Возникновение науки об учёте в Италии

В) Ж.Б. Дюмарше.

Тестовые задания к теме 6

1. Что является основным практическим недостатком новой итальянской формы счетоводства?

а) наличие единого журнала;

б) отсутствие вспомогательных книг;

в) необходимость составления сборного журнала.

2. Кто из перечисленных бухгалтеров является создателем новой итальянской формы счетоводства?

а) Э.Т. Джонс;

б) Ф. Гаратти;

в) Ж. Савари.

3. Кто является создателем немецкой формы счетоводства?

а) Я. Импин;

б) Л. Пачоли;

в) Ф. Гельвиг.

4. Кто является создателем американской формы счетоводства?

а) Э. Дегранж;

б) Ф. Гаратти;

в) Ф. Гельвиг.

5. Кто является создателем интегральной формы счетоводства?

а) Манцони;

б) Пуатра;

6. Кто является создателем французской формы счетоводства?

а) И. Шер

б) Ф. Гельвиг;

в) Матье де ла Порт.

7. На каких предприятиях оправдана американская форма счетоводства?

а) крупных;

б) мелких;

в) крупных и средних.

8. В какой форме счетоводства достигается без дополнительной работы составление ежедневного баланса?

а) немецкой;

б) французской;

в) американской.

9. Кто из авторов считал, что бухгалтерия должна открывать столько журналов, сколько отвечает особенностям хозяйственной деятельности предприятия, причём каждый бухгалтер должен был вести отдельный журнал?

а) Э. Дегранж;

б) Д. де Лезиньан;

в) М. Баттайлль.

10. Какую форму счетоводства описал Э.Т. Джонс?

а) американскую;

б) немецкую;

в) английскую.

7. НАУЧНОЕ РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА (XIX – XX вВ.)

С начала XIX века в итальянском учёте наметились две тенденции. Первая выводила учёт из отношений, возникающих между лицами, участвующими в хозяйственном процессе, в связи с движением и хранением ценностей (юридическое направление). Вторая была основана на учёте самих ценностей (экономическое направление).

Начало юридическому направлению положил в 1803 году Никколо д'Анастасио, выдвинувший две важные мысли: во-первых, учёт – это регистрация прав и обязательств собственника и, во-вторых, в центре учётной системы стоит счёт Капитала. Все факты хозяйственной жизни должны затрагивать этот счёт. Например, оприходование товаров, поступивших от поставщиков, оформлялось проводками: дебет счёта Товаров, кредит счёта Капитала и дебет счёта Капитала, кредит счёта Поставщиков. Это объясняется тем, что кладовщик получает товары не от поставщика, а от собственника, которому поставщик продаёт их. Иногда эту систему называли четверной, ибо каждая операция требовала минимум четыре записи. Такой подход усиливал контрольное значение бухгалтерской регистрации, так как на одном счёте и при том главном – Капитал – должны были получаться контрольные итоги, подтверждающие правильность разноски хозяйственных операций. Четверная бухгалтерия д'Анастасио предполагала учёт движения ценностей между участниками хозяйственного процесса и смену их прав и обязательств. При этом любое движение, утверждал д'Анастасио, протекает из одного места в другое и имеет двойной эффект. Отсюда необходимость двойной записи. Счета – это «станции», созданные для отражения изменения правоотношений лиц, участвующих в хозяйственном процессе.

Начало экономическому направлению было положено миланским автором Джузеппе Людовико Криппой в 1838 году. Он указывал, что «цель учёта состоит в исследовании результатов хозяйственной деятельности», которая сопряжена с постоянными изменениями объёма и состава имущества. Эти изменения и есть предмет учёта. Криппа трактовал все счета как материально-вещественные. Например, если счёт поставщиков имеет кредитовое сальдо, то это значит, что деньги, которые должны были лежать у поставщиков, пока ещё лежат у покупателя. Все счета открываются не по лицам, а по видам имущества: товары, касса и т.д.

Н. д'Анастасио и Д.Л. Криппа заложили начало трёх школ итальянской научной бухгалтерии - ломбардской (Милан), тосканской (Флоренция) и венецианской (Венеция).

Создателем ломбардской школы является Франческо Вилла (1801 – 1884), осуществивший синтез юридических и экономических целей учёта. Главный труд Виллы издан в 1840 году, и этот год можно считать началом рождения науки о бухгалтерском учёте.

Основателем тосканской школы, развившей юридический аспект бухгалтерской теории, был Франческо Марчи (1822 – 1871). По Марчи, суть предприятия в людях, в нём или с ним работающих. Поэтому необходимо выделить четыре группы лиц – агентов (материально ответственных лиц), корреспондентов (лиц, с которыми ведутся расчёты), администратора и собственника. Каждой группе лиц соответствует определённая группа счетов.

Продолжил дело Марчи Джузеппе Чербони (1827 – 1917), который и стал главой тосканской школы. Он рассматривал бухгалтерский учёт как часть юриспруденции. Его учение было названо логисмографией.

Главой венецианской школы был Фабио Беста (1845 – 1923), который в противовес тосканской школе развивал экономическую трактовку учёта. Он считал, что бухгалтерский учёт как средство экономического контроля изучает движение ценностей, которое связано с определёнными действиями по руководству, управлению и проверкой лиц, работающих на предприятии. Беста выделял предварительный, текущий и последующий контроль.

В соответствии с экономической трактовкой учёта Беста подчёркивал, что в учёте изучается не количественная и качественная структура хозяйственых ценностей, а их стоимость. Из этого следовало, что факты хозяйственной жизни, не вызывающие изменения стоимости, не должны отражаться на бухгалтерских счетах. Таким образом, внутренние обороты выносятся за границы баланса и Главной книги. В этом заключалось принципиальное отличие экономического направления. Перемещение ценностей внутри предприятия не меняет их объём и оценку, а следовательно, несущественно для оценки экономической работы предприятия. Юридическое направление, наоборот, считая объектом учёта ответственность людей, а не ценности, придавало огромное значение внутренним оборотам. Провозгасив, что объектом учёта выступают не сами ценности, но их стоимость, Беста выдвинул ставшую знаменитой теорию фонда.

С начала ХХ века венецианская школа стала ведущей в Италии. Из последователей Ф. Бесты наиболее известны П. д'Альвизе (1934) и Д. Дзаппа (1879 – 1960).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: