Советская модель паблик рилейшнз в годы войны и их роль в мобилизации советской социальной системы

Развитие и своеобразие советской системы паблик рилейшнз в период после Второй мировой войны

В 50-70 годы - уравниловка и экстенсивные методы ведения хозяйства. Едва «открыв окно в Европу», власти тут же поспешили опустить «железный занавес» => долгие годы изоляции и отставание от мирового прогресса. Период «оттепели» после отказа от «культа личности» Сталина принёс некоторое оживление в связях с общественностью и развитие социального диалога, но ненадолго.

В годы, предшествующие Великой Отечественной войне, непосредственно в ходе войны и в период «холодной войны» потребности в создании мощного ВПК привели к значительному (и социально неблагоприятному) изменению демографической ситуации в стране - быстрый рост городского населения за счёт миграции сельских тружеников в города => укрепление в общественном сознании традиций патриархальщины и патернализма, которые как нельзя лучше соответствовали сложившейся в это время системе государственного и общественного управления => Закончились неудачей попытки реформ при Н. С. Хрущеве. Диалог между властью и обществом стал пропагандой «великих достижений реального социализма». Народу, в том числе и так называемой партийной массе, как и прежде, отводилась функция единодушного одобрения безоговорочно принятых решений партии и правительства. Несмотря на патриархальное общественное сознание такое положение не могло продолжаться достаточно долго.

В 1985-1990 - система СО в СССР не предусматривала широкого участия граждан в процессе подготовки и принятия решений по вопросам, затрагивающих их интересы. «Народная» власть и так хорошо знает интересы и нужды народа - она их и вырабатывала, и внушала, а люди были склонны к стандартизации своего поведения и запросов (патриархальные пережитки). Решения принимались якобы в интересах каждого человека, однако на самом деле главным был интерес партийно-государственной номенклатуры. Все принимаемые решения делились на публичные и секретные, при этом секретные были совершенно недоступны общественности (градация: от просто «секретно» до «особая папка», «запечатанный пакет») => в стране приобрели такое широкое распространение политические анекдоты, критикующие власть – люди подсознательно понимали, что слова расходятся с делом, и хотя бы, таким образом, выражали своё несогласие с положением в стране.

В годы Второй Мировой и Великой Отечественной войны Советского Союза главным средством правления являлся приказ, подлежавший беспрекословному подчинению. Что же касается различий, то следует заметить, что в агитационно-массовой работе с населением на Западе и в СССР они были обусловлены особенностями политической и экономической моделей общества.

В этом плане одним из важнейших PR-средств являлись советские плакаты Военного времени. Они ориентируют массы на немедленное и беспрекословное выполнение отдаваемых ими приказов: «Смерть немецким оккупантам!», «Родина-мать зовёт!». Советские плакаты были резкими и категоричными: «Молчи! Тебя слушает враг!». При этом никто не обращал внимания на то, что таким образом врагами становились все окружающие! Однако это соответствовало общему настрою в стране, поэтому и воспринималось абсолютно естественным.

Другим эффективным орудием власти в СССР стал кинематограф, о котором ещё В. И. Ленин говорил, как о важнейшем средстве воздействия на массы кинофильмов-агиток, по-своему очень часто даже талантливых, но которые ориентировали зрителей на совершенно определённое восприятие окружавшей их действительности. «Враги всегда плохие», даже когда они бывают и «хорошие» сами по себе. Они обручены, тогда как советским людям принадлежит будущее. Наши люди – «хорошие всегда», даже когда они оступаются, причём опять-таки по вине всё тех же зароившихся и недобитых врагов.

Кино декларировало потребности общества, так что едва только возникла необходимость в освоение Арктики и Дальнего Востока, как тут же были сняты и соответствующие кинофильмы: «Семеро смелых» и «Комсомольск». Ещё одним важным направлением советского кино в это время стала подготовка общественного мнения к будущей войне. О войне ставились не только чисто военные киноленты. В каждом фильме, даже комедиях, так или иначе, эта тема присутствовала. Советские марки - единственные в мире, где в годы войны в пропагандистских целях была показана сцена убийства штыком (марка «Штыковой удар») или прямо напечатаны лозунги экспансии («Вперёд на Запад!»). Интересно, что марки гитлеровской Германии и СССР военного времени во многом перекликаются, что, в общем-то, и неудивительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: