Классическая наука — дитя рационалистической культуры нового времени. Она сформировалась в XIX в. в русле позитивистской историографии и поэтому является сциентистской формой исторического познания, в качестве эпистемологического эталона которого выступало естествознание.
Эта модель ориентирует исследователя на изучение прежде всего надындивидуальной исторической реальности (процессов, структур и институтов). Индивидуальное, личностное начало в истории если и удостаивается внимания, то всегда выводится из социального или сводится к нему. Путем реконструкции прошлого историк, с одной стороны, ставит задачу выяснить, «как было на самом деле», а с другой, — стремится к созданию разного рода универсальных исторических концепций, призванных выявлять и объяснять исторические закономерности.
1\1
С помощью этих концепций исследователь старается охватить все стороны исторической реальности в единой логически непротиворечивой системе, которая рассматривается как своего рода «слепок» с объективных отношений самой действительности.
|
|
Неклассическзя модель исторической науки стала складываться в конце XIX столетия в связи с кризисом классического позитивизма в значительной мере под влиянием идей неокантианства и философии жизни, а затем феноменологии и герменевтики. Эта модель является достоянием современной европейской культуры, важнейший принцип которой «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер). В такой культуре не могло не произойти разрыва с позитивистской гносеологией, считавшей проблему человека в истории несущественной.
В рамках неклаесической модели переосмысливается предмет исторического познания: строго детерминированная, институционализированная и структурированная надындивидуальная реальность уступает место миру повседневной жизни и дорефлексивных форм обыденного сознания, который, в отличие от идеальных теоретических конструктов классической науки, не создается искусственно, а дается исследователю естественным и самоочевидным образом.
Неклассическая наука обретает человека в истории, а процесс исторического познания превращается в «субъект-субъектное:» отношение, в «диалог культур», культуры современной и культуры прошлых эпох. Поэтому понимание, а не объяснение стало основным познавательным средством неклассической модели исторического исследования.
Во второй половине XX в. под влиянием постмодернистской культуры стала формироваться лостнеклассическая модель исторического исследования.
«Постмодернизм» в культуре — это радикальный и положительно оцениваемый плюрализм и толерантность; мобилизация потенциала предшествуютдих эпох и иных культур; преодоление «границ» между элитарной и массовой культурами на основе плюрализма языков.
|
|
Прагматичным ответом на постмодернизм в культуре стала постнеклассическая модель исторического исследования. Эта модель в известной мере продолжает тенденции
Раздел 1. Введение в изучение истории
неклассической науки, сохраняя прежде всего ее гуманитарный смысл как «науки с человеческим лицом». Вместе с тем в постнеклассической науке окончательно преодолевается разделенность субъекта и предмета исторического исследования. Постмодернистская модель базируется на признании непосредственной «вовлеченности» субъекта исторического познания в его предмет, в результате чего знание становится не «отражением» объективной действительности, а субъективным выражением интересов и потребностей, стереотипов восприятия и мышления людей, эмоциональных и ценностных структур их поведения.
Историк-постмодернист является не просто зрителем, наблюдающим за историческим спектаклем, разыгрывающимся на подмостках социальной сцены, но и его режиссером. Поэтому в рамках иостнеклассической модели историк не «воспроизводит» историческую действительность в виде определенной системы знаний, а метафорически «производит» ее, по существу признавая в качестве исторической реальности лишь «метафоры» исторического бытия.
В исследовательской практике все это часто приводит к утрате научности и порождает только постмодернистский «хит», в котором читателю в псевдоплюралистической манере подается смесь из описания реальных исторических событий, вымысла, исторических анекдотов, стереотипов и мифов, хаотического нагромождения событий, смыслов и замыслов. Примером ложной реализации познавательного многообразия в постмодернистской исторической науке может быть «банализированная» популярная литература, написанная наукообразным языком, за которым нет никакого исследовательского начала.
Одним из дискуссионных вопросов современной исторической науки является проблема истины в научном познании. Некоторые учение вообще считают, что категория истины принадлежит исключительно мифологическому сознанию, а «упор» на «объективную» истину, наоборот, открывает простор субъективистскому беспределу.
Другие, не отказываясь от поиска истины в исторической науке, вместе с тем подчеркивают, что в историческом познании задача реконструкции полной и точной картины прошлого трудновыполнима, поскольку нелегко гарантировать наличие и адекватность необходимой информации. Они поэтому предлагают различать истину в сстсствозна-
нии, где истина целиком детерминируется объектом, и истину в исторической науке, которая сама способна подчинять себе объехт.
В делом вопрос о том, что считать истиной в исторической науке, в настоящее время переводится в плоскость представлений о возможности ее различных познавательных образов, содержащих свои внутренние критерии научности, но отвечающих при этом требованиям современных мыслительных коммуникаций.
А. В. Лубский
1.13. Как современное историческое сознание влияет на политическую жизнь страны?
В настоящее время нельзя говорить об историческом сознании всей российской нации, так как общество расколото и различные слои населения придерживаются противоположных ориентиров. Если не считать немногочисленные необразованные слои общества, транслирующигобыдекное примитивное историческое сознание на основе эмпирического жизненного опыта, и научную интеллигенцию, которая формирует научное систематическое историческое знание, владеет историографией проблем, то остается большинство общества — как минимум половина населения страны, которое получило в рамках всеобщего советского среднего образования определенную систему исторических представлений и подвергалось влияниям демократически средств массовой информации и коммерческого искусства. В головах российских граждан царит определенный хаос в отношении к истории России, находящий выражение в ожидании очередного светлого будущего «всеобщего достатка», «бескорыстной помощи» Запада, торжества справедливости, наказания преступников и одновременного отрицания советского опыта, и т. д. и т. п. Подобный сумбур чрезвычайно опасен для будущего страны, ибо он мешает населению в определении перспектив ее развития, выбора политических лидеров.
|
|
Раздел 1. Введение в изучение истории
В последнее время антикоммунистический крен общественного сознания явно уменьшился в свете не всегда удачных преобразований и тяжелой социальной цены реформ. Стало очевидным, что реформы несут благосостояние далеко не всем гражданам, оставляя большую часть населения за пределами супермаркетов, средиземноморских курортов и тусовок московской богемы. Часть обедневших граждан открыто выражает желание вернуться в советские времена, нувориши, естественно, славословят дореволюционную Россию и современные реформы, но основное ядро населения, согласно социологическим опросам, не желает исторических ретроспекций и жаждет одного — стабильности. Таким образом, выравнивание крена еще более усилило эклектичность исторического сознания.
Эксплуатация исторического сознания — дело неблагодарное потому, что означает известную зависимость власти и оппозиции от этого феномена. В силу этого основные политические силы, или полюса, осуществляют воздействие на нацию с целью формирования такого исторического сознания, которое было бы благоприятно для распространения соответствующих идеологий и мировоззрений.
В общественное сознание внедряются западные ценности. Традиционные ценности отечественной культуры признаются устаревшими, культурная экспансия Запада, наступление массовой культуры очевидны для всех. Правящая элита представляет вестернизацию культуры как продолжение европеизации России с соответствующими ссылками на Петровскую эпоху. Однако Петр I провел европеизацию в основном только в отношении военной, техли ко-промышленной деятельности государства. Как отмечал В. О. Ключевский, Петр I игнорировал многие стороны европейской жизни, стремясь к стиранию этнокультурного своеобразия страны. Известно, что при Петре I только часть элитного дворянства полностью переориентировалась в культурном отношении, а основная масса нации, включая местное дворянство, осталась в русле русских традиционных ценностных мотиваций. Психический тип и историческое сознание оставались русскими, национальными и представляли матричное воспроизводство стабильных норм и эталонов, содержащихся в историческом ядре культуры. Это естественно, ибо высшие духовные ценности России в силу ряда религиозных и исторических причин развивались по осо
|
|
бым законам, что привело к преобладанию моральных приоритетов над материальными в отличие от западной цивилизации. Если на Западе основой цивилизации стали индивидуализм и конкуренция, то в России во главе всего всегда стоял общинно-соборный коллективизм.
Выдающийся философ современности А. Зиновьев высказал мнение, что в России нет и не будет никогда ни демократии, ни рыночной экономики такого типа и уровня, как в странах Запада, на этом пути получится лишь жалкая имитация западных форм жизни в сочетании с самодурным режимом. Несмотря на резкость этого заявления, нельзя не отметить его обоснованность.
Не замечая негативных составляющих западного образа жизни, многие идеологи и исследователи не только настойчиво пропагандируют идею врастания Россию в западную цивилизации, но и занимаются уничижением истории собственной страны, расписыванием и преувеличением имевшихся ужасов террора и репрессий, забвением успехов созидательной и оборонительной деятельности нации. Получает распространение прямая фальсификация истории в политических целях, в целях формирования с помощью средств массовой информации такого исторического сознания, которое бы помогло решить политические проблемы. Так, в связи с захоронением екатеринбургских останков была раскручена кампания по превознесению деятельности и абсолютизации последствий мученической кончины Николая II, полностью игнорирующая его исторические просчеты и преступления. Зато в отношении В. И. Ленина в связи о предполагавшимся перезахоронением прессой была занята диаметрально противоположная позиция, вплоть до распространения гнусных беспочвенных сплетен. Оба этих деятеля заслуживают прежде всего объективного научного изучения их биографий, а не политиканских антинаучных кампаний.
Другой фигурой, вызывающей дискуссии, стал И. В. Сталин — личность великая и страшная, которую нельзя не анализировать в истории России. Если Э. Радзинский на- писат публицистический антисталинский памфлет объемом в 400 страниц с претензией на познание психологии вождя, то Р. Косолапое написал ряд просталинских апологетических произведений (с элементами оправдания репрессий) и издал заключительные тома сочинений Стали-
Раздел 1. Введение и изучение истории
на. Оба автора, отказавшись от диалектического рассмотрения этой уникальной личности, впали в грех фальши и способствовали дальнейшему расколу исторического сознания нации. Еще один яркий пример — дискуссия вокруг книги предателя советской разведки Резуна (Суворова), автора книги «Ледокол», в которой систематизирована часть реальных исторических фактов в русле ложной антиисторической концепции, возлагающей на Сталина вину за агрессию Гитлера против СССР. Особый вред формированию исторического сознания принесла публикация многочисленных сочинений академика математика А. Т. Фоменко с его концепцией отсутствия тысячелетней русской истории как таковой. Он требует радикального переосмысления ее содержания и деятельности исторических лиц, которые оказываются совсем не теми, за кого их выдавали в летописях. В последнее время, наконец, видные ученые дали отповедь этому интерпретатору истории, наносящему вред формированию исторического сознания и национальной идеологии России. О необходимости создания национальной идеи новой России написал И. Чубайс в своей брошюре «От русской идеи к Новой России». В этом с ним нельзя не согласиться, хотя ряд его суждений вызывает возражения. Одна из основных задач историков и общества в целом — формирование патриотического исторического сознания, которое могло бы заложить основу для мобилизации всех сил общества в преодолении катастрофического кризиса, обрушившегося на страну. Попытки формирования такой идеологии предпринимали славянофилы середины XIX в., Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Н. Я. Данилевский и др. В советское время о патриотизме, естественно, вспомнили во время Великой Отечественной войны, когда возник своеобразный синтез советской идеологии и русского патриотического сознания, обеспечивший великую Победу СССР над фашизмом, На современном этапе «патриоты» и «евразийцы», сформировавшие широкий народно-патриотический блок, опираясь па идеи почвенничества, славянофильства, евразийства и. советского патриотизма, логично рассматривают Россию как особый, уникальный исторический тип цивилизации (к ним частично в научном плане присоединяются и часть «демократов», признающих цивилизационную специфику России). Они доказывают необходимость сохранения духовной идеитич-
Раздел 2
КИЕВСКАЯ РУСЬ -ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО
2.1. В чем состоит специфика
древнерусской цивилизации?
Существуют различные подходы к выделению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи начинают с появления древнерусского государства в IX в., другие — с крещения Руси в 988 г., третьи — с первых государственных образований у восточных славян в VI в. О. Платонов считает, что русская цивилизация принадлежит к числу древнейших духовных цивилизаций мира, базовые ценности которой сложились задолго до принятия христианства, в первом тысячелетии до н. э. Эпоху Древней Руси доводили обычно до петровских преобразований в XVIII столетии. В настоящее время большинство историков независимо от того, выделяют ли они Древнюю Русь в особую цивилизацию или рассматривают ее в качестве российской субцивилизации, считают, что эта эпоха завершается в XIV—XV вв.
А. Тойнби полагал, что по многим культурно-религиозным и ценностно-ориентациониым чертам Древнюю Русь можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской цивилизации. Некоторые современные исследователи считают, что эти ориентации носили формальный характер, и по большинству сущностных форм общественного устройства и жизнедеятельности Древняя Русь была, скорее, ближе к Центральной Европе (А. Флиер).
По мнению некоторых историков, к основным чертам древнерусской цивилизации, отличающим ее прежде всего от западной, можно отнести преобладание духовно- нравственных основ над материальными, культ добротслюбил и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных кол-
7!) Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
лективных форм демократии, воплотившихся в общине и артели {О. Платонов).
Рассматривая этнокультурные истоки древнерусской цивилизации, многие ученые отмечают, что древнерусская народность складывалась в смешении трех субэтнических компонентов — земледельческих славянского и балтекого, а также охотничье-промыслового финно-угорского при заметном участии германского, кочевого тюркского и отчасти северокавказского субстратов. Причем славяне численно преобладали только в прикарпатском и приильменском
районах.
Таким образом, древнерусская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая на основе соединения трех региональных хозяйственно-производственных структур — земледельческой, скотоводческой и промысловой — и трех типов образа жизни — оседлого, кочевого и бродячего; смешения нескольких этносов при.значительном разнообразии религиозных верований.
Киевские князья в условиях многовариантности общественных структур не могли опереться, как, например, ахеменидские шахи, на численно и культурно преобладающий этнос. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бюрократической системой, как римские императоры или восточные деспоты. Поэтому в Древней Руси инструментом консолидации стало христианство. Большую роль в становлении православной матрицы древнерусской цивилизации сыграло доминирование в ее ареале славянского языка.
Специфика древнерусской цивилизации была во многом обусловлена начавшейся в середине XII в. колонизацией центра и севера Русской равнины. Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была крестьянской и княжеской. Крестьянская колонизация шла по рекам, в порогах которых организовывалось интенсивное земледелие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экстенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.
Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем сведения леса под пашню. Технология земледелия на кня-
ности и национального исторического сознания, самобытной русской культуры, возрождения социальных завоеваний трудящихся, освоения всего исторического опыта без исключения, противодействия вестерн изации и этике индивидуализма, как чуждым социокультурному коду России явлениям. Несмотря на всю очевидную привлекательность и методологическую обеспеченность этих идей, следует отметить их аморфность и противоречивость, не случайно в недрах патриотического лагеря идет упорная борьба между сталинистами, умеренными коммунистами, социал-демократами и националистами-антикоммунистами. Отсутствие единства в лагере левоцентристских сил в конце 1990-х гг. вполне соотносилось с отсутствием единства в противостоящем лагере правоцентристских сил в их борьбе за общественно-историческое сознание нации. Нужны были какие-то новые идеи, которые сделали бы возможным если не единство нации, что, по-видимому, невозможно, то по крайней мере всех здравомыслящих рациональных сил общества, учитывающих реальные условия реальной страны — России. Только государственный прагматизм может стать основой такого сотрудничества.
Центристская политика общественного консенсуса, государственного патриотизма, укрепления вертикали власти нового президента В. В. Путина позволяет, на наш взгляд, надеяться на достижение в обозримом будущем стабилизации общества во всех его проявлениях.
С. А. Кислицын
1. Ахиезер А- С. Социокультурные проблемы развития
России. М., 1992.
2. Белл Д. Социальные рамки информационного обще-
ства//Новая технократическая волна на Западе. М.,
1986.
3. Васильев Л. С. История Востока, т. 1. М., 1993.
4. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992.
5. Гуревич А. Я. Теория формаций и реальность истории
// Вопросы философии. 1990, № 11.
История России в вопросах и ответах
жеских опольях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интенсивной (дзух- и трехполье). Такая технология предполагала и иную поселенческую структуру: население концентрировалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный его контроль.
В этих условиях монгольское нашествие в середине XIII в. оказало отрицательное влияние прежде всего на процессы княжеской колонизации, в малой степени затронув ■малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьян' ской колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сражений), и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов. Наступил период, возможно, максимальной независимости на Руси личности от власти.
Крестьянская колонизация продолжалась и в период татаро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие, которое, как отмечают некоторые исследователи, не просто определенная технология, это — и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архетип (В. Петров).
Крестьяне в лесу жили фактически догосударствепной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы власти и давления общины, отношений собственности и эксплуатации. Подсечное земледелие строилось как система хозяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и крестьянам приходилось осваивать новый участок, переходя в другое место.
Население в лесах росло значительно быстрее, чем в городах и вокруг них. Подавляющее большинство населения Древней Руси в XIII—XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от карательных нашестзий татарских отрядов и поборов ханских баскаков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города делал человека свободным», то в Северо-
81 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека «дух крестьянского мира».
Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в древнерусской цивилизации складываются как бы две Руси: Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православная и Русь земледельческая, крестьянская, православно-языческая.
В общем же для древнерусской, или «русско-европейской*, цивилизации были характерны следующие черты:
1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе,
было христианство, которое хотя и распространялось на
Руси государством, в значительной степени носило авто
номный по отношению к нему характер. Во-первых, рус
ская православная церковь долгое время находилась в за
висимости от константинопольского патриарха и лишь в
середине XV в. обрела фактическую самостоятельность. Во-
вторых, само государство — Киевская Русь — представля
ло собой конфедерацию достаточно самостоятельных госу
дарственных образований, политически скрепленную лишь
единством княжеского рода, после распада которого в на
чале XII в. ее части приобрели полный государственный
суверенитет (период «феодальной раздробленности»).
В-третьих, христианство задавало общий для Древней Руси
нормативно-ценностный порядок, единой символической
формой выражения которой был древнерусский язык.
2. Древнерусская цивилизация была обществом традици
онным, имевшим целый ряд общих черт с обществами
азиатского типа: долгое время (до середины XI в.) отсут
ствовали частная собственность и экономические классы;
господствовал принцип централизованной редистрибуции
(дань); существовала автономность общин по отношению
к государству, порождавшая значительные потенциальные
возможности социально-политической регенерации; эво
люционный характер развития.
Вместе с тем древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы: христианские ценности; городской характер «титульной», т. е. маркирующей все общество, культуры; преобладание земледельческих технологий материального производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти (князья занимали среди «рыцарской» дружины положение «первых среди равных»); отсутствие синдрома
История России а вопросах и ответах
сервильного комплекса, принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством; существование обшин с определенным правопорядком и собственным вождем, построенных на основе внутренней справедливости, без формализма и деспотии (И. Киреевский).
Специфика древнерусской цивилизации состояла в следующем:
К.Становление городской христианской культуры происходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Кроме того, надо учитывать и особый, «слободской» характер русских городов, где основная масса горожан занималась сельскохозяйственным производством.
2. Христианство захватывало все слои общества, но не
всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхнос
тный (формально-обрядовый) уровень христианизации
«безмолвствующего» большинства, его невежественность в
элементарных религиозных вопросах и наивное социально-
утилитарное толкование основ вероучения, столь удивляв
шее европейских путешественников. Это было во многом
обусловлено тем, что государство опиралось на новую ре
лигию прежде всего как на социально-нормативный инсти
тут регулирования общественной жизни (в ущерб ее духов
но-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом
в церковных кругах). Что и привело к формированию того
особого типа русского массового православия, которое
Н. Бердяев назвал «православием без христианства», фор
мального, невежественного, синтезированного с языческой
мистикой и практикой.
3. Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие
канонические (и отчасти политические) связи Руси с
Византией, древнерусская цивилизация в целом в период
своего становления синтезировала черты европейских со
циально-политических и производственно-технологичес
ких реалий, византийских мистических рефлексий и кано
нов, а также азиатских принципов централизованной
редистрибуции.
А. В. Лубский
83 Раздел 2. Киевская Русь — цивилизация и государство
2.2. Каковы были особенности
субцивилизационного развития Южной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси?
После смерчи великого киевского князя Мстислава Владимировича (1125—1132 гг.) в древнерусском государстве усиливаются процессы политической дезинтеграции. В значительной мере это было обусловлено тем, что родственные отношения в великокняжеском доме на Руси уступили место экономическим и политическим. Военно-политическая правящая элита к этому времени превращается в регионально разобщенное феодальное сословие местных князей и бояр, «вотчинников».
В это время после разгрома Хазарского каганата и печенегов, в условиях стабилизации отношений с Византийской империей и снижения половецкой опасности ослабевает внешнеполитическая угроза, что также способствовало дезинтеграции древнерусского государства. Образуются самостоятельные удельные княжества, политически независимые от киевского князя. В региональных центрах утверждаются местные государственно-правящие элиты из различных ветвей династии Рюриковичей. Начался период, который в дореволюционной исторической литературе получил название «удельного*, а в советской — «феодальной раздробленности»,
В это период Древняя Русь трансформировалась в своеобразную федерацию княжеств и земель, среди которых выделялись Владимиро-Суздальское княжество, ставшее центром притяжения северо-восточных земель, Новгородская и Псковская феодальные республики (Северо-Западная Русь), а также Галицко-Велынское княжество, центр юго-западных русских земель. Государственно-политическая система Древней Руси при сохранении символического значения Киева, обладание которым было формальным признаком старшинства среди русских князей, приобрела пол ицентричный характер.
В «удельный» период древнерусская субцивилизация вступила в полосу кризиса, что выразилось усилением регионально-цивилизационных различий между различными
История России о вопросах и ответах
русскими землями, которые нашли отражение в специфике их политического, социально-экономического и культурного развития. Эти различия открывали альтернативные возможности дальнейшего развития древнерусской субцивилизации, которая продолжала сохранять духовное единство в политически раздробленном пространстве благодаря прежде всего православию и его единой церковной организации. Однако существенное влияние на реализацию данных возможностей в Древней Руси оказало татаро-монгольское нашествие в середине ХШ в., сделавшее реальной северо-восточную альтернативу, реализация которой сопровождалась переходом от Руси к России.