Предмет и задачи истории учёта

История учёта изучает зарождение учёта в глубокой древности, причины его появления, основные направления развития. Развитие учёта – это развитие бухгалтерской мысли. Суть эволюции бухгалтерской мысли можно представить как последовательное восхождение от конкретного к более абстрактному пониманию хозяйства, что позволяет более эффективно управлять им. Для лучшего управления необходимо совершенствовать и сам инструмент управления – методологию бухгалтерского учёта.

История учёта позволяет:

1) раскрыть динамику протекающих процессов и описать их закономерности;

2) представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития;

3) рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;

4) проследить смену общих концепций;

5) объективно оценивать новые направления в развитии бухгалтерского учёта на основании изученного исторического опыта;

6) оставить будущим поколениям научное наследство и облегчить тем самым поиск новых идей;

7) дать практикам обзор уже решённых задач, так как вне истории бухгалтер обречён снова и снова решать одни и те же проблемы (эффект Сизифа, по определению П. Гарнье);

8) освоить технику научного предвидения;

9) открыть подлинные тайны истории, подтверждённые бухгалтерскими документами. Например, патриот афинской демократии Демосфен (около 384 – 322 гг. до нашей эры) получал деньги от персидского царя (на них он купил себе дом, а остальные средства отдавал в рост); в составе народного ополчения под руководством Минина и Пожарского согласно платёжным ведомостям числились ландскнехты (немецкая наёмная пехота); героиня французского народа Жанна Д¢ Арк (1412 – 1431) после своей смерти якобы продолжала получать заработную плату [52].

Задачи дисциплины «История учёта»:

1) изучение возникновения и развития учёта в динамике исторического процесса;

2) ознакомление с эволюцией учётных понятий и формированием методов учёта;

3) переосмысление учёта, существующего в различные эпохи в разных странах, а также в России в прошлом, для объективной оценки современного состояния учёта;

4) приобретение умения на основе исследования исторических закономерностей осуществлять научное прогнозирование в учёте.

Бухгалтерия возникла как практическая деятельность (счетоводство) 6000 лет назад; как предмет литературного обсуждения – более 500 лет назад в связи с выходом книги Луки Пачоли и более 100 лет назад как самостоятельная наука – счетоведение.

На всех этапах исторического развития бухгалтеры решали три задачи:

1) сделать учёт максимально информативным и точным;

2) добиться его простоты и дешевизны;

3) получить своевременную информацию о фактах хозяйственной жизни.

Но так как эти задачи в определённой степени взаимно исключают друг друга, учёт никогда не был исчерпывающе информативным, достаточно точным, общедоступно простым, дешёвым и своевременным. Любая бухгалтерская категория, счёт отражают и в значительной степени скрывают интересы лиц, занятых в хозяйственном процессе.

Невозможно дать одну законченную и единственно правильную концепцию подлинного развития учётных идей. Наиболее типичными подходами к пониманию истории учёта являются:

1) философский. Представители Ф.В. Езерский, Я.М. Гальперин пытались осмыслить, какие законы управляют ходом исторического развития. Данное направление было самым неудачным;

2) документальный. Представители Б. Пенндорф, Р. де Рувер вместо теорий и схем эволюции предпочитали излагать факты;

3) синтетический. Авторы обобщали фактический материал с помощью какой-нибудь философской концепции. Это направление как бы синтезирует первые два. Изложение фактов учёта даётся на фоне истории развития общества. Представители – А.М. Галаган, Н.С. Помазков;

4) аналитический. Авторы излагают историю не всего учёта, а отдельных его категорий. Представители – Н.Р. Вейцман, Ж.А. Фламминк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: