История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
чей силы. Характерно, что даже южные горнопромышленники, столкнувшись с проблемой нехватки рабочей силы, стремились решить ее внеэкономическими методами, обратившись за разрешением к правительству об открытии при шахтах за счет предпринимателей тюрем с правом использования заключенных на подземных работах.
Одним из крайних средств компенсации мобилизационной экономики выступали военные приобретения.
Друтая особенность мобилизационного развития России состояла в том, что особая роль внешних факторов вынуждала правительство выбирать такие цели развития, которые постоянно опережали социально-экономические возможности страны. Поскольку эти целя не вырастали органическим образом из внутренних тенденций ее развития, то государство, действуя в рамках старых обществен но-эконо-глических укладов, для достижения «прогрессивных* результатов прибегало в институционалы:ой сфере к политике «насаждения сверху» и к методам форсированного развития экономического и военного потенциала.
|
|
Третьей особенностью была тесная связь между мобилизационным типом развития России и потенциалом военной угрозы, которая оказывала огромное влияние на проведение государственных реформ в России, прежде всего в области управления, финансов и военного дела. Кроме того, внешняя опасность заставляла правительство постоянно сохранять высокий уровень затрат на Боснные нужды.
Еще одна особенность мобилизационного типа развития России была обусловлена ее социокультурной спецификой, которая з современной литературе получила название «раскола культуры». «Раскол — патологическое состояние общества, характеризуемое застойным противоречием между культурой и социальными отношениями, между суСхульту-рами одной культуры... Для раскола характерен «заколдованный круг», т. е. активизация позитивных ценностей в одной из двух частей расколотого общества, что приводит в действие силы другой части общества, отрицающие эти ценности. Активизация ценностей прогресса и развития, стремление идти по пути модернизации может активизировать статичные традиционалистские ценности определенной части народа. Вместе с тем активизация ценностей традиционализма толкает часть общества к просветительским ценностям, к напряженной борьбе за прогресс. Иначе го-
воря, стремление каждой из расколотых частей общества порождает двойной эффект бумеранга, т. е. обоюдное стремление этих частей действовать в противоположном направлении, «в лоб» друг другу, парализуя и разрушая друг друга» (А. Ахиезер).-
|
|
В России, как мобилизационном обществе, эта социокультурная специфика обнаруживает себя прежде всего в различиях между культурой управляющих и'культурой управляемых. Культура держателей государственной власти в России основывалась, с одной стороны, на вотчинной манере ее державного отправления, а с другой, — начиная с Петра I, на периодически усиливавшихся политических идеях «вестернизации» страны. Культура «безмолвствующего большинства», напротив, базировалась на традиционных ценностях этатизма, патернализма, примитивного угилита-ризма, социального утопизма и эсхатологизма.
Раскол культуры приводит к поляризации ценностей в разных социальных группах, что затрудняет взаимопроникновение ценностей и, соответственно, диалог культур. Культурное взаимонепонимание порождает социальный конфликт, который не может разрешиться в форме консенсуса, договора, согласования интересов. Конфликт в условиях раскола культуры не завершается типичным для западных стран переговорным процессом, он как бы откладывается то ли в результате «сговора» о взаимном временном «уважении» ценностей друг друга, то ли в ходе «бегства» одной из сторон в иное социальное пространство. Но чаще всего такие конфликты заканчиваются подавлением культурных ценностей проигравшей стороны.
Интенсивность мобилизационного развития России на разных этапах российской истории была неодинаковой. Например, в пореформенную эпоху, в период быстрого развития капитализма и индустриального бума черты мобилизационного развития проступают менее явно в силу появления целого ряда инновационных процессов. Но даже в это время российское общество в целом сохраняло мобилизационный характер и государство продолжало играть доминирующую роль в его истории. Крупные государственные инвестиции в железнодорожное строительство, оборонную промышленность, затем сельское хозяйство, привлечение иностранного капитала выполняли важнейшую динамизирующую роль в хозяйственной жизни страны.
История России с вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
Развитие мобилизационного общества носит «пульсирующий», циклический характер. Б России это нашло выражение прежде всего в территориальной пульсэдаи. Для России одним из важнейших условий ее существования была внутренняя колонизация. Однако территориальная экспансия хотя и носила систематический характер, проходила «всплесками», пик которых падзл на конец стабилизационные эпох российской истории.
Циклический характер развития России проявлялся в периодически повторяющихся «взлетах* и «падениях» Российского государства на протяжении всей его более чем тысячелетней истории. В ней можно выделить три глобальных цикла-периода, продолжительностью примерно в 375— 380 лет. Первый период (862—1238 гг.): от образования древнерусского государства до татаро-монгольского нашествия. Второй период (1238—1613 гк): от татаро-монгольского нашествия до Великой смуты. Третий период (16! 3— 1990 гг.;: от воцарения династии Романовых до распада СССР.
Каждый из этих циклов-периодов включает в себя три стадии — «стабилизация», «нормальное развитие» и «упадок». Начало каждого цикла связано с обострением системного кризиса российского общества, для преодоления которого приходилось искать принципиально новые формы его государственного устройства, идеологии и культуры при сохранении в целом социального генотипа мобилизационного характера. Этот поиск и составлял основное содержание «стабилизационного» этапа длительностью примерно в 110 лет. В конце каждого такого этапа появляются выдающиеся «собиратели» русских земель (Святослав, Иван Калита, Петр I), проводившие активную территориально-экспансионистскую политику.
|
|
Стадия «нормального развития» (около 150 лет) характеризуется быстрой колонизацией новых территорий и «взлетом» Российского государства. На этой стадии мы встречаем таких крупных государственных строителей, преобразователей России, как Ярослав Мулрий и Владимир Мономах, Дмитрий Донской и Иван III, Екатерина И и Александр II.
Последние же 109—110 лет каждого цикла {стадия «упадка») — это период территориального сжатия, нарастания Кризисных явлений в обществе и «падения» российской государственности. На этой стадии появляются государ-
ственные деятели, которые предпринимают попытку с помощью радикальных преобразований остановить сползание общества в ситуацию кризиса и добиваются поначалу определенных успехов, но в целом все их реформаторские преобразования закапчиваются глубоким системным кризисом общества (Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, Иван IV и Борис Годунов, Николай II, Иосиф Сталин и Михаил Горбачев).
Большие надежды общество возлагало на Б. Н. Ельцина, который, вероятно, мог стать деятелем, способным положить начало новому циклу развития. Однако восьмилетний период пребывания Ельцина у власти закончился финансово-экономическим кризисом. Таким образом, правление Ельцина, как и Горбачева, по содержанию скорее следует отнести к стадии упадка.
Исходя из концепции мобилизационного развития как основополагающей характеристики российской цивилизации, возможно предположить, что выход из углубившегося кризиса мэжко найтв на основе общенациональной идеи, которая объединяла бы власть и народ, естественно, что эта идея должна быть компромиссной — учитывать интересы и новой «буржуазии»-, и новых «пролетарски» масс населения, рыночные отношения должны быть обязательно социально ориентированы, частная инициатива и принцип вознаграждения по труду и затратам обязательно должны умело сочетаться с традиционными для русского менталитета представлениями о социальной справедливости. Соединение этих, казалось бы противоположных идей возможно на основе усиления роли государства — создания этатистской модели общества и частичного свертывания элементов гражданского общества: государство обязано в экстремальных условиях мобилизовать все имеющиеся силы и ресурсы для самосохранения нации. Естественно, что экономическая диктатура может осуществляться только политическими мерами, которые формируются на основе общенациональных интересов. Отсюда важность установления жесткой власти, национально-государственной диктатуры на основе закона. Новая номенклатурная буржуазия, обогатившаяся на реформах и приватизации, опасаясь полного краха и потери своих приобретений, в конечном счете поддержит идею укрепления государственного управления. Власть должна будет очищать государ-
|
|
История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
ствен.чый аппарат от некомпетентности и коррупции, криминальных элементов, установит государственный контроль за прибылью и зарплатой, вероятно, рассмотрит вопрос об огромных нелегитимных состояниях некоторых «новых русских». Важно установить контроль над цепами, остановить инфляцию. Надо понять, что вывести страну из кризиса на основе рыночных монетаристских мер невоз- можно. Об этом говорит уникальный положительный опыт «нового курса» Ф. Рузвельта, который ограничил в 1933 г. рыночную экономику в США и вывел страну из кризиса, сохранив основы существующего способа производства.
Если предыдущий президент США Гувер использовал стихийно-рыночные методы управления и полностью провалился, то Рузвельт ввел государственное регулирование рыночной экономики и добился феноменального успеха, он запретил вывоз золота за границу, укрупнил банковскую систему, создал «Национальную администрацию восстановления промышленности», которая регулировала распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, уровень зарплаты и т, д. В дополнение к этому была создана «Администрация регулирования сельского хозяйства», наделенная соответствующими полномочиями. Ликвидацией безработицы занималась «Администрация развития общественных работ*. При этом Рузвельт впервые в истории США легализовал право трудящихся на забастовки и создание независимых профсоюзов. Именно эти и другие реформы принесли успех в выводе США из кризиса. Кроме того, не лишне вспомнить, что государственное регулирование экономики в той или. иной степени присутствует во всех развитых капиталистических странах и поэтому удивительно, что Россия бросилась в омут первоначального стихийного рыночного накопления, игнорируя как свои цивилизационныа характеристики, собственную менталь- ность, конкретную деятельность С. Витте и Г. Сокольникова, так и зарубежный опыт.
Восстановление государственного контроля над экономикой будет означать не просто усиление государства и успех антикризисной мобилизации, но и, безусловно, получит поддержку всех трудящихся, включая оппозиционные силы общества и часть новой буржуазии, В этнической ментальности россиян заложена идея величия государства, а не интересов индивидуума, прав и свобод личности, как
в западной цивилизации. Это нелегко признать либералам, абсолютизирующим западные цекности. Важно понимать имманентную специфику российской цивилизации, стержневыми принципами которой были интерпационалистич-ность, общинно-соборная культура, стремление к социальной справедливости, традиция правдолюбия и, наконец, мобилизационный, этатистский, т. е. государственнический тип развития. Вернувшись к своим исконным корням и традициям, Россия сможет, наконец, начать новый цикл цивилизационного развития.
Л. В. Лубский, С. А. Кислицын
1,8. Какова роль государственности з историк российской цивилизации?
Особенность цивилизационного развития России состоит в том, что доминантной формой социальной интеграции в ней внетупает государственность, задающая единый для российского общества нормативно-ценностный порядок. Этот порядок представляет собой генерируемые государственной властью духовные основы национального единства, или то, что в политической лексике получило название «национально-государствен кой идеи».
Государственная власть в России постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали прежде всего этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании российского суперэтпоса.
Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка в качестве антитезы локализму и хаосу. И этот «этатист-ско-патерналистский» порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. В российской цивилизации, где стороны перманентно нарушали законы, государство выступало не «при-
История России в вопросах и ответах
Раздел 1. Введение в изучение истории
миряющим», а «усмиряющим» началом, а подданные — «безмолвствующим большинством» или «бунтарями».
Начиная с преобразований Петра I в России складывается особый тип «всепоглощающего государства», символом которого стало «отеческое?, бюрократическое попечительство «вождя-государя» и государственной власти о «благе народа», общественной и личной пользе его подданных. Кроме того, следует учитывать и своеобразие сложившегося еще в эпоху Московского царства «вотчинного государства», основу которого составляет принцип централизованной редистрибуции. Московские князья, русские цари, а затем советские вожди, обладавшие огромной властью и престижем, были убеждены в том, что вся страна является их «собственностью», ибо создавалась она, строилась и перестраивалась по их повелению.
В Московском государстве сложилось особое представление о том, что именно власть рождает собственность и что все живущие в России являются государевыми слугами, находящимися в прямой и безусловной от царя зависимости и не имеющими возможности претендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые личные «права». Это представление, пронизав все институты государственной власти, придало им характер «вотчинного государства», аналоги которого можно было найти на Востока, но подобия его было не сыскать во всей Езропе.
Одним из центральных моментов в процессе формирования московской субцивилизации, ее политической культуры и национальпо-госуцарственной идеи был социально-экологический кризис XIV в., спровоцированный демографическим ростом, неблагоприятными климатическими условиями, чрезмерной антропогенизацией ландшафта, что привело к резкому сокращению технико-экономических возможностей подсечно-огневого земледелия.
Этот кризис заставил русских людей выйти из леса, превратив их в сельских и деревенских жителей. Они оказались вовлеченными и хозяйственно, и культурно в состав соседской общины, а через церковь и государство — в жизнь всего российского социума. Постепенно стала преодолеваться «разорванность» общества и культуры на две части — мира крестьян-полуязычкиков (жителей лесой), хозяйство-
вавших по технологии подсечно-огневого земледелия, и христианско-празославного мг.ра князей, церкви, горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия.
В условиях кризиса сработало универсальное правило: если сами люд» не могут остановить падение уровня и качества жизни, то общество делегирует государству право на проведение радикальных реформ. При этом предполагается «пересмотр» если не всей системы культурных ценностей, то по крайней мере некоторых базовых ее элементов. Это позволило московским князьям присвоить неограниченные права по отношению к обществу и предопределило перевод его в мобилизационное состояние. Основу последнего составили ввеэваняичеекиБ факторы государственного хозяйствования, экстенсивное использование природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешнеполитическая экспансия и народная колонизация.
Российская цивилизации имела иной, чем Западная Европа, генотип социального развития. Если западноевропейская цивилизация в это время сменила эволюционный путь развития на инновационный, то Россия перешла от эволюционного к мобилизационному, который осуществлялся за счет сознательного и насильственного вмешательства государственной власти в механизмы функционирования общества.
Испытывая постоянное «давление» с Запада и Востока, Россия ощушала непрерывную потребность в обороне. Поэтому Московское государство с самого начала формировалось как «еоенно-национальное», основной движущей силой развития которого была перманентная потребность в обороне и безопасности, сопровождавшаяся усилением политики внутренней централизации и внешней экспансии.
Такая политика обеспечивала территориально-государственную целостность российского общества и блокировала тенденции к дезинтеграции. Осуществлялось это в первую очередь с помощью насилия со стороны государственной власти, принуждавшей население принимать любые лишения при решении задач мобилизационного развития. Отсюда проистекали деспотические черты государственной власти, опиравшейся в основном на военную силу и военные методы управления.
52
В результате включались такие механизма социально-экономической и политической организации российского общества, которые перманентно превращали страну в некое подобие военизированного лагеря. Причем это было не следствием широкомасштабной кампании или политической истерии (хотя они всегда имели место в исторш России), а результатом постоянного воспроизводства даже в условиях «мирного» времени тех ее институциональных структур, которые создавались в соответствии с потребностями мобилизационного развития. Это — жесткая централизация и бюрократизация управления, строгая социальная иерархия и дисциплина поведения, тотальный контроль за различными сферами жизни и деятельности людей, «государственное» единомыслие.
Поэтому одной из особенностей мобилизационного развития России было доминирование в ее истории политических факторов и, как следствие, гипертрофированная роль государства в лице центральной власти. Это нашло выражение в том, что правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно брало инициативу на себя, систематически используя при этом различные меры принуждения, опеки, контроля и прочих регламентации.
Российская государственность играла в истории страны не только выдающуюся, но и парадоксальную роль. С одной стороны, опираясь на целесообразную волю, государственная власть выступала в качестве необходимого нормативно-регулятивного механизма управления обществом и в конечном счете превратила Россию в великую державу. С другой, — опираясь на злую силу, она перманентно прибегала к антигуманным средстззм управления, приводившим к таким эксцессам в обществе, в ходе которых зачастую от имени народа уничтожались многие тысячи и даже миллионы людей.
Другой парадокс состоял в том, что в России сама государственная власть, охваченная «демоном державнос-ти», становилась непосредственной причиной кризиса государственности и даже развача государства. За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы: в ходе первой «сму-
Раздел 1. Введение в изучение истории
ты» 1603—1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая «смута» 1917—1921 гг. покончила с монархическим государством и династией Романовых; результатом третьей «смуты» 1990-х гг. стал крах идео-партократической государственности и развал СССР.
Основой любой «державности» является ставка на силу и экспансию, при этом часто «державный» аппетит превосходит реальные возможности государства, что, в конце концов, подрывает силы нации и вызывает кризис государственности. Суть российской автократии, охваченной «демоном державности», проявлялась в первую очередь в личности монархов и вождей. Автократическая форма власти сильно зависит от случайных черт личности и поэтому легче разрушается. Опричные «беснования» и «юродство» Ивана Грозного; «мертвящий» консерватизм Николая I; иезуитство и «сатанинская» воля И. Сталина обозначили высшие точки развитая российской деспотической державности и одновременно предопределили три великие катастрофы российской государственности.
Катастрофические срывы российской автократии свидетельствовали о том, что она, во-первых, не справлялась с историческими задачами, стоявшими перед Россией, и не находила адекватных ответов на вызовы истории; во-вторых, выбирала неверные внутренние и внешние политические цели и средства их достижения.
Общность государственной политики при Иване Грозном, Николае I и И. Сталине состояла в милитаризации государства, изоляционизме, недоверии и враждебности прежде всего к Западу, поиске «врагов», духовном и физическом терроре, резком ухудшении жизни основной массы населения — крестьянства. Гипертрофия «державности», деспотизма и насилия по отношению ко всем слоям общества были одинаковыми как при Иване IV, Николае I, так и при Сталине.
«Державная» сила трех этих «самодержцев», с презрением относившихся к людям, не только подавляла личность и ее гражданское достоинство, но и приводила к социо-психическому надлому общества, сокращению его духовного и творческого потенциала, падению нравственности в
История России в вопросах и отчетах
народных низах. Изнемогая от произвола, народ озлоблялся и поднимался на кровавые бунты, сопровождаемые страшной жестокостью. Давно уже замечено, что крах государств во многом предваряется падением нравственности. Так и в российской истории социально политическое оцепенение, потеря духовности, снижение морали в обществе, военные поражения, массовая оппозиционность к государственной власти, — все это приводило в конечном счете к катастрофе российской государственности.
«Наследники» тиранов на престоле, продолжая линию на укрепление государственной власти и «державности», вместе с тем не решались, да и не могли уже это делать прежними методами. 8 России наступало время «мягкой» либерализации и «оттепели». В этих условиях одни «великодержавные наследники» (Б. Годунов, Александр II, Николай II, Н. Хрущев, Ю. Андропов, М. Горбачев) искренне стремились к «обновлению» страны, к улучшению условий жизни населения, но делали это на прежних основаниях, обрекая все свои благие намерения на неудачу. Другие (Федор Иоаннович, Василий Шуйский, Александр III, Л. Брежнев, К. Черненко), «чувствуя» опасность перемен, возвращали страну назад, демонстрируя ъ лучшем случае социальный консерватизм, а в худшем — политическое безволие и бессилие.
Паралич государственной власти сопровождался коррупцией, падением нравственности на всех этажах социальной иерархии, маразмом «державности», связанным с непомерными внешнеполитическими амбициями, дискредитацией самой власти. Не только общество в целом отказывало ей в поддержке, но и те социальные группы, интересы которых, как казалось власти, она выражает: в 1603—1613 гг. — служилое сословие; в 1917 г. — дзорякство и буржуазия; в 1991 г. — рабочий класс. Периодическая отчужденность общества и государственной власти, достигающая своего предела накануне кризиса государственности, во многом объясняет и то равнодушие, с которым российское общество воспринимает падение политических режимов, и ту способность русских людей отвернуться от власти в трудную для нее минуту, и ту их готовность вновь проявить себя самым радикальным образом на крутых по-
Раздел 1. Введение в изучение истории
воротах истории. Так было и в начале XVII в., и во время свержения самодержавия в России, и в период крушения коммунистического режима в СССР.
Как показывает исторический опыт, в тех странах, где государство контролировалось гражданским обществом, развитие шло по наиболее эффективному пути, и политические режимы оказывались наиболее стабильными, потому что при всех кризисах государственная власть могла надежно опереться на социальный фундамент в виде этого общества.
Еще один парадокс российской государственности связан с проведением в России реформ «сверху». Суть его выражена в расхожем современном афоризме: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». История России — это непрерывный процесс реформ, революций и перестроек, неизменно сопровождавшихся контрреформами и контрреволюциями. Эту «вечную стройку» в России, как правило, объясняют теорией «догоняющего развития», идеалы и ориентиры которого или задавались ушедшими вперед в технико-технологическом отношении странами Запада, или идеально сконструированными моделями желаемого устройства общества. Провал же очередных реформаторских усилий обычно связывали с деятельностью реакционеров, консерваторов или догматиков.
В эпоху реформации всегда есть открытые противники преобразований, однако результаты реформ зависят прежде всего от реакции на них со стороны управляемых, до поры до времени «безмолвствующего» большинства. Реформы в России задумывались и проводились «сверху» в специфических условиях, который в современной литературе получили название социокультурного раскола.
Реформаторская элита с инновационным типом культуры, в основе которого — критический целерациональный, технократический стиль мышления, была больше озабочена целями развития и его организационными формами, чем ценностными ориентациями людей. Ей каталось, что посредством административного воздействия на сложившуюся ситуацию достаточно человека поставить в особые организационные условия, чтобы он вынуждено или с сознанием необходимости, изменив свои жизненные уста-
История России в вопросах и ответах 56
новки, стал решать новые задачи. Большинству русских людей присущ ценностно-рациональный стиль мышления и поведения, для них важны не столько цели и результаты, сколько смысл преобразований. В иерархии ценностей русского человека ведущее место отводится справедливости, трактуемой в нравственно-уравнительном смысле; спокойной совести и душевной гармонии; свободе, понимаемой как возможность быть хозяином самому себе. В этой иерархии далеко не первое место принадлежит труду, который в производственной этике человека рассма7ривается как обязанность и повинность.
Попытки трансформировать основы экономической, социальной и политической жизни России без изменения культуры, как духовного кода жизнедеятельности подавляющего большинства ее населения, приводили к социокультурному отторжению реформ, по мере того как они создавали ситуацию фрустрации или дискомфорта. Это сопровождалось кризисом государственной власти и заканчивалось контрреформами «сверху» или революциями «снизу». Контррсформы были реакцией правительства в условиях пассивного общественного противодействия на результаты преобразований и попыткой, чаще всего стихийной, привести их цели и средства в соответствие с социокультурной средой. Превращение реформ в массовом сознании в негативную ценность и активное сопротивление этой среды всяким инновациям приводило к иному варианту развития: реформы — революция; революция — контрреволюция.