double arrow

Краткая характеристика интерьера барокко


Варианты заданий предлагаемых к опросу

Контрольные вопросы и задания по теме

«Скульптура Франции XVII века»

1. Какое влияние на развитие искусства оказала форма государственного

устройства, сложившаяся во Франции в XVII в.?

2. Черты каких стилей соединила в себе скульптура Франции XVII века?

3. Назовите имена выдающихся французских скульпторов XVII века.

Приведите примеры их произведений.

4. Назовите стилистические особенности, отличающие произведения

Л. Бернини от произведений его последователей во Франции.

5. Какие черты барокко присущи скульптурной композиции, являющейся

памятником Мазарини работы Антуана Куазево?

6. Какие черты барокко присущи произведениям Пьера Пюже «Александр

Македонский и Диоген» и «Милон Кротонский»?

7. Что общего между классицизмом и барокко?

по теме «Скульптура барокко»

1. Определить название и автора предложенного произведения искусства,

обосновать его принадлежность к стилю барокко, учитывая

национальные особенности.

2. Из предложенных фрагментов скульптуры выбрать то, которое

относится к стилю барокко; обосновать ответ.

3. Дать определение понятию «синтез искусств». Привести примеры

такого синтеза в стиле барокко, дать характеристику.

4. Сформулировать тематические границы скульптурных произведений

барокко в искусстве разных стран. Привести примеры.

Частные интерьеры барокко отличались необычайной торжественностью и пышностью. Это впечатление рождалось в первый же миг, едва входящий попадал в вестибюль здания с парадной центральной лестницы, над которой, в вышине, ярким пятном сиял расписной плафон потолка. В особняках Англии напротив лестницы устраивался специальный балкон с балюстрадой, за которой мог располагаться оркестр. Парадные залы находились на втором этаже, а по обеим сторонам от центра – остальные комнаты. Парадные помещения часто соединялись узкими галереями, украшенными колоннами, пилястрами, статуями или бюстами, живописью, зеркалами. Здесь сосредоточивались коллекции произведений искусства хозяев дома. Окна галерей, как правило, выходили в парк, а по противоположной стене развешивались зеркала. Таким образом создавался эффект углубления пространства, единения архитектуры и природы.

Тема раскрытия пространства интерьера вглубь была одной из центральных в барокко. Поэтому использование зеркал, роспись потолков бесконечными небесными далями и парящими в облаках фигурками – характерные для убранства интерьеров компоненты. Потолки оштукатуривались и покрывались подробными фресковыми композициями в окружении позолоченного резного декора, а также живописи, имитирующей объёмные скульптурные формы. Возникало ощущение, что живопись не укладывается в поле плафона, выходит за его границы.

Иногда на потолках, но чаще в оформлении стен присутствовали резные деревянные панели. В них монтировали портреты и другие живописные произведения. Плоскости стен украшали также элементами ордеров – пилястрами, витыми колоннами, волютами, использовалась и живопись в обрамлении скульптурных гирлянд, волют. Из Испании в другие европейские страны пришла мода обшивать стены кордовской тиснёной кожей с рисунком золотом, подражающим дорогим тканям. Во Фландрии стены обтягивали дорогим бархатом. По-прежнему были распространены и шпалеры, их развешивали над резными панелями. Полы выкладывались мраморными или майоликовыми плитами. Двери оформлялись горизонтальными живописными панно – десюдепортами (от фр. «расположенные над дверью»).

Внутреннему убранству дворцов барокко был присущ особенный декоративный размах, не сравнимый ни с какой другой эпохой. Торжественный пафос апартаментов усиливало обилие ковров, больших (до пола) зеркал, позолоченной лепнины.

В орнаментике преобладал рисунок тяжёлых гирлянд из листьев и плодов, волют, картушей (от фр. cartouche – «свиток»). Распространён был и мотив витых арабесок, ленточных плетений. Прямые линии постепенно вытеснились криволинейными контурами, придающими декору динамику и живописность.

 
 


Рис. 6.1. Л. Ванвителли. Лестница. Королевский дворец. Казерта.

Италия. 1751 г.

 
 


Рис. 6.2. Г. Гиббонс. Парадный холл. Бленхейм. Англия. 1724 г.

 
 


Рис. 6.3. Спальня королевы. Версаль. Франция. XVII в.


Сейчас читают про: