Паблик рилейшнз в России во времена Первой мировой войны и Октябрьской революции

В октябре 1956 г. во время революционных событий в Будапеште жители сожгли хорошо известный советский плакат художника А. Герасимова, созданный в 1939г. - «Сталин на XVIII съезде ВКП (б)». Этот плакат для жителей Венгрии в тот момент представлял собой не просто образ Сталина, а образ жестокой несправедливости и насилия. По мнению американского исследователя Д. Кроули, одного из авторов книги «Власть плаката», этот эпизод иллюстрирует действительную мощь этого вида политической рекламы. Плакат как средство политической рекламы и пропаганды в СО имеет глубокие исторические корни. В конце XVIII в. после смерти Ж.-П. Марата, героя французской революции, были напечатаны плакаты с его изображением и разосланы по всей Франции. На выборах в Великобритании в 1910г. лейбористской партией использован плакат «Безработные» с политической риторикой на популярную тему.

И все же до Первой Мировой войны плакаты использовались в основном в качестве коммерческой рекламы. Однако серьезные политические события в России и других странах, а также война решительно определили новое направление в плакатах - политическая реклама.

С точки зрения внутренней же идеологии плакатов, несмотря на их политическое предназначение, долгое время (почти до 1950-х годов) сохранялся коммерческий подтекст - обращение в завуалированной форме к мотивам выгоды, вложений, капитализации. Американский специалист в области теории рекламы Дж. Барникоат приводит такой яркий пример, как сатирический военный плакат Сеймура Шваста: «Война - хороший бизнес - инвестируйте своего сына».

В истории политического плаката выделяется два периода. Первый – с 1870 по 1914 гг. - когда политическая реклама, даже связанная с военными событиями, все-таки рассматривалась в терминах коммерческой рекламы, и второй - с 1914г. по настоящее время, когда возник собственно настоящий политический плакат.

Плакаты Первой Мировой войны разделяются на три большие категории - первая связана с рекрутированием солдат в армию, вторая – со сбором денег на войну, третья категория плакатов - с демонстрацией своей стране и миру лица врага.

Наиболее известными рекрутинговыми плакатами являются плакаты- близнецы, появившиеся в Англии, США и Советской России. Английский плакат «Твоя страна нуждается в тебе» с указующим, направленным на зрителя пальцем, практически ничем не отличается от плаката «Ты записался добровольцем?», а вместе они - от американского «Дяди Сэма».

В России политическая реклама также немедленно отреагировала на начало Первой Мировой войны. Буквально уже через несколько дней художнику Л. Пастернаку был заказан плакат «На помощь жертвам войны», который вызвал большой эмоциональный отклик. Его активно расклеивали перед благотворительными мероприятиями. Многие художники того времени работали безвозмездно.

Военные займы так же, как и в других европейских странах, стали темой политической рекламы в России. Большая часть военных расходов покрывалась с их помощью. По эмоциональному воздействию на население все эти плакаты сильно различались. Некоторые из них были основаны на юморе, другие вызывали чувство сопереживания героям, нарисованным весьма натуралистично. В. Маяковский и К. Малевич создавали плакаты в жанре лубка уже в 1914г. Стихи и рисунки на них были очень доступны и легко усваивались малограмотным населением. Тандем художника и поэта породил целую серию таких плакатов. Их рисунки и текст воспроизводились на открытках и обложках журналов. В. Маяковский сотрудничал в этом жанре также и с другим художником - И. Машковым.

Плакаты на тему пожертвований нередко опирались на символические в России образы русских святых - Георгия Победоносца, Дмитрия Донского, а также богатырей. Известные русские художники К. Коровин, Д. Васнецов создали целый ряд таких плакатов, тем самым, внося свой вклад не только в сбор средств для жертв войны, но и в развитие русской политической рекламы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: