Учёт в послевоенное время

Советский Союз понёс в войне большие потери. Постановлением Совнаркома СССР от 01.12.1945 г. наркоматам и ведомствам разрешалось списывать с балансов предприятий в районах, освобождённых от оккупации, стоимость основных средств и товарно-материальных ценностей, уничтоженных врагом. Одновременно с годовым отчётом за 1945 год наркоматы должны были представить в Наркомфин СССР сводные акты о произведённых списаниях.

Важное значение в первые послевоенные годы придавалось составлению годовой отчётности. К первоочередным задачам была отнесена расчистка балансов от дебиторской и кредиторской задолженности, которая за годы войны возросла почти в два с лишним раза. Отчётность за первый послевоенный период показывала, что план снижения себестоимости не выполнялся, имели место перерасход сырья, рост накладных расходов, увеличение потерь от брака. Инвентаризация товарно-материальных ценностей производилось неточно, а материальные ценности зачастую списывались с баланса без особых оснований.

На состояние учёта отрицательно влияла множественность балансов. На заводах и фабриках имелись небольшие хозяйства с самостоятельными балансами, что усложняло учёт, создавало путаницу, ослабляло контроль со стороны руководителей предприятий.

Остро стоял вопрос и о подготовке счётных работников. Более половины из них ушли в армию, многие погибли. Молодые кадры не обладали достаточной квалификацией и опытом.

17 сентября 1947 года Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о главных (старших) бухгалтерах государственных, кооперативных, общественных учреждений, организаций и предприятий». Положение было призвано покончить с недостатками в учёте, оно поднимало роль и значение бухгалтера как государственного контролёра.

Ещё до Великой Отечественной войны некоторые предприятия применяли графики в учётной работе. Во время войны инициаторами использования графиков были саратовские предприятия лёгкой промышленности. В 1944 году была организована работа по графику, что позволило намного раньше обычного сдать сводный отчёт.

В послевоенный период в учёте материальных ценностей применялась карточно-копировальная система: на складах – в количественном выражении и параллельно в бухгалтерии – в количественно-ценностном. В учёте материалов часто возникали «красные» остатки, пересортица и другие недочёты.

По инструкции Наркомфина СССР от 30.10.1945 г. № 639 устанавливалась проверка документов как в отделе снабжения, так и в бухгалтерии. Материалы должны быть оприходованы независимо от того, получены или нет к моменту приёмки сопроводительные документы поставщика. Раньше из-за отсутствия документов грузы не принимались на учёт в течение 1 – 3 месяцев, нарушая финансово-платёжную дисциплину. На складах учёт материалов должен вестись только в количественном выражении на карточках по каждому номенклатурному номеру, а в бухгалтерии – в количественном и денежном. В январе 1946 г. Наркомфин СССР издал «Положение о документах и записях в бухгалтерском учёте предприятий и хозяйственных организаций». Это положение содержало правила ведения бухгалтерского учёта по двойной системе с отдельном балансом и упорядочение отражения операций в бухгалтерских документах и регистрах.

В июле 1947 года Минфин СССР утвердил «Основные положения по инвентаризации хозяйственных средств предприятия и хозорганов».

В декабре 1947 года было принято постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

В январе 1949 года Совет министров СССР утвердил «Положение о ведении кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями». Существенно менялась форма кассовой книги, теперь её нельзя было заполнять карандашом. Суточный отчёт кассира предлагалось делать на отдельном бланке.

Минфин СССР письмом от 26.05.1949 г. № 744 ввёл в качестве опыта журнально-ордерную форму учёта на нескольких предприятиях, а в октябре 1949 года предлагалось ввести эту форму промышленным министерствам и ведомствам в течение 1950 года. Для применения журнально-ордерной формы был разработан план счетов, в котором 74 синтетических счёта зашифровывались трёхзначным числом от 001 до 190.

Формирование журнально-ордерной формы началось в конце 20-х годов. При её разработке стремились к сокращению записей, связанных с регистрацией данных. Поиски начались с идеи дополнить колонки накопительных ведомостей шифрами корреспондирующих счетов. В результате получился регистр интегральной формы. Однако в таком регистре дебетовые и кредитовые обороты сгруппированы по корреспондирующим счетам. Поэтому возникла возможность регистрировать каждый факт хозяйственной жизни не дважды, а один раз – либо в дебетовой части, с указанием кредитуемого счёта, либо в кредитовой, с указанием дебетуемого счёта. При любом варианте технические записи сокращаются в два раза. Оба варианта практически равноценны. В 1928 году Н. Диатолович предпочитал дебет, к концу 50-х годов, по примеру Гомберга, считавшего, что кредит – причина, а дебет – только следствие, предпочли кредит. Упрощение произошло и за счёт ликвидации мемориальных ордеров, а с ними и хронологической записи. Журнально-ордерная форма стала самым экономичным способом регистрации фактов хозяйственной жизни.

9.7. Учёт в государстве развитого социализма (1953 – 1984)

После смерти И.В. Сталина в учёте продолжались традиции, сложившиеся перед войной. В практической области имелись достижения, связанные с проблемами применения хозрасчёта, учёта затрат и себестоимости готовой продукции, с организацией и интеграцией обработки учётных данных с использованием современных (по тому времени) средств вычислительной техники.

Хозрасчёт стал ширмой, которая скрывала методы административно-командной экономики, придавала им видимость экономической обоснованности и объективности. Для каждого структурного подразделения предприятия, наделённого правами юридического лица, открывался отдельный баланс, бухгалтерия считала финансовый результат по каждому подразделению. Экономическую эффективность некоторых изделий контролировал областной комитет партии. В случаях, когда фактическая себестоимость была выше отпускной цены, часть расходов по данному изделию относилась на себестоимость высокорентабельной продукции. Таким образом, это был хозрасчёт, который никогда не приводил к ликвидации убыточных и экономически неэффективных предприятий.

Анализ хозяйственной деятельности был оторван от бухгалтерского учёта и лишён главного – исследования финансового положения предприятия, а аналитический инструментарий ничем не мог помочь принятию действенных управленческих решений. Главные бухгалтеры находились в двусмысленном положении, им вменялось доносить на руководителей, но с ними же и ежедневно работать. В это время наблюдалось падение престижа работы бухгалтера.

С середины 50-х годов мощное развитие получает механизация учёта. Её инициатором был В.И. Исаков (1913 – 1986). Он сформулировал таблично-перфокарточную форму учёта, создал учение о комплексной механизации и автоматизации учёта. Благодаря В.И. Исакову вошли в практику такие понятия, как унификация и стандартизация первичных документов, проектирование машинных сводок – учётных регистров, создание классификаторов учёта номенклатур.

В начале 50-х годов в распоряжении бухгалтеров были две группы машин - счётно-клавишные и счётно-перфорационные. Для работы на счётно-перфорационных машинах был необходим тщательный контроль, который в принципе «съедал» учёт, поэтому существовало недоверие к машинной обработке. Следующим этапом в развитии автоматизации бухгалтерского учёта явилось появление ЭВМ.

К концу 50-х годов в народном хозяйстве действовало несколько отраслевых планов счетов. Их множественность стала тормозить как централизованное руководство бухгалтерским учётом, так и дальнейшее его совершенствование. Поэтому на базе отраслевых был создан единый «План счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций союзного, республиканского и местного подчинения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: