Паблик рилейшнз в современной России
Мероприятия PR до 1991 года существовали в форме политической пропаганды (вербовка сторонников, а не обоюдовыгодный диалог).
Ещё до 1991 года многие из этих специалистов оказались востребованы, хотя конкретных знаний по СО им ещё не хватало. Поэтому начало PR-работы в СССР было связано с переводом книг иностранных авторов, в частности С. Блэка, а также использованием услуг иностранных специалистов и PR-агентств.
· PR использовал особенности пропаганды и агитации советского периода + зарубежные методики PR-технологий.
· Главной особенностью российского PR была его политическая ориентация, а не экономическая, как за рубежом.
С 1988 по 1991 год, доминировали зарубежные агентства
В конце 80-х начале 90-х годов первые собственно российские PR-организации:
1. В 1991 году была образованна РАСО (Российская ассоциация по связям с общественностью), с 1997 года - член Европейской конфедерации ПР (CERP) и активно сотрудничающая с IPRA.
2. С 1992 года в МГИМО появилась специализация «Связи с общественностью». В 2002 году - в 100 российских вузах.
3. С 1996 года - первый профессиональный журнал «Советник», (www.sovetnik.ru). В 1997 году Национальная премия в области развития связей с общественностью «Серебряный лучник»
4. С 1999 года проводятся ежегодные выставки. В 1999 - 2002 годах составляются профессиональные рейтинги российских PR-агентов
· Выделился целый ряд центров региональной PR-активности (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и др.); российские ПР стали полноценной частью международных PR-ассоциациях,
· Около десяти российских агентов по связям с общественностью интегрировались в международные сетевые PR-агентства,
· Иностранные PR специалисты транснациональных компаний в России всё более вытесняются российскими.
Сейчас основной задачей является сочетание традиционного с новым, что возможно в силу демократизации страны и необходимо, т.к. люди все еще не отвыкли от методик СССР.
Этапы развития СО в России:
1. 1985-1991 гг.: Эпоха перестройки, осознание несоответствия старой коммуникативной системы общества новым общественным отношениям, появление первых ПР-агентов.
2. 1991-1995 гг.: Развитие СО в столице России, начало преподавания СО в ряде ВУЗов страны.
3. 1996-2000 гг.: СО в стране формируется в виде системы имеющей мозаичный характер, т.е. где-то она есть, а где-то ещё нет. ПР приходит в регионы страны.
4. 2000-2005 гг.: Может быть кратко охарактеризован одной только фразой: «Кто же этого не знал?!». Раньше развитие СО в центре и на местах, переход к массовой подготовке специалистов данного профиля.
Тема: Реклама как фактор социокультурной динамики. История европейской и американской рекламы.
Готовим презентации и доклады по следующим темам:
Тема сообщения | ФИО студента (2-3 студента на каждый вопрос) |
1. Роль рекламы в обществе: цели, задачи, функции. | |
2. Основные виды рекламы по различным типологиям. | |
3. Схема рекламной коммуникации: участники, этапы, помехи. | |
4. Скандал как одна из форм рекламной коммуникации (неэтичная, недобросовестная и недостоверная реклама). | |
5. Неоднозначное отношение к рекламной деятельности: причины и примеры. | |
6. «Война брендов» как элемент маркетинговой стратегии фирмы. | |
7. Протореклама. Развитие рекламного знания в античном мире. | |
8. Реклама Западно-Европейского Средневековья и Нового времени. | |
9. История развития американской рекламы. | |
10. Клод Хопкинс – отец американской рекламы. | |
11. Дэвид Огилви и его роль в развитии американской рекламы. | |
12. Россер Ривз и УТП (книга «Реальность в рекламе») | |
13. Современная реклама: особенности развития, тенденции и перспективы. |
Литература:
- Валовая М.Д. Азы древнейшего мастерства или 13 бесед о рекламе и маркетинге. М.: Нива XXI век, 1994. 110 с.
- Головлева Е.Л. Основы рекламы. Серия «Высшее образование», М.: Московский гуманитарный институт. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004. 320 с.
- Ромат Е.В. Реклама. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 208 с.
- Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000.
- Музыкант В.Л. Реклама в действии: история, аудитория, приемы. М.: Эксмо, 2006.
- Теория и практика рекламы. Учебник / Под ред. Тулупова В.В. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2006. – 528 с.
- Огилви Д. О рекламе. - М.: Эксмо, 2007.
- Хопкинс К. Моя жизнь в рекламе. – М: Эксмо. 2008.