Теория гос-венного суверенитета в трактовке Ж.Бодена

Противопоставление монархии и республики в политико-правовом учении Н.Макиавелли.

Важное место Макиавелли уделяет соотношению целей и средств в политике. Коварство и насилие для достижения целей и средств (благих) – совсем не абсолютные ценности, как нередко пытаются трактовать точку зрения Макиавелли. Это признает Макиавелли только по отношению к еще большему злу, ибо сила побеждается насилием. Жестокость оправдана лишь в единичных случаях, когда она применяется однажды для пользы дела; если же жестокость применяется систематически для угнетения, то ей нет оправдания. Именно на это обстоятельство не обращают внимания чаще всего исследователи Макиавелли.

Единоличная диктатура, по Макиавелли, необходима при чрезвычайных обстоятельствах, а при обычном течении дел она вредна. Абсолютная власть развращает очень быстро как правящих, так и управляемых. Поэтому успешное развитие гос-ва, считает Макиавелли, связывается с установлением и развитием республиканской формой правления.

Лучшей формой гос-ва Макиавелли считал республику. По его мнению, «республика имеет больше жизненных элементов и пользуется большим счастьем, нежели монархия, так как она, имея граждан различного хар-ера, может лучше соображаться с обстоятельствами, нежели монархия».

Считая республику лучшей формой гос-ва, Макиавелли как реальный политик видит возможность ее установления лишь при определенных конкретно-исторических условиях. Будучи идеологом буржуазии и врагом феодализма, он подчеркивает, что «для основания республики в стране, где дворянство многочисленно, необходимо совершенно истребить его».

Жан Боден (1530-1596 гг.).

Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака гос-ва: "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть гос-ва... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными".

Власть гос-ва постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого гос-ва. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о гос-ве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

41) Семья и гос-во в интерпретации Ж.Бодена. Учение о «свободном подданном».

Гос-во Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Гос-во - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой гос-ва. Гос-во - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий гос-во, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в гос-ве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в гос-ве. Основой семьи и гос-ва Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит божественным установлениям и природе человека.

Член гос-ва, гражданин, есть свободный подданный, подчиненный верховной власти. Существенный его признак есть подчинение; но свобода его ограничивается, а не исчезает совершенно. Этим член гос-ва отличается от раба, который тоже подданный, но не гражданин.

Существенным признаком гражданина надо, следовательно, считать подчинение верховной власти. Отправляясь от этого начала, Боден отрицает возможность быть гражданином двух гос-в и не допускает права свободного перехода из одного подданства в другое. По его мнению, переход может совершаться не иначе, как с согласия верховной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: