Особенности связей с общественностью в Древней Месопотамии и Древнем Египте
4 тыс. до н.э. Первые города-государства Месопотимии - Ур, Урук, Логаш, Вавилон. Нынешний Ирак.
2 подхода к образованию государств:
1. Интеграционный, согласно которому государства возникли из необходимости организовывать труд людей, проводить коллективные работы, такие как строительство ирригационных с-м или египетских пирамид
2. Конфликтный, согласно которому государство появилось по причине необходимости разрешения внутриплеменных конфликтов.
Сегодня эти подходы рассматриваются в совокупности.
Не последнюю роль в процессе становления государственности играла и коммуникация.
Месопотамия - 4 тыс. лет. (2 тыс. до н.э.)
Цивилизация возникла там, благодаря шумерам, которые называли себя "черноголовыми".
Египет - 3 тыс. до н.э.
Зарождение письменности. Известно узелковое, звуковое (Австралия) и иероглифичное письмо. О первой нам до сих пор рассказывают такие выражения как "намотать на ус", "наврал с три короба"...
|
|
Шумерское письмо сначала было рисуночным и только потом приобрело символическое значение.
Первоначально же дождь, например, изображался как звезда + вода. Порой писцу даже не хватало существующих рисунков и приходилось импровизировать. Такое письмо называлось идеографичным.
Со 2 тыс. до н.э. оно превратилось в клинопись. Параллельно с упрощением самого рисунка происходит замена принципа картинной письменности принципом передачи звуковой стороны слова.
Впоследствии многие глиняные таблички с клинописью были утрачены. И только в середине 19века Роулинсону, нашедшему в Иране трех язычную Бехистунскую надпись, удалось окончательно дешифровать персидскую клинопись. Он прочел 200 знаков.
Библиотека царя Ашурбанипала. В его дворце было около 700 тыс глинянных табличек. Найдено около 30 тыс. Многие, скорее всего, еще скрыты в песках Багдада.
В них содержались сведения об обществе. Из этих табличек мы узнаем о том, что шумеры были трудолюбивы.
Так же есть сведения о структуре шумерского общества:
· Знать
· Рядовые общинники
· Клиенты храма
· Рабы
Каждая табличка содержала надпись "царя Ашурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии".
В 3 тыс. до н.э. начинает формироваться идея божественного происхождения власти.
Создание и поддержание имиджа правителя становится необходимым. Он считается носителем небесной благодати, сыном неба, обладающим неограниченной властью. Его слово приобретает силу закона. Вместе с этим власть сакралилизуется, т.е. начинает носить священный характер (в Шумере царь получал власть от священной пощечины)
|
|
Элементы имиджа приобрели абстрактный характер и превратились из атрибутов власти в ее олицетворение. Царь Менес объединил верхний и нижний Египет. Внешне это проявилось в головном уборе, состоящим из 2х корон (желтой и красной). Но с некоторых пор не правитель стал создавать символ, а символы делать правителя правителем: достаточно происхождения из царского рода и иметь символы власти, чтобы стать правителем, и при этом не требуется никаких личных заслуг. Формированию имиджа правителя способствовало проведение административных мероприятий, таких грандиозных, как, например, строительство пирамид.
Первая- пирамида Джоссера, построенная Имхотепом.
СО в Китае можно описать с помощью 36 стратагем, которыми китайцы пользуются очень ловко.
Китайские стратагемы исходят из даосизма, конфуцианства и легизма, и с 1 тыс. до н.э. они не менялись.
Китайцы представляют собой совокупность 56 этнических групп, но при этом явл. единым народом и обладают совей ментальностью. Изобрели компас, порох, бумагу, фарфор. Все эти средства в той или иной мере способствуют развитию коммуникации.
Китай - 1,5 млрд человек и 3 место в мире по территории. Это очень мало. Поэтому, чтобы коммуницировать успешно, они изобрели систему жестких правил.
Черты китайского PR:
1. Наличие жестких мировоззренческих моделей
2. Тенденции унификации всех видов человеческой деятельности
3. Слияние светской и духовной власти
4. Приоритет общественных ценностей над личными
5. Направленность на постоянную созидательную деятельность при сохранении преемственности
6. Сосуществование различных идеологических систем, которые, будучи противопоставлены друг другу в основных принципах, все же сосуществуют и дополняют друг друга в рамках государства.
7. Приоритет государства над личностью ("Ради общественного забудь личное, ради государства забудь семью" (как в СССР))
СО в Китае начинают развиваться как связи государственные!
Сейчас в Китае работают только около 1,5 тыс. фирм, занимающихся СО и их услугами пользуются около 15 тыс. человек, что, конечно, очень мало для такой большой страны.
Китайский пиар имеет преимущественно женское лицо.
В Китае пиар занимается в основном паблисити и публикацией печатных материалов.
Имидж китайского правителя:
Китайский правитель Ван - сын неба. Он обладал абсолютной властью, хотя сам фактически не правил.
Главный символ императора в Китае - нефритовая печать. Если он терял ее, то это значило, что император утратил благословение небес.
В Китае император правил по принципу не деяния: "лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он есть".
Китайский император нес ответственность за все, что происходило в государстве (неурожаи, засуху, природные бедствия), поэтому, если в государстве происходило что-то плохое, вину за это надо было возложить на кого-нибудь еще, чтобы обелить императора. Например, на статую дракона, на бунтовщиков, бежавших из-под стражи или же на отдельного чиновника.