Донателло.
Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе
архитектор АД Захаров), так же легко и изящно несут небесную сферу, как греческие кариатиды - антаблемент Эрехтейона. АД. Захаров писал о нерасторжимости его архитектурного образа со скульптурным: «Без украшения наружность виду того иметь не может, а от того и красоту теряет и пропорции во всех частях расстраивает». Средневековая монументальная скульптура также тек-тонична, но ее тектоника отличается от античной. На ранних этапах Средневековья скульптура ограничивается лишь капителью колонны (фигурки акробатов, какой-нибудь «сциопод» -- таинст-
Конная статуя кондотьера Коллеони
венное существо с одной ногой). С XII в. скульптура, особенно во французской средневековой архитектуре, уже играет огромную роль в декоре храма. В областях, где было сильно оппозиционное церкви движение (Лангедок, Прованс, Бургундия), скульптура носила подчеркнуто-назидательный характер: порталы и тимпаны над западным входом заняты сценами «Страшного суда», апокалипсических видений и «Страстей Христовых» (соборы Сен-Лазар в Отэне, Сен-Пьер в Муассаке). Композиция обычно строится вокруг главных персонажей — Христа или Богоматери. Их фигуры, как и в живописи, превосходят остальные по масштабу, несмотря на то что располагаются не на переднем плане (хотя всегда по центру). Рельефы лишены пространственности. Вся плоскость заполняется сверху донизу, как на миниатюрах («боязнь пустот»). Но эта условность никак не мешает общей выразительности. В сцене «Страшного суда» в тимпане портала собора Сен-Лазар в Отэне (нам известно даже имя его мастера — Жиллеберт, что редкость для анонимного в своей основе средневекового искусства) вокруг огромной фигуры вершащего суд Христа, величественной и статичной, идет борьба за души человеческие между ангелами и чертями, и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами — жалкие человеческие души — ожидают решения своей судьбы. В Провансе, сильнее испытавшем влияние античности, по сторонам портала появляются статуи святых в рост. Фасады иногда во всю ширину украшены рельефными фризами. Изображения по-прежнему полны драматизма и патетики, но в них много и живых наблюдений (церковь Сен-Трофим в Арле). На одном из ранних, еще романского времени, фасадов Шартрского собора фигуры святых напоминают нерасчлененные блоки; в церкви Сен-Пьер в Муассаке фигура апостола Петра изгибается и гнется, подчиняясь изгибу арки портала.
Средневековые соборы и снаружи (Франция), и внутри (Германия) заполнены статуями — от уже упомянутых неподвижных фигур западного портала (романского периода) Шартрского собора до почти круглой скульптуры Реймского или Страсбургского соборов. Но портретных изображений во французской архитектурно-декоративной пластике нет. И только в немецкой готике мы видим портреты и даже фигуры реальных лиц (например, донаторов Наумбургского собора). Более того, немецкие мастера нередко придают им или остроиндивидуальный облик (св. Иона Наумбургского собора), или явно выраженные национальные черты (например, даже в таком несомненно идеализированном персонаже, как Бам-бергский всадник)
Страшный
суд.
Рельеф
тимпана
портала
собора
Сан-Лазар
вОтэне
Этот прием «узнавания» еще более усилен в искусстве Возрождения (св. Георгий скульптора Донателло, выполненный им для ниши флорентийской церкви Ор Сан Микеле, по меткому определению Н.Н. Лунина, «не очеловеченный бог, как в античности, а обожествленный человек», при всей его идеальности и некоторой доле абст--— рактности). Средневековье еще не знает свободно стоящего мо.-| нумента (вышеупомянутый знаменитый Бамбергский всадник не-;" рушимо связан со стеной). Понадобилось почти полторы тысячи 5 лет, чтобы вновь возродилась античная идея конного монумента. Ь В 1443—1453гг. Донателло в Падуе отливает конную статую кондотьера Гаттамелаты. Широкая, свободная моделировка формы создает монументальный образ военачальника, главы наемных войск, с маршальским жезлом в руке, облаченного в доспехи, но с обнаженной головой. Он сидит на грузном, величественном коне. Хвост лошади туго заплетен, левая передняя нога опирается на ядро. Спокойная и простая поза коня, уверенность в себе всадника производят впечатление величавой суровости и благородства. Строгий, без лишних деталей постамент соразмерен с площадью перед собором Св. Антония.
Самый известный ученик Донателло — Андреа Вероккио создал конный монумент кондотьера Коллеони для венецианской площади у церкви Сан-Джованни э Паоло. В отличие от монумента Донателло, конь которого идет тяжелой, мерной поступью, конь Вероккио ступает легко, словно танцуя. Он наряден, грива не стянута в тугой узел и не подстрижена, а спадает вольными вьющимися прядями, сбруя богато декорирована. Проработка формы, моделировка выполнены очень тщательно, с анатомическими подробностями,