранение блоковости. Отсюда происходит и композиционная замкнутость геометрической скульптуры. Конечно же обязателен намек на подобие формам внешнего мира (человеческая грудь в виде треугольника, непропорционально маленькие головы по сравнению с вытянутыми телами) в качестве элемента заразительности для зрителей.

Скульптура геометрического стиля изготовлялась из камня, бронзы, дерева, керамики.

Мужские фигуры, как правило, представлялись обнаженными. В мужских статуях подчеркивалась мускулатура шеи, плеч, живота, бедер.

Женские фигуры, как правило, плотно драпированы. Одежда статуй носит характер панциря, через который формы тела не просматриваются.

Скульптуры геометрического стиля, представляющие модели мужских и женских фигур, имеют четко выделенные четыре точки их рассматривания: спереди, сзади, справа, слева. К этим точкам следует добавить вид сверху и опорную точку, ориентирующую скульптуру по направлению вниз.

Статуэтки геометрического стиля носили культовый характер, они посвящались богам, ставились в храмах, предназначались для могил.

В качестве произведения-репрезентантов геометрического стиля следует выделить: «Герой и кентавр» (бронза, высота 0,11 м., VIII в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей), «Конь» (бронза, сер.VIII в. до н.э.), «Аполлон из Фив» (бронза, высота 0,20 м, VII в. до н.э., Бостон, Музей изящных искусств), «Статуя женщины из Оксерра» (камень, расцветка, ок. 640 г. до н.э.), «Артемида Делосская» (VII в. до н.э.).

Дальнейшее движение скульптуры связано с натурализацией, статуи все больше будут походить на реальное мужское и женское тело. Это связано не столько с ростом мастерства, а скорее с усложнением представлений об окружающем мире.

В период архаики при создании антропоморфных фигур (человек, герой, божество) продолжает соблюдаться закон фронтальности, строгого соблюдения вертикальности позы и принцип симметрии.

Круглая скульптура высекается из различных пород камня, вырезается из дерева, делается из обожженной глины, отливается из бронзы. Очень часто скульптура раскрашивается в декоративно трактованные и условные цвета. Задачи полихромии решаются не только с помощью краски, но и использованием различных материалов - слоновой кости, золота, цветных камней. Нередко к статуям из камня добавляли бронзовые атрибуты - лук, стрелы, копья, ленты, перевязи и т.д.

В основе архаической статуи (независимо от материала) лежит кубиче­ский блок. Если речь шла о каменной статуе, то она высекалась из блока, имевшего геометрически правильную форму, - куба или призмы. На одну из сторон блока наносился контур передней стороны будущей статуи, и затем блок прорезался по проекции контура до задней грани, с удалением лишнего камня. В результате вся глыба получала контур фаса фигуры. После этого на боковую сторону блока наносился контур профиля статуи и аналогичным образом блок прорезался до противоположной стороны. Скульптура с необходимостью оказывалась заключенной в контурах передней, задней и боковых сторон. В первых архаических статуях передняя и боковая стороны статуй плохо увязаны друг с другом. Переход между ними представлял собой слегка скошенный угол. Глазные впадины давались угловыми врезами, в верхних частях которых помещались глаза. Уши делались распластанными,т.е. расположенными параллельно передней поверхности лица. Волосы трактовались либо в виде небольших бугорков, либо в форме кружков, либо валиков, либо завитков.

Как и в геометрическое время, архаическая скульптура прямостоящая. Весь спектр мышц скульптурной модели человека, героя, бога предельно натянут, на лице - так называемая архаическая улыбка, представляющая собой один из элементов заразительности и демонстрирующая скорее эталонную легкость проживания, нежели объясняемая техническими особенностями создания статуя.

При изображении антропоморфных фигур линии бедер и плеч представлялись параллельными. Членение частей фигуры выявляло и акцентировало несущие и несомые элементы статуи. Архитектоника скульптуры архаического времени аналогична архитектонике древнегреческих ордерных систем в архитектуре.

В архаическое время появляются статуи, показывающие движение антропоморфной фигуры (изображение человека с животным, изображение скачущего на лошади человека, изображение склоненного человека, чело­века лежащего, сидящего, скорченного, падающего и пр.)

Статуи юношей-куросов - это представление архаического эталона мужского тела. Именно поэтому куросам не свойственны индивидуальные черты. Статуи мужской фигуры представали полностью обнаженными, с напряжением всего спектра мышц, с улыбкой на лице, с плотно прижатыми к бедрам руками, с выставленной вперед левой ногой, с полностью выпрямленным корпусом тела. Нагота изображенного мужского тела понималась как признак атлетичности и героизма, как состояние приподнятости над обыденностью, как своеобразная парадная одежда.

В статуях куросов позволительно выделить ионическую, дорическую и аттическую школы.

В произведениях скульпторов дорических центров подчеркнуты мужественность, решительность, волевой характер изображенных персонажей. Главной темой здесь является действенная активность, демонстрированная широкими плечами, тонкой талией, сильными мускулистыми ногами, напоминающими опоры, ноги в районе колен представлены подобно шарнирам.

Ионические мастера занимались образами, исполненными глубокой поэтической силы. Для ионических куросов характерны созерцательность, ясность, доверчивость, нежность.

В произведениях скульптуры аттических мастеров заметно стремление передать духовный мир человека. Здесь жизнь плоти есть эхо жизни души. Душа и плоть неразрывны, цементируя единство целого (тела).

Статуи куросов нередко создавали по заказу города, для выражения идеи красоты, мужественности и энергии молодого поколения эллинов. Если ставилась статуя победителю в соревнованиях, то считалось, что победитель вступил на путь движения к совершенству.

Статуи, изображавшие в эпоху архаики женские фигуры, демонстрировали практически полностью драпированную женскую плоть. Женщина-мать не только никогда не представала обнаженной перед посторонними, она и в одежде редко являлась кому-либо вне своего дома. Преимущественно женщина-мать изображалась при совершении различных культовых обрядов или религиозных процессий. При этом женщина представала перед другими всегда в парадных одеждах.

Для эпохи архаики характерны скульптурные изображения девушек- кор в обильно драпированных одеждах. В процессе эволюции статуй кор орнаментальное начало (создание узора на плоско трактованной одежде) переходит в изображение орнаментированной декоративно трактованной одежды. Постепенно одежда статуй кор облегчается. Из-за панциря одежды постепенно начинают проступать элементы женской плоти (грудь, бедра, колени, стопы ног, оголенные по локоть руки и пр.). Коры раскрашивались весьма яркими красками.

Позволительно различать аттические и ионийские коры. Ионийские коры отличаются большей нарядностью и чувственностью образа.

Куросы и коры есть эталоны-камертоны, образцы-примеры эллинов об идеальных юноше и девушке. Создавались скульптурные образы, на которые молодые греки должны были ориентироваться и на звучание которых должны были настраиваться. Изображение куросов и кор носило преимущественно воспитательный характер: «Будь таким, как победитель, воин, защитник».

Первые куросы были колоссальных размеров (до 5 м в высоту). 530-520 гг. до н.э. совершается перелом - размеры статуй куросов сокращаются до роста эталонного грека-воина (180-190 см).

Рельефами в эпоху архаики украшали храмы, сокровищницы, надмогильные и посвятительные плиты, ставившиеся в честь значительного события или принесенные в дар божеству. Рельефная композиция чаще всего строилась по принципу симметрии, изображения в этом случае напоминали своего рода геральдические знаки. На фронтонах лица персонажей чаще всего обращены вперед, тогда как само движение развернуто вдоль пло­скости тимпана. В рельефах ракурсы старательно избегались, фигуры распластывались. В первых горельефах изображение делалось в плоском рельефе. Плоскостность передней части рельефа при этом сохранялась (фасадный принцип). В архаических горельефах отсутствует самая характерная особенность горельефа классического - полная закругленность формы. Иногда при создании рельефных композиций применялась техника многослойного плоскостного рельефа с расчлененными врезанными линиями плоскими поверхностями.

Статуи и рельефы раскрашивали не сами скульпторы, а специальные мастера, изучавшие дело раскраски декоративной и живописной статуй.


Сейчас читают про: