Заботы о единичном, отдельном лице, удовлетворение потребности

Защиты против внешних врагов;

Законодательства, заботы о всеобщем, интересах целого;

Если справедливость трактуется с опорой на фюзис — естественный закон, то сильный по своей природе, имеет право на власть.

Эта установка вела к обоснованию олигархических и тиранических форм правления.

Однако и то, что все по природе свободны, также звучало из уст софистов (Алкидамант). Природа человека определяет истинность политиче­ского устройства. Протагор утверждает в своем знаменитом изречении: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». В этом положении сконцентрирована вся склонность к релятивизму, который был так характерен для софистов.

Во время расцвета демо­кратии развивается и субъективность в восприятии реальности.

Каждый судит об общественных делах в меру своего развития, и это выступает как значимый прин­цип политического устройства. Мнение и есть истина политики, но мнение боль­шинства. Количество мнений решает вопрос об истине.

Сократ (469-399 до н. э.), который вплотную примы­кает к традиции софистов, напрочь отбрасывая их релятивизм, утверждает, что добро, справедливость должны быть познаны самим человеком.

· Платон (427-347 гг. до н. э.) является одной из ключевых фигур политической мысли антич­ности. Опыт греческой демократии, ее расцвет и упадок за совсем небольшой исторический период поставили перед Платоном вопрос о сущности по­лисной жизни. Каковы действительные предпо­сылки разумного политического устройства?

Сре­ди множества политических сочинений Платона выделим диалоги «Государство» и «Законы». Ос­новной темой диалога «Государство» является рас­крытие связи природы полиса с нравственной при­родой человека.

По Платону, только народ, нравственно достигший полноты, может со­здать достойную политическую организацию.

Сущность справедливости лежит в государ­стве, и человек постольку ей присущ, поскольку он является членом государства. В государстве осуществляется реальность справедливости. Следовательно, встает вопрос о том, каково должно быть государство, в котором осуществляется спра­ведливость.

Человек осуществляет себя, по Платону, только в полисе, поэтому полис явля­ется его природой. Человек живет для государства и в государстве. Полис рождает человека, а не наоборот. Значимыми для государства являются: сословные разли­чия, различные добродетели, свойства отдельного субъекта.

Платон фиксирует основную противоположность в организации полиса: госу­дарственное дело (управление полисом) и работа, направленная на удовлетворе­ние потребностей. Эти занятия разделены таким образом, что одна часть общества занимается воспроизводством государства, а другая — производством, направлен­ным на удовлетворение потребностей общества.

Платон выделяет три основные функции «действительности нравственного»:

Платон распределяет их между тремя сословиями: правителей, воинов, земле­дельцев и ремесленников.

Каждому сословию соответствуют свои добродетели, которые в своей целост­ности составляют нравственный облик народа.

Платон различает четыре доброде­тели.

1. Мудрость— это достояние тех, кто способен к созерцанию идей и в силу этого может руководить государством. Мудрость приобретается через занятие философией. Она охраняет государство от случайности и различных несчастий, поэтому правителей Платон называет стражами.

2. Мужество рождается из способности твердо придерживаться знания справедливого и противостоять опасности. Никакие искушения не могут его поко­лебать.

3. Умеренность власть над вожделениями. Эта добродетель присуща всем со­словиям. Никакая потребность, если она не воспринимается как значимое и са­модовлеющее, не становится пороком.

4. Справедливостькаждый занимается одним делом согласно своим природ­ным задаткам. Справедливость — основа добродетели.

По Платону, государство остается прочным, если каждый занимается делом, к которому он более всего предрасположен.

Эта предрасположенность обеспечивается не только отбором, но и воспитанием. Воспитание задает определенность в деятельности и жизни индивидов.

Вопрос заключается в том, как сохранить государство, а не как сохранить субъективную индивидуальность. Именно поэтому Платон негативно относится к частной собственности и браку.

Он понял, что порча греческой жизни происхо­дит от того, что индивидуумы стали выдвигать на первый план свои цели, склон­ности и интересы, свою субъективность.

Реальные формы полиса есть отклонение от его сущности через развитие этого противоречия.

Первая отклоняющаяся форма — тимократия, где господствует честолюбие, характерное для военных (Спарта). Сильнейшие и храбрейшие реализуют свое стремление к власти за счет гармонии целого. Власть подкрепляется богатством. Деньги становятся мерилом почести и влияния. Вводится ценз.

Возникает олигархия (греч. «власть немно­гих»). Богатство порождает расширение бедности. Государство делится на два лагеря.

Многочисленная беднота устанавливает демократию .Страсти и желания становятся господствующими.

Раздоры ведут к заговорам и выдвижению вождей. Устанавливается тирания. Тиран опирается на самые низменные страсти и силой удерживает власть. Воспитание и гармония доброде­телей уничтожены.

· Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был учеником Платона и величайшим из мыслителей античности. Он родился в македонском городе Стагире и нико­гда, в отличие от Платона, не был гражданином Афин. В течение двадцати лет он пробыл в школе Плато­на — Академии. После смерти Платона он покинул Академию и позднее, в течение трех лет, был воспи­тателем Александра Македонского. После возвраще­ния в Афины он основал собственную школу — Ликей. После смерти Александра, подвергнувшись су­дебному преследованию, Аристотель уехал на остров Эвбея, где и умер в 322г.

Среди политических сочинений Аристотеля осо­бого внимания заслуживает трактат «Политика», со­зданный на основе анализа форм государственного устройства более ста пятидесяти девяти государств.

По Аристотелю, полис есть особого рода общение людей.

Есть несколько видов общения. Простейшее общение — это семья. Оно состоит из отношений мужа и жены, отца и детей, господина и рабов. Селение — это общение нескольких семей. Оно состоит из отношений старших и младших и персонифицируется в фигуре вождя – царя. Эти формы общения возникают из естественной необходимости.

Государство - это общение нескольких селений, достигших самодовлею­щего (достаточно значительного самого по себе) состояния. Оно также первоначально возникает естественно, но уже сущест­вует для достижения благой жизни.

Именно самодовление позволяет поставить цель — достижение благой жизни. Здесь отношение принципиально иное. Если в предыдущих формах общения властные отношения определяются естественными причинами, являются патриархальными, деспотическими, то в последней форме власть осуществляется над равными и называется политической.

Поэтому поли­тика,по Аристотелю, есть общение равных, свободных людей с целью достиже­ния благой жизни. Но через это общение люди достигают совершенного состоя­ния, свободного, равного.

Следовательно, природой человека является общественная жизнь.Аристотель говорит, что человек есть политическое живот­ное. Человеческая природа определяется не физиологией, не способностями, не семьей, но полисом.

Тот, кто живет не в государстве, либо существо недоразвитое в нравственном отношении, либо сверхчеловек.

Каким же должно быть государство, чтобы в нем достигалась данная цель? Чтобы это понять, необходимо выяснить, что такое благо.

Благо,по Аристотелю, заключается в счастье, а счастье состоит в совершенной деятельности и примене­нии добродетели.

Счастливая жизнь справедлива. А справедливость состоит в ра­венстве для равных и в неравенстве для неравных.

Обычно же равенство в одном распространяют и на все остальное и неравенство в одном также распространяют на все остальное. В этом заключается типичная ошибка демократий и олигархий.

Государственное устройство — это то же, что и порядок управления государством, и как таковое называется Аристотелем политией.

Полития есть общее название и в то же время название особенной формы правления.

Аристотель различает шесть форм государственного устройства. Три правильных: монархия, аристократия и полития и три неправильных (отклоняющихся): тирания, олигархия и демократия.

Они отличаются, во-первых, по количеству правящих: власть одного, власть немногих, власть большинства и, во-вторых, по отношению к цели правления: общее или особенное (частное) благо.

Количество правящих Цель правления
Общее благо Частное благо
Один Монархия Тирания
Немногие Аристократия Олигархия
Многие Полития Демократия

Различные формы правления, по Аристотелю, также могут претерпевать кри­зисы и изменения.

Нравственная порча лежит в основе этих изменений. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания — демократией. Демократия — это тупик общественного развития.

Полития как оптимальная форма государственного устройства мыслится Ари­стотелем в форме единства положительных моментов олигархии и демократии.

Гражданскими правами в этом государстве обладают лишь те, кто занимается де­лами военными, законосовещательными и судебными. Зажиточный или средний класс является основой порядка.

Земля делится на государственную и частную. Хозяйственная жизнь предполагает развитое рабовладение. Законодательст­во является частью политики, и поэтому искусство законодателей заключается в том, чтобы организовать правление законов, а не людей.

Таким образом, Аристотель, с одной стороны, продолжает дело Платона, ис­следуя сущность политического общения, но, с другой стороны, он противостоит Платону, рассматривая политику с точки зрения цели, блага, как действительно высшую форму общения.

· Древний Рим

Античная политическая мысль не заканчивается с утратой полисами былого политического значения после образования империи Александра Македонского.

Принципы, на которых строилась античная цивилизация, остались неизменны­ми. Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в. до н. э., впитали куль­туру великого народа и развили исходные принципы до логического завершения.

Довольно часто мыслителей Рима представляют учениками греков, лишенных оригинальности и глубины в вопросах философии и политики. С этим мнением трудно согласиться. Сочинения Полибия и Цицеронаоригинальные памятники политической мысли Древнего Рима.

· В своей «Всеобщей истории» римский историк Полибий (207-120 до н. э.) рассматривает период с 220 до 146г. до н. э. Почему именно этот период оказался в центре внимания историка? Первая дата связана со Второй Пунической войной. С этого времени интересы римлян начинают сплетаться с интересами греков и ма­кедонян. Отсюда берет начало движение римлян к мировому господству.

В 168г. до н. э. в битве при Пидне Македония терпит поражение и утрачивает свою неза­висимость. После 146 г. до н. э. Эллада окончательно теряет независимость и рим­ское господство в мире становится несомненным.

Шестую книгу «Всеобщей истории» Полибий посвящает теории политики. Подобно грекам классического периода, он в первую очередь анализирует те первоначала, которые выступают условием реализации идеи блага в социальном бытии.

Ноблаго он понимает уже иначе. Если для грека благо есть единство гармоничного полиса и нравственного индивида, то для Полибия высшим благом выступает римский мир, универсальное господство, замиряющее пространство, в котором свободный индивид находит возможность реализаций своей субъективности.

Каково же наилучшее государственное устройство, в рамках которого способна реализоваться данная цель? Полибий видит положительные и отрицательные моменты в различных государственных устройствах.

Главный же недостаток он усматривает в их недолговечности. В чем же причина их краткой жизни? Полибий считает, что формы государства, подобно организму, переживают рождение, возрастание, расцвет, переход в свою противоположность и конец (всего пять стадий). Чтобы выяснить, все ли формы государства подвержены этой природной необходимости и входит ли в их число римское государственное устройство, Полибий ставит вопрос о начале и становлении государственности.

В силу природной необходимости люди образуют сообщества, власть в которых устанавливается на основе силы. Такую организацию можно назвать монархией.

Когда же в обществе устанавливаются товарищеские отношения, возникают понятия правды, долга, красоты, справедливости, люди подчиняются по велению рассудка и начинается царское управление.

Царская власть передается по наследству, и потомки первых царей вследствие избытка средств предаются страстям, злоупотребление которыми превращает царство в тиранию.

Аристократиясвергает тиранов и восстанавливает справедливость. Но и аристократия через несколько поколений вследствие тех же пороков перерож­дается в собственную противоположность — олигархию.

Единственная надежда у граждан остается на демократию. При демократии высоко ценятся равенство и свобода. Но и здесь через несколько поколений тщеславие развращает народ, и только новые вожди с помощью силы устраняют распри. Тогда восстанавливается монархия, и цикл смены государственных форм, обусловленный порядком природы, завершается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: