Раздел 4
I
I
!
I
I
История России в вопросах и ответах
Раздел 3- Московская Русь...
принуждения. Переход к террористической политике опричнины был спровоцирован изменами Курбского и ряда бояр, разладом отношений с «избранной радой», смертью жены Анастасии. Новая политика по методам и средствам осуществления была диаметрально противоположна реформаторскому курсу «избранной рады» и явилась примером реализации контрреформаторской альтернативы.
В современной историографии опровергнут тезис об антибоярской направленности опричнины. Ее главной целью было укрепление личной власти Ивана IV. Форсированная централизация превышала возможности страны, устанавливая подданство граждан в форме холопства, закрепляя крепостное право. Итогом опричнины, формально отмененной в 1572 г., был глубочайший общественный кризис — «Смута», который привел к разорению и экономическому упадку страны, поставил под вопрос сам суверенитет государства.
|
|
Г. Н. Сердюков
3.7. Как складывались
взаимоотношения Московской Руси и казачьей государственности на Дону ХУ1ХУИ?
Внешнюю политику Московского государства на южных границах невозможно представить без анализа такого специфического фактора, как донское казачество, которое являлось своеобразной Китайской стеной между Русью и мусульманскими соседями. Казачий вопрос исследовался как великими историками России, такими как Ключевский, Соловьев, Карамзин, Платонов, Костомаров, так и исследователями истории Дона и казачества. Среди последних следует выделить В. Д. Сухорукова, и конечно же С. Г. Сватикова — автора монографии «Россия и Дон». Все едины в характеристике направленности внешней политики Руси и ее приоритетов, но между ними есть разногласия в вопросе о роли в ней донского казачества и сущности его государственности. Если для первых характерно
рассмотрение казачества исключительно как части русского народа, всегда подчиненного в той или иной степени правительству Руси, то у вторых заметно стремление к выявлению и подчеркиванию независимости или самостоятельности донского казачьего квази государства.
Великие князья московские Иван III и Василий III в начале XVI в. вели активную политику по собиранию русских земель вокруг Москвы и сформировали ядро независимого великорусского государства, которое, едва освободившись от татаро-монгольского ига, закономерно вступило в этап соперничества с мусульманскими государственными образованиями на востоке и с экспансией Турции на юге. Русь объективно стремилась к естественно зафиксированным геополитическим границам — берегу моря и горам. Однако физических сил у Москвы для решения этих глобальных задач не было и Русское государство было жизненно заинтересовано в сохранении контроля над южными территориями православным русским казачьим населением, несмотря на его специфическое полуанархическое устройство и определенную конфронтацию с крепостническими порядками на Руси.
|
|
Войско Донское существовало, согласно источникам, совершенно определенно в середине XVI в. Вопрос о времени зарождения Войска является чрезвычайно дискуссионным, хотя в принципе ясно, что, бесспорно, имелось три фактора, обусловивших развитие казачества: 1) какое-то местное автохтонное население; 2) пришлые восточные племена; 3) беглое русское крестьянство. С течением времени третий источник и стал определяющим в формировании-казачьей народности (субэтноса) как имманентной части русского православного народа. Бежавшая на Дон от крепостнических порядков активная часть великорусского крестьянства испытывала чувство вражды как к помещикам, так и к государству, и пыталась на свободных территориях установить противоположные социальные порядки. В результате Дон и позднее Кубань, Терек, Нижняя Волга, Сибирь стали своеобразными естественными колониями русской нации, которые развивались на основе военной демократии и народоправства, т. е. форм правления, которые внешне напоминали республиканский политический режим.
История России в вопросах и ответах 168
«Гулящие люди» — казаки здесь объединялись в ватаги — станицы, во главе которых были атаманы и есаулы. Все дела станицы решались на кругу — общем собрании всех членов казачьей общины.
Наряду с вольными казаками существовали уже тогда казаки служилые (городовые) — всадники с легким вооружением на службе русского правительства, которые управлялись через разрядный и позднее через казачий приказ. Однако вольные донские казаки имели определенные периодические сношения с Русью и входили в сферу внешней политики Московского государства, выполняя известные функции.
Во второй половине XVI в. на Дону образовалась мощная казачья община, которая вызывала раздражение крымского хана и турецкого султана, считавших казаков слугами царя Ивана. Однако неправомерно считать эту стихийно функционировавшую достаточно разобщенную общность общинной республикой или иным государственным независимым образованием. Наличие названия общности — «Войско Донское» доказывает, что существовала тенденция образования устойчивой государственности наряду с тенденцией развития субэтноса в полноценный этнос, однако ни первая, ни вторая тенденция в силу объективных причин не получили завершения.
Территория казачьей государственности занимала бассейны рек; Дон, Бузулук, Хопер, Медведица и Донец. К югу от этих рек кочевали ногайские татары, к северу граница проходила в районе современного Воронежа, на западе Войско граничило с Азовом, а на востоке — с волжской землей. Однако правительство постоянно стремилось урезать казачьи территории, наступая на них с севера и с востока. На обширной территории казаки строили «городки*, осваивая завоеванные ими земли.
Существовала легенда о том, что Иван Грозный в специальной «хартии* пожаловал казакам за помощь во взятии Казани не принадлежащую Руси реку Дон и прилежащие земли, а также свободы от податей и повинностей. Однако, бесспорно, такое пожалование самодержавным царем было объективно невозможно как по социальным причинам, так и по юридическим. Известно, что наличие свободной, никому не подчиняющейся православной русской общности казаков вызывало, с одной стороны, недовольство
|
|
Раздел 3- Московская Русь...
самодержца, с другой — удовлетворение самим фактом освоения Дикого поля казачеством как фактическим авангардом русской нации, с перспективой присоединения этих территорий к Руси. Московское правительство первона чально использовало донцов для охраны русских послов, разведки, набора вооруженных вспомогательных отрядов для конкретных походов. Известно участие казаков во взятии Казани, в «сидении» в осажденном Пскове, завоевании Ермаком Сибири; при Федоре Иоанновиче —- в походах на Нарву и Иван-город, при Борисе Годунове — в обороне Москвы от татар, и т. п. Наиболее успешными и показательными для понимания взаимоотношений казачества и Москвы являются взятия казаками Азова. Хотя эти самовольные захваты турецкой собственности и набеги были на руку Москве, шрекое правительства постоянно отказывалось от поддержки казаков, так как не обладало достаточными возможностями для ведения широкомасштабных войн с Турцией. Цари писали султану, что казаки из беглых живут на Дону не по велению Москвы и делают свои дела без ведома правительства. Войско Донское, действительно, формально не слушалось царя и считало себя независимым, хотя несло спорадически вспомогательную службу русскому царю на добровольных и взаимовыгодных основах. Причем, исполняя добровольно взятые на себя обязанности, казаки могли в любой момент это прекратить, если считали себя обиженными. За службу они получали в XVI в. нерегулярно припасы продовольственные и воинские припасы, в которых очень нуждались, так как не имели ни земледелия, ни производства. Такая ситуация сложилась и на Яике {Урале), Волге, Тереке.
В 1593 г. Борис Годунов попытался наложить руку на донцов и превратить их в подданных Москвы, служилых казаков. Царское посольство во главе с Нащокиным было отвергнуто и возникла конфронтация с московской властью. Годунов угрожал Дону войной и прекратил поставки казачеству припасов, т. е. начал своеобразную блокаду Дона. Позиция Бориса Годунова сыграла негативную роль в период Смуты, когда казачество поддержало Лжедмитрия.
|
|
Во зремя Смуты казачество заняло позиции, которые одни историки называют антинациональными, другие — антигосударственными, третьи — революционно-освободительными. Реально в этот период действовали различные
История России в вопросах и ответах
группы казачества — служилое казачество польской Украины, «воровские» казаки, жаждавшие наживы, а также донские вольные казаки, стремившиеся к народоправству и круговой демократии, но уважавшие самодержца как национального вождя и Божьего помазанника. В рамках каждой группы казачества существовали свои противоречия, что также сказывалось на политической позиции. Поэтому нельзя говорить однозначно о позиции всего казачества.
В 1601 г., когда объявился самозванец Лжедмитрий I, донское казачество первоначально увидело в его поддержке возможность укрепить свои позиции в конфрО1ггации с Борисом Годуновым. Круг отправил к самозванцу 8000 казаков и выдал ему ставленника Годунова Петра Хрущева. Однако, несмотря на то что самозванец подчеркивал свой дсмокрзтизм и любовь к казачьей вольнице, казаки так и не присягнули ему. Казачество также сочувственно отнеслось к социальным лозунгам движения Болотникова, что было связано с казачьими идеалами свободы и круговой демократии. Когда объявился второй Лжедмитрий, казаки активно поддержали и его, выставив 15 000 воинов в его поддержку, возникло явление — «казатчина», которое заметно сказывалось на общем политическом раскладе сил в русской «смуте». После убийства тушинского вора часть казаков пошла за атаманом Заруцким, но большая часть во главе с князем Трубецким поддержала в 1612 г. нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Казаки приняли активное участие в войне с поляками, в частности взяли приступом Китай-город и отбили от Волоколамска польского короля Сигизмунда. На созванном в 1613 г. Земском Соборе казаки высказались за избрание царем Михаила Романова, чем во многом предопределили исход выборов. В то же время казачество как войско не присягнуло царю на верность. Таким образом, донское казачество сыграло значительную роль в развитии Смуты и ее исходе и продемонстрировало Москве свою мощь и силу, как социума, обладающего своей государственностью.
Новое московское правительство в лице Михаила Романова, патриарха Филарета и активно действовавшего в это время Земского Собора проводило политику, направленную на подчинение донского казачества интересам Московского государства. Оно прямо требовало его участия в войнах с Польшей и отказа от проведения активной самостоятель-
Раздел 3. Московская Русь...
ной внешней политики в отношении Крыма, Турции и других казачьих войск. Однако казаки сопротивлялись принятию на себя обязательств под присягой и настаивали на том, что они являлись слугами царю и России на добровольной основе как граждане родственного по происхождению, вере и языку, но самостоятельного государственного образования — Войска Донского, Историки считают, что такой тип зависимости можно обозначить как «протекторат» (Платонов), «вассалитет» (Сватиков) или просто «союз». Михаил впервые послал донцам знамя в качестве своеобразной инвеституры и передал в Посольский приказ сношения с Войском. Это убеждало казаков в признании Москвой самостоятельности Дона, и Войско позволяло себе акции, расходящиеся с политикой Москвы, например казнило посланного Москвой с карательными целями дворянина Ка-рамышева, но Москва не решилась идти войной на непокорного союзника, более того, ей был нужен союзник в борьбе -с Крымом и Турцией. Войско без указаний из центра проводило антикрымскую политику, в 1637 г. взяло штурмом неприступную крепость Азов и предложило ее занять московским воеводам. Этот шаг полностью отвечал геополитическим устремлениям Русского государства к Черному морю, однако Москва после Смуты не имела возможностей воспользоваться успехом казаков. Вопрос об Азове обсуждался на спешно собранном в 1642 г. Земском Соборе, который после длительных дебатов признал невозможным начинать войну с Турцией. По царскому указу казаки покинули крепость.
Казачий Дон ревностно следил за сохранением своего суверенитета и собственного войскового права. Тесно взаимодействуя с Москвой в вопросах обороны и внешней политики, Войско не допускало вмешательства в свои внутренние дела и даже казнило правительственных посланцев, пытавшихся навести «царский» порядок на Дону. В то же время истощенное пятилетним «азовским сидением» донское казачество было вынуждено в ряде случаев просить о материальной помощи Москву и согласиться на посылку в край вспомогательных войск. Однако Москва не затрагивала самостоятельности Войска во внутренних делах. На Дону функционировало специфическое войсковое право — комплекс неписаных положений — обычаев, регулирующих деятельность круга, атаманов, судопроизводство и наказа-
________________________________ 172
ния провинившихся. Причем наказания по войсковому праву отличались крайней жестокостью — за большинство нарушений полагалась смертная казнь. Московское право не распространялось на казаков. Соборное уложение 1649 г. предусматривало наказания только служилым — городовым казакам. Находившиеся в Москве в составе посольств (в «зимних станицах») казаки пользовались полной неприкосновенностью и имели дело исключительно с Посольским приказом. Одновременно все находившиеся на территории Войска граждане России подлежали казачьей юрисдикции, о чем свидетельствуют суд и расправа над русским послом Карамышсвым, турецким послом Кантакузеном и др. Особой чертой донского войскового права была возможность политического, социального и религиозного убежища — «С Дона выдачи нет!». Принимая беглых крестьян, казаки вызывали бурное негодование русских помещиков, требовавших от правительства прекращения сложившейся практики укрывательства на Дону. Однако политическая необходимость и слабость государства после Смуты вынуждали Москву временно мириться с существованием донской казачьей, республиканской по характеру, государственности с совершенно чуждыми ей социальными порядками. Вопрос ликвидации казачьей государственноста был вопросом времени.
Во второй половине XVII в. на Дону начался социально-экономический кризис, вызванный неожиданно возникшей перенаселенностью Донского региона. Церковный раскол 1666 г. вызвал поток гонимых староверов на Дон. Ан-друсовское перемирие, расколовшее Украину на две поло-виаы, также стимулировало эмиграцию на Дон. Наконец, ужесточение феодально-крепостнических порядков в России, зафиксированное в Соборном Уложении 1649 г., усилило традиционный выход крестьянства на Дон. В результате обострились социальные противоречия между зажиточным, «домовитым» казачеством, ориентировавшимся па Москву, и «голутвенным» — беднейшим, а также «воровским» казачеством, которое резко выросло в количественном отношении. Природные ресурсы региона оказались не в состоянии обеспечить рыбой и зверем прибывших поселенцев, которым согласно традиционному войсковому праву было запрещено заниматься земледелием. Крайняя скудность жизни, доходящая до голода, вынудила «голут-
Раздел 3- Московская Русь.
венное» и «воровское» казачество осуществить грабительские походы на персидские берега Каспия.
Возглавивший походы Степан Разин, обретя силу и уверенность, обрушился на российские территории, пытаясь установить там порвдки по казачьему образцу. Поход на Москву объективно был серьезной попыткой казачества повлиять на социально-политическое устройство Московского государства, но результат оказался диаметрально противоположным. Разгромив в 1670 г. разинцев, самодержавие обвинило домовитое казачество в преступном нейтралитете и запоздалом вмешательстве и на этом основании вынудило его принять кресто-целовальную присягу на верность царю. 29 августа 1671 г. атаманы и старшины, казаки нижних и верхних городков поклялись «не щадить живота своего» в борьбе со всеми врагами и предателями государя. Став фактически подданными Москвы, казаки в то же время не лишились пока еще своих атаманско-круговых обычаев внутреннего управления. Было ограничено право чисто политического убежища и право внешнеполитической деятельности. Так было положено начало вторжению Московского государства в дела казачьей республики. В 1676 г. казачество уже дало общую присягу на верность новому государю Федору Алексеевичу. Правительство усилило давление на Дон с целью запрета социального убежища для беглых крестьян.
С началом азовских походов нового самодержца Петра I и превращения России в асблютистскую империю в начале XVIII в. вопрос о ликвидации самостоятельности Войска Донского встал во весь рост. Петр I не желал мириться со своеволием казачества и в 1703 г. запретил Войску иметь своих послов, ограничил, выборность войсковых атаманов, которые теперь утверждались самодержцем, подчинил в церковном отношении Дон Воронежскому митрополиту, а не патриарху, как ранее. Решающим моментом, определившим судьбу казачества, стал разгром восстания Кондратия БулаЕина 1707—1708 гг. Усмирение казачества носило демонстративно жестокий характер. Казачье народоправство было сокращено, хотя официально это было оформлено только через 14 лет. В 1721 г. сношениями России с Доном стала заниматься не Иностранная, а Военная коллегия, а в 1725 г. произошла отмена выборных атаманов.
История России в вопросах и ответах
При Екатерине II резко усиливается вмешательство Российского государства в донские автономные порядки. Назначаемый атаман становится практически самодержавным правителем Войска Донского и даже входит в конфликт с центральной властью (Степан Ефремов). Последней попыткой казачества отстоять свои вольности стало в известной мере восстание Емельяна Пугачева. В феврале 1775 г. Екатерина II утверждает Войсковое гражданское правительство и вводит на Дону имперское право. Вольное казачество становится служилым сословием и в этом качестве выполняет функции защитника государства. В 1835 г. принимается «Положение об управлении Войска Донского», которое окончательно зарегламентировало все стороны жизнедеятельности казачества как военно-служилого сословия. Дон стал специфической провинцией России, резервуаром для создания новых казачьих войск.
Е. И. Дужмов
3,8. Какие изменения в цивилиза-ционном развитии Европы произошли в XIV— XVI вв.?
В европейской историографии этот период связывают с переходом от средних веков к новому времени, от традиционной (феодальной) цивилизации к современной (буржуазной). М. Вебер и В, Зомбарт в утверждении капитализма как основы современной цивилизации ведущую роль отводили протестантской трудовой этике, которая сформировала нового, «экономического человека».
Школа «Анналов* рассматривала капитализм как результат длительного взаимодействия многочисленных факторов экономического, социального, политического и духовного характера (Ф. Бродсль).
С точки зрения различных технократических концепций (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер), в это время стали складываться предпосылки перехода к индустриальному обществу. Традиционное аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным соб-
Раздел 3. Московская Русь...
ственникам, заменялось обществом переходного типа. Это сопровождалось ростом производительности сельскохозяйственного труда, увеличением капиталовложений на душу населения, появлением «нового типа предприимчивых людей», выступающих в качестве движущей силы общественного развития, возникновением централизованных государств, ростом национализма, стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности.
К. Ясперс считает, что в XVII в. начинается «эпоха техники», которая в конечном счете привела к духовному единству человечества и возникновению на этой основе всемирной истории. В результате чего Европа, благодаря географическим открытиям, достижениям науки и техники, к концу XIX в. обрела власть над миром, усвоившим эти достижения, но сохранившим в своих устремлениях уникальные культурные различия.
В марксистской историографии XIV—XVII вв. рассматривались как период складывания предпосылок — прежде всего в технико-экономической сфере — перехода от феодальной общественно-экономической формации к капиталистической.
В начале XIV в. христианский мир вступил в полосу кризиса. Демографическая кривая резко поползла вниз. Серия городских бунтов и крестьянских восстаний потрясла Европу. Великая чума середины XIV в. довершила дело: кризис обернулся кардинальной перестройкой социально-экономических и духовных структур христианского мира. Кризис «зачал общество эпохи Возрождения и нового времени, более открытое и для многих более счастливое, нежели удушливое феодальное общество» (Ж. Ле Гофф).
На смену традиционному, аграрному, социоцентристско-му обществу шло общество инновационное, торгово-промышленное, городское, антропоцентристское, в рамках которого человек постепенно, с одной стороны, приобретал экономическую, мировоззренческую, а затем и политическую свободу, а с другой — превращался по мере наращивания технологического потенциала в орудие эффективной экономической деятельности.
Высшая теологическая культура уступала место светской, практической, гражданской, основанной на римском праве. Христианский Запад, первоначально придерживав-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
шийся принципа соборности, постепенно отказывался от него в силу воздействия процессов индивидуализации и рационализации личностного сознания. Внешне это выражалось в повсеместном распространении аристотелевской философии, логики, этики и эстетики.
Трансформация нормативно-ценностного порядка в Европе произошла в ходе «национализации» церкви государством и религиозной реформации (протестантско-като-лического противоборства), которые привели к тому, что в результате социального компромисса «единой и единственной матрицей европейской цивилизации» стал либерализм.
Реформация началась в 1517 г. с появления тезисов М. Лютера против торговли индульгенциями и других пороков католической церкви. Это была попытка мирного преодоления ее разложения. Однако последовавшее затем преследование М. Лютера вызвало протест немецких князей и появление протестантских церквей.
Борьба католиков и протестантов приняла форму религиозных войн внутри отдельных государств. По всей Европе началась «охота на ведьм» со стороны как инквизиции, так и протестантских фанатиков. Апофеозом религиозного противоборства была первая общеевропейская Тридцатилетняя война (1618—1648 гг.) между протестантской Унией и католической Лигой.
Компромиссом в этой борьбе и стал либерализм, который создал новое нормативно-ценностное пространство, универсальное для всей Европы и автономное по отношению к возникшим национальным государствам и к европейскому культурному разнообразию.
Ядром исторической эволюции либерализма явились -идеи слободы и толерантности. Свободы — как возможности и необходимости ответственного выбора и признания права на свободу за другими. Толерантности — как уважения не только своих, но и чужих ценностей, как осмысления и использования иного духовного опыта в его самобытности.
Цивилизационный сдвиг в Европе был связан также с переходом с эволюционного пути развития на инновационный, который явился основой процессов модернизации на Западе. Этот путь характеризуется сознательным вмешательством людей в общественные процессы, культивирова-
нием в них таких интенсивных факторов развития, как наука и техника. Активизация этих факторов в условиях господства частной собственности, формирования гражданского общества привела к мощному технико-технологическому рывку западноевропейской цивилизации и возникновению в разных странах такой формы политического режима, как либеральная демократия.
Для того чтобы перейти на инновационный путь развития, необходимо было особое духовное состояние, становление трудовой этики, превращающей труд из бытовой нормы в одну из главных духовных ценностей культуры. Такая этика стала складываться в Западной Европе еще во время первичной распашки ее земель, но окончательно утвердилась в эпоху Реформации в форме прежде всего протестантской трудовой этики.
Протестантская трудовая этика создала благоприятные условия для развития капитализма, оказала влияние на процесс первоначального накопления капитала. Огромную роль в этом процессе сыграли великие географические открытия, которые, с одной стороны, привели к невиданному росту работорговли, а с другой —- резко ускорили темпы и масштабы накопления капитала в Европе за счет эксплуатации природных ресурсов и населения «заморских территорий».
Деньги, полученные в результате торговли, все больше начинают вкладываться в производство. Оформляются контуры европейского, а затем и мирового рынка, центром которого становятся голландские порты. Возникновение рыночной экономики стало мощным достижением западноевропейской цивилизации.
Важные перемены происходят в это время и в политической жизни Европы. Меняется отношение к государству: человек-лич;гость все более ощущает себя не подданным, а гражданином, рассматривая государство как результат общественного договора.
При многообразии национального государственно-правового развития Европы в XV—XVII вв. ведущим было формирование абсолютной монархии и профессионально-управленческого слоя бюрократии. В противостоянии абсолютизма и сословпо-прсдставительных органов закладываются основы парламентаризма и разделения властей.
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
Наиболее последовательно эти процессы развивались в Англии, где противостояние королевской власти и парламента вылилось в английскую революцию 1640—1653 гг., которая открыла путь экономической, социальной и политической модернизации не только Англии, но и всей Европы.
А. В. Лубский, В. В. Черноус
3.9. Каковы были особенности политического развития Московского государства - в XVI в.?
В отличие от Европы, где сложились национальные централизованные государства, объединение русских земель в Московское государство еще не означало слияния их в единое политическое и экономическое целое. На протяжении XVI в. шел сложный и противоречивый процесс централизации, изживания удельной системы, что позволяет говорить о преемственности политики Василия III и Ивана IV.
В изучении особенностей политического развития Русского государства в XVI в. можно выделить несколько наиболее дискуссионных проблем.
В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение относительно определения государственной формы, утвердившейся в России. Одни авторы характеризуют эту форму как сословно-представительную монархию, другие — как сословную монархию.
Некоторые определяют политическую систему России XVI в. как самодержавие, понимая под ним деспотическую форму абсолютизма и даже восточного деспотизма.
На ход дискуссии оказывают влияние два обстоятельства. Во-первых, демонизация личности и политики Ивана Грозного, начало которой положил Н. Карамзин. Научный и объективный анализ этой эпохи отягощен конъюнктурным морализаторством, откровенной дидактикой в демонстрации разрушающего влияния авторитаризма и деспотизма. Во-вторых, это неясность понятий «самодержавие», «абсолю-
тизм», «восточная деспотия*, и их соотношение. Формально-юридическое или чисто рациональное определение этих понятий не учитывает характерной для средневекового мировосприятия сакральности власти, что оказывало влияние на сущность и форму государственности. Самодержавие XVI в. — это русская национальная форма православной сословной государственности, оцерковленного государства, которая не может быть отождествлена ли с разновидностями восточного деспотизма, ни с европейским абсолютизмом, во всяком случае до реформ Петра I.
Аналогичная ситуация сложилась в изучении деятельности Земских Соборов, их формирования, функций и взаимоотношений с царем, — т. е. другой грани вопроса о сущности российской государственности XVI—XVII вв. Попытки решить эту проблему в духе европоцентристских концепций, господствующих в историографии, дают полярные, порой взаимоисключающие точки зрения исследователей. Земские Соборы в России не имели постоянного состава, четко определенных функций, в отличие от сослов-но-представительных органов власти европейских стран. Если парламент в Англии, генеральные штаты во Франции и другие сословно-представительные органы возникали как противовес королевской власти и были, как правило, в оппозиции к ней, то Земские Соборы никогда не вступали в конфликт с царем. Тем не менее трудно согласиться с мнением некоторых зарубежных и отечественных историков о неразвитости Земских Соборов. Ведь если на Западе формируется идея разделения властей, то в России развивается идея соборности власти на основе ее духовной, православной общности. В идеале в Соборах достигалось духовно-мистическое единение царя и народа (в том числе и через взаимное покаяние), что соответствовало православным представлениям о власти. В этом проявлялась не политическая отсталость России, а ее цивилизационная особенность.
Принятие титула царя-помазанника Божьего, Земские Соборы, приказная система привели к централизации государственной власти, которая сочеталась с едва ли не самой разветвленной в Европе системой местного самоуправления (губные и земские старосты, излюбленные головы, целовальники...).
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
Многолетние споры ведутся о смысле и цели опричнины. Наиболее взвешенным представляется мнение Р. Скрынникова, который отстаивает мысль, что опричнина и ее террор не были подчинены единой цели, принципу или схеме. Начавшись борьбой с прежней сословно-адми-нистративной элитой — княжатами, опричнина переросла в конфликт между государственной властью и господствующим сословием в целом. Посредством опричнины царь разделил дворянство надвое и натравил одну половину на другую. В результате Иван IV утвердил свою неограниченную личную власть, но стабильность монархии была утрачена. Опричнина привела не только к физическому уничтожению людей, но и к тяжелым экономическим последствиям, к катастрофе в развитии общественной мысли, деградации моральных характеристик общества. По мнению Р. Скрын-никова, в XVI в. в России происходит зарождение империи и имперской политики. Практически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту начала XVII в.
В новейшей историографии превалируют негативные оценки личности и политики Ивана Грозного для развития России, ее политических судеб. Следует заметить, что в контексте общеевропейского развития деспотизм Ивана IV мало чем отличался от деспотизма европейских дворов, а количество жертв опричного террора было на порядок меньше жертв религиозных преследований в Европе XVI в.
В. Ф. Патракова
3.10. Что такое крепостничество, каковы причины его возникновения и роль в истории России?
Проблема крепостничества и крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной историографии. В. Ключевский считал крепостное право «сложным институтом, который трудно поддается точному определению». В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права.
В советской историографии, начиная с Б. Грекова, утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен «Русской Правды», через судебники XV—XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в законодательстве до конца XV в. Некоторые из них в качестве компромисса стали проводить разграничение понятий «крепостничество» — проявление внеэкономического принуждения в различных формах при феодализме — и «крепостное право» — прикрепление крестьян к Земле феодала в законодательстве начиная с конца XV в.
XV в. в положении русского крестьянства характеризуется исследователями как переломный, когда феодалы и государство переходят в наступление на права и свободы крестьян. Развитие феодального, прежде всего поместного, землевладения и отработочной ренты, централизация государственного управления и постоянные войны усиливали уровень эксплуатации крестьян, который до этих времен был невысоким. С XV в. начинается разделение «старо-жильдев», которые издавна жили в вотчине или поместье и платили феодалу ренту, и «пришлых», «окупленных» (выкупленных холопов), освобожденных на время от повинностей. Эти категории крестьян феодалы стремились перевести в разряд «старожильцев». Взаимоотношения крестьян и феодалов строились на взаимных обязательствах. Рост числа зависимых крестьян, усиление форм зависимости и эксплуатации вели к увеличению их переходов и побегов, «отказа» своему феодалу в пользу нового владельца. В борьбе с этим явлением феодалы начинают стеснять «обычное право» крестьян на переходы. Предполагается, что с 60-х гг. XV в. начали производить перепись крестьян, обязанных нести тягло. В Судебнике 1497 г. Ивана III статья 57 закрепляла Юрьев день (26 ноября) как общегосударственный срок перехода от одного феодала к другому, обусловленный уплатой «пожилого». Кодекс уже проводит разграничение между отдельными прослойками закрепощаемого крестьянства. Значительное расширение территории Московского государства, возникновение казачества, последствия опричнины и Ливонской войны стимулировали государство к еще большему ограничению права «выхода».
'стория России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
Судебник Ивана IV 1550 г. увеличил «пожилое» и обязал крестьян засевать перед уходом озимь, стал регулировать и ускорять переход различных категорий сельского населения в разряд старожилых. В 1581 г. начинается новое описание русских земель и временно запрещается (первоначально, вероятно, 8 отдельных районах) выход крестьян в Юрьев день («заповедные лета»). В 1592 г. начинается составление писцовых книг, которые рассматривались как официальный документ, прикреплявший крестьян к земле и феодалам как ее собственникам. Имеет езоих сторонников и оппонентов гипотеза В. И. Корецкого об указе 1592—1593 гг., распространившем «заповедь» перехода на всю страну.
Указ 1597 г. установил пятилетний срок («урочные лета») для возвращения прежним владельцам всех беглых и насильно вывезенных крестьян. В это же время положение холопов сближается с положением крепостных крестьян.
В XVII в. завершается процесс установления крепостного права. Он связан со «Смутой» начала века и последующим восстановительным периодом 20—50-х гг. В 1607 г. был установлен 15-летний срок сыска беглых. Соборное Уложение 1649 г. (глава XI) окончательно прикрепило крестьян к земле, определило наследственность крепостного состояния, отменило «урочные лета». Феодалам было предоставлено право распоряжаться имуществом крепостного, право вотчинного суда и надзора за крестьянами.
С другой стороны, нужно учитывать, что особенности геополитического положения России и православное понимание сословных обязанностей как формы религиозного служения, спасения души приводило К тому, что все население несло всеобщую государственную повинность: дворяне — лично, а крестьяне и горожане через налоги на содержа кие войска, администрации, царя.
Таким образом, была создана система государственного крепостного права. Однако неверно все крестьянство России относить к закрепощенной массе и тем более полагать их состояние близким к рабскому (как это было в конце XVIII в.). Значительный и увеличивающийся удельный вес имели лично свободные государственные крестьяне. Очень существенны были различия по степени и формам внеэкономического принуждения между отдельными категориями крестьянства внутри этих групп, между вотчинными и
помещичьими крестьянами, между традициями и особенностями тех или иных областей.
В конце XVII в. феодалы усиливают наступление на права крестьян, что ведет к снижению их благосостояния. Постепенно утрачивается прямая связь между службой и ее земельным вознаграждением, что окончательно оформляется уже в XVIII в.
Роль крепостного права в России оценивается неоднозначно. Крепостное право помогало государству в восстановлении и подъеме производительных сил, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, но при этом консервировало неэффективные социально-экономические отношения. Одни исследователи считают, что перед Россией в XVI в. была альтернатива развития, минуя крепостное право (И. Носов), другие оценивают XVI—XVII вв. как расцвет крепостничества, третьи — как последний резерв клонящегося к «нисходящей» фазе феодализма.
В. Ф. Патракова
3.11. Чем был вызван кризис
российской государственности в конце XVI в.?
На рубеже XVI—XVII вв. кризис российской государственности был вызван не только стихийными бедствиями: голодом, эпидемией чумы — они являлись частыми гостями в истории России. Кризис был следствием реформ, опричного террора, длительных и неудачных войн в царствование Ивана Грозного, которые разорили страну и создали конфликте генную ситуацию в обществе, завершившуюся «Великой смутой». На уровне культурного архетипа и мен-тальности русских людей того времени государственная власть перестала соответствовать своему «образу». Для русского архетипа (на уровне бессознательного) характерным была сакрализация власти, порождавшая этатизм, причем не в западном, а в восточнохристианском смысле. Этатизм основывался на том, что государственная власть иррационально воспринималась как главный стержень всей обще-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
ственной жизни. Это восприятие складывалось на основе патриархальной идеи об отношении человека и власти как отношении детей и родителей, подразумевающего «хорошее», «отеческое» и справедливое правление доброго «хозяина-отца». Основу русского этатизма составляли также эсхатологические настроения, закреплявшиеся боязнью хаоса и воли как анархии и разбоя. В XVI в. государственная власть в России отождествлялась с царем, причем русский этатизм всегда ставил власть выше закона. Это формировало у русского человека такую установку, как неверие в закон в качестве воплощения справедливости и эффективного средства борьбы со злом. Характерной чертой культурного архетипа русского человека является ориентация на авторитет, в отношении к которому в архетипе сложились две тенденции. С одной стороны, это — вера в авторитет, часто наделяемый харизматическими чертами, и соответственно, ожидание от него «чуда», сопровождаемое постоянной готовностью подчиняться авторитету. С другой стороны, — представление о том, что сам авторитет должен служить «общему делу», национально-государственной идее. Отсюда русский культурный архетип ориентирован на контроль авторитета через постоянное соотнесение его деятельности с обшей идеей, которая сообща переживается людьми. Если эта деятельность идет вразрез с их переживаниями, то авторитет лидера падает, и его, как правило,; свергают, а иногда и жестоко с ним расправляются. В русской ментальное™ (на уровне обыденного сознания) государство рассматривалось как большая семья. Отсюда понимание общенародного единства как духовного родства и стремление русского человека заменить бездушные правовые нормы нравственными ценностями. Русская ментальность в качестве идеала государственной власти санкционирует в первую очередь власть единоличную (ответственную), сильную (авторитетную) и справедливую (нравственную), и эти атрибуты власти являются необходимыми условиями признания и даже солидарности с властью. Государственная власть представляется единой и неделимой, независимой от капризов толпы, связанной с народом не бумажной казуистикой схоластической законности, а живым повседневным опытом соборного единения. В русской ментальности власть возможна лишь при народном признании и своей подчиненности народной вере, народному духу, а также той
высшей силе — Правде, из которой вытекает ее нравственный идеал. Только такая власть может обеспечить высшую цель, ради которой она существует: осуществить на Земле высший нравственный идеал справедливости. При этом власть должна быть единоличной, ибо лишь такая власть может быть отвзтетвзнной. Власть должна быть сильней, что должно проявляться прежде всего в ее духовно-государственном авторитете. Сила власти — не «в крике и суете, не в похвальбе и терроре», она состоит «в ее способности звать, не грозя, и встречать верный отклик в народе». Это позволяет сделать вывод о том, что «образ» власти, который сформировался в массовом сознании в XVI в., был ориентирован в первую очередь на умеренный авторитарный идеал. В конце XVI в. государственная власть в России уже явно не соответствовала этому идеалу: она не была ни единолично-ответственной, ни авторитетно-сильной, ни справедливо-нравственной. Это и послужило одним из факторов кризиса российской государственности. Другим фактором стал кризис национально-государственной идеи, основанной на провиденциалистских представлениях о природе государственной власти. Эта идея базировалась на принципах «служения государю» и ксенофобии по отношению прежде всего к Западу. Большую роль в обосновании единоличной власти («самодержавства») в России играла легенда о «Мономаховом венце», оформленная в первой четверти XVI в. в «Сказании о князьях владимирских». В нем повествуется о происхождении русских князей от Августа-кесаря (римского императора Августа, «наместника Бога на земле») и получении из Византии регалий русских государей — в первую очередь «венца (шапки) Мономаха» — главного символа великокняжеской власти. Тем самым в «Сказании» подчеркивалась божественная природа власти, утверждалось высокое происхождение русских князей и древность владения ими царским венцом. Эта легенда, получившая широкое распространение и использовавшаяся в дипломатической переписке, служила основой «самооправдания* самодержавной власти в России. Осуществляя реформы в стране и проводя опричнину, Иван Грозный заботился прежде всего об укреплении своей,самодержавно-деспотической власти. Он был убежден, что нравственный и христианский долг его подданных — служение царю. На обоснование этого принципа и был направ-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
лен весь интеллектуальный потенциал самодержца, считавшего своих подданных холопами (рабами), которых государь «волен казнить или жаловать*. Подданные, по мнению царя, были даны ему в «работу» (рабство) самим Богом. Тем самым выстраивалась четкая схема служения: царь служит Богу, а подданные служат царю, «гроза-царь» должен править единовластно, опираясь на «Правду-истину*. Для про-видснциалистской менталыюсти принцип «служения государю», освященный -^божественным замыслом», являлся одним из факторов признания и поддержки самодержавной власти, В этой ментальное™ самодержец отождествлялся с обезличенной волей Божьей, он — сама истина, правда, противополагаемая живым реальным людям, в особенности греховным «богатипам», окружавшим трон. Б качестве фактора, обеспечивающего поддержку государственной власти, в XVI в. широко использовался популизм, основанный на демагогии. Иван Грозный, например, умело создавал впечатление, что террор в стране направлен только против «верхов», к которым низы, разумеется, не питали добрых чувств и социальных симпатий. Так, в обращении к московскому посаду при учреждении опричнины царь во всех бедах обвинил бояр, уличая их в многочисленных изменах. В массовом сознании гибель рядовых людей оставалась незамеченной, зато отдельные опальные фигуры из окружения царя кончали жизнь на плахе при огромном стечении народа, сгоняемого опричниками посмотреть на казнь «изменников-злодеев». Такой политический прием позволял списать самые страшные злодеяния на дурных советников из окружения царя, которых массовое сознание превращало из слуг деспота в его «злых гениев». Иван Грозный попытался создать царство-монастырь во главе с царем-игуменом, но внес в эту идею свою необузданную «дикую» волю, и вышла опричнина. Ставка на террор, на силу является симптомом кризиса государственной власти. Опричнина вместо укрепления самодержавия, на что надеялся царь, расшатала его основы. «Бесоподоб-ные слуги», сознательно уподобляясь силам «кромешной тьмы» (черные одежды, метлы, собачьи головы), совершали зверские массовые погромы и грабежи населения. Первый в истории России царь своей политикой дискредитировал идею помазанника Божьего. Все это сопровождалось моральным разложением, которое «как наводнение разли-
лось в высших и низших слоях», и в этом, например, С. Соловьев усматривал основную причину «смуты» начала XV)! в. В начале XVII в. царская аласть оказалась десакрализированной: четкая схема «служения» Богу была нарушена, поскольку на русском престоле оказались не «богом избранные» Борис Годунов, Василий Шуйский, не говоря уже о самозванцах. Отсутствие богоизбранности делало их не настоящими государями, а «самовластцами», повиноваться которым было безнравственно. Деспотический режим, утвердившийся в России в эпоху Ивана Грозного, не пережил своего создателя. Новое государство династии Романовых требовало новой морали, поэтому «благочестие» царей Михаила, Алексея и Федора резко контрастировало с поведением «Грозного царя». Преемники его, унаследовав необъятную власть, Йе решились сохранить ее при помощи террора: этот образ политических действий оказался скомпрометированным, против него протестовало нравственное чувство всех слоев русского общества.
А. В, Лубский, В. В, Черноус
3.12. Почему начало XVII в. получило название «Смутного времени»?
Начало XVII в. еще современниками выделялось в особый эпизод истории России. В дореволюционной историографии за ним закрепился термин «Смутное время» или просто «Смута», под которой понималось «общее неповиновение, раздор меж народом и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному.
Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С этой точки зрения Смута — одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры.
С. Соловьев выводил Смуту из падения народной нравственности и борьбы против прогрессивных государствен-
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
ных порядков старых дружинных начал и казачества как антигосударственного явления. К. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь людей государства, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.
Н. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, обвиняя в ней все социальные слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В. Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий.
В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С. Платоновым. В советской историографии термин «Смута» был отброшен. Этот период стал определяться как «крестьянская война под предводительством И. Болотникова и иностранная интервенция в России».
В настоящее время термин «Смута» фактически возвращен в современную историографию, которая пока еще ничего принципиально нового не внесла в научное изучение проблемы, если не считать идеи первого системного кризиса.
События начала XVII в. стали результатом сложнейшего переплетения разнообразных противоречий: духовно-нравственных, экономических, династических, сословных и внутрисословных, национальных, межгосударственных и т. п. Все это многообразие, по-разному проявляющееся в ходе тех или иных этапов, несводимо в чистом виде ни к гражданской войне, ни к иностранной интервенции, ни к антифеодальной борьбе или войне казачества с централи-ззторской политикой государства, ни к борьбе внутри господствующего класса. Хотя все эти факторы, несомненно, проявлялись в самых головоломных комбинациях. Поэтому понятие «Смутное время» представляется наиболее адекватно отражающим характер событий начала XVII в. Их заканчивают обычно освобождением Москвы и избранием Михаила Романова Земским Собором в 1613 г. царем, хотя фактически Смута продолжалась еще несколько лет.
В. В. Черноус
3.13. С ком и почему воевала Россия в XVI-XVII вв.?
В отечественной историографии внешняя политика России того времени рассматривалась, с одной стороны, как продолжение борьбы с агрессией католического и протестантского Запада, а с другой — как завершение многовекового спора с Золотой Ордой за господство в Евразии. Советские историки трактовали эту политику в русле марксистской концепции «развития феодализма вширь», что в целом, по их мнению, также совпадало с общенациональными интересами Российского государства. В западной историографии внешняя политика России оценивалась как захватническая, как составная часть реализации агрессивной политической доктрины «Москва — третий Рим».
Для понимания внешней политики России необходимо учитывать особенности ее геополитического положения. Образование Московского государства положило конец территориальной экспансии «двух агрессивных рабовладельческих цивилизаций» (Ф. Бродель) — западноевропейской и мусульманской. Борьба с ними была для Москвы задачей этнического, религиозного и государственного выживания.
В XVI в. Московское государство завершило «собирание* собственно русских земель. В результате побед над Великим княжеством Литовским (1500—1508 гг.) Россия возвратила Черниговское княжество; была ликвидирована независимость Пскова (1510); московские дипломаты добились возвращения Смоленска (1514). В начале XVI в. установились относительно стабильные границы с Литвой и
Польшей.
На территории Евразии государственность носила «очаговый» характер. В условиях степей и лесостепей контролировать пограничные рубежи было практически невозможно, поэтому вставал вопрос о включении погра-ничья в состав того или иного государства. Столкновение с осколками Золотой Орды— Казанским, Астраханским, Крымским ханствами было неизбежным. Эти ханства нападали на пограничные территории, захватывали славянское население и уводили его в рабство, препятствовали нормальной торговле России с Востоком.
История России в вопросах и ответах
Раздел 3- Московская Русь...
Могущественная Османская империя остановила свое продвижение на Кавказе и в Причерноморье. Крымское ханство стало вассалом османов и своего рода буфером, хотя и агрессивным, между Московским государством и турками. К Османской империи, объединившей почти весь исламский мир, тяготели также Казань и Астрахань. Блокирование на Балканах дальнейшего продвижения османов в Европу создавало предпосылки для переноса османской агрессии в Восточную Европу. Борьба с этой опасностью велась Москвой как дипломатическими, так и военными средствами.
В 1552 г. после длительного штурма Иван IV подверг разгрому Казань, освободив около 100 тысяч рабов. После походов 1554 и 1556 гг. была практически бескровно присоединена Астрахань. Большинство народов Поволжья приняли подданство Московского царя, контроль которого был значительно мягче жесткого гнета татарских ханов. Начинается установление союзно-вассальных отношений с частью феодалов и государственных образований территории Северного Кавказа (с Кабардой и др.) на основе обших интересов борьбы с агрессией Крыма, Турции и Персии. Борьба с Крымским ханством носила в основном оборонительный характер.
Взаимовыгодные союзно-вассальные отношения с Сибирским ханством были нарушены ханом Кучумом, который начал нападать на владения Строгановых на Урале. Дружина вольных казаков во главе с Ермаком, нанятая Строгановыми, нанесла хану Кучуму в 1583 г. несколько поражений и, несмотря на гибель Ермака в 1585 г., положила начало присоединению Сибири. В XVII в. этот процесс был завершен русскими землепроходцами относительно мирно.
На северо-западе Россия, реализуя свои торгово-экономические интересы, развернула борьбу за выход в Балтийское море и столкнулась прежде всего с ливонским орденом, который стремился изолировать Россию от контактов с Европой. Однако после побед России над орденом в ходе Ливонской войны (1558—1583 гг.) вмешались Швеция и Речь Посполитая. Недостаток ресурсов и нестабильность внутри страны привели Россию к тяжелому поражению.
В XVII в. основным направлением внешней политики ' России становится западное. Отразив польско-шведскую
интервенцию 1609—1618 гг. в период Смуты, Россия потерпела поражение в борьбе за Смоленск от Речи Посполитой (1613—1634). После некоторых колебаний Земский Собор 1653 г. принял решение о воссоединении Украины с Россией по просьбе Украины, что привело к тяжелейшей войне с Речью Посполитой (1654—1667). Война проходила с переменным успехом. Одновременно пришлось отражать нападения Крымского ханства и вести не безрезультатную войну со Швецией (1656-1658). Тем не менее мощь одного из сильнейших в военном отношении государств Европы — Речи Посполитой — была сломлена. Россия вернула смоленские земли и воссоединилась с Левобережной Украиной.
На южном направлении в течение всего XVII в. России пришлось отражать набеги Крымского ханства. В 1676— 1681 гг. было остановлено турецко-крымское вторжение на Украину. В конце XVII в. Россия предпринимает неудачные попытки покончить с агрессией Крымского ханства (походы В. Голицына 1687, 1689). Азовские походы Петра I (1695, 1696) привели к выходу России в Азовское море. Большую роль на южных рубежах Российского государства играли донские казаки.
В ходе освоения Сибири после рада столкновений России с Китаем была установлена Нерчинским договором 1689 г. граница между этими государствами, которая пролегла по Амуру и его притокам.
Таким образом, в результате непрекращающихся войн Россия отстояла свою независимость, значительно расширила государственную территорию, сокрушив основных противников — католическую Речь Посполитую и мусульманские ханства.
Становление России в ее естественных границах выдвигало на первый план задачу борьбы за выход в Балтийское и Черное моря. Эта геополитическая задача была решена в XVIII в.
В. В. Черноус
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
3.14. Какова была роль церкви
в Московском государстве?
Русская православная церковь занимает видное место в истории Московского государства. Библиография работ, посвященных взаимоотношениям светской и духовной власти в России, церковному расколу — огромна. Различные точки зрения на роль православия и церкви в Московском государстве можно свести к двум направлениям — истори-ко-религиозному и социально-политическому. Для западной историографии характерно непонимание и неприятие православия и православной церкви, что приводит к утверждению об их тоталитарном характере, о том, что церковь была служанкой государства.
Православие определяло этническое самосознание русского народа в период борьбы с татаро-монгольским игом, что вместе с общерусской церковной организацией (митрополией) и нарядус социально-экономическими факторами способствовало политическому объединению земель и созданию единого Московского государства.
Взаимоотношения церкви и государства в XVI—XVII вв. богаты переменами, которые детерминируются внутренним развитием церкви и государства, социально-экономическими и внешнеполитическими причинами. Большей частью историческая литература рассматривает эти взаимоотношения в духе европейского опыта борьбы королевской власти и церкви за политическое господство. При этом не учитывается значение византийско-православной теории «симфонии власти», предполагавшей двуединство независимо существующих, но совместно отстаивающих православные ценности светской и духовной властей. Эта доктрина во многом определяла строительство самодержавной власти в России и равнодушие русской православной церкви, ее высших иерархов к собственно государственному управлению, что зачастую трактуется как зависимость церкви от царя. «Симфония власти» была идеалом государственного устройства, едва ли когда достигнутым в истории Московского государства. Со времен Ивана IV власть паря — помазанника Божьего носила сакральный характер, так как ее источником был только Бог, и ограничивалась она только христианскими заповедями, церковно-канони-
ческими уложениями и традициями. Православная церковь, не посягая на светское управление, выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Эта ее роль проявлялась в открытом осуждении высшими церковными иерархами опричных казней. Определенное значение в этом плане имел освященный церковью институт юродивых, которые обладали неограниченной возможностью обличать власть и пользовались всеобщим уважением.
В XVI—XVII вв. церковь, опираясь на государство, подавила многочисленные ереси, проникшие в высшие слои административного аппарата и имевшие достаточно широкую социальную базу. Либеральная и марксистская историографии рассматривали эту борьбу как подавление свободомыслия, течений общественной мысли, аналогичных западной Реформации. Церковная история трактует разгром ересей как защиту веры, православной самобытности русского народа и российской государственности, причем размах и жестокость борьбы с ересями в России не шли ни в какое сравнение с деятельностью инквизиции или протестантских церквей.
Церковь и монастыри обладали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были культурными центрами. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч ратников. Эти обстоятельства определяли материальную базу авторитета церкви (своего рода государства в государстве), которая, тем не менее, не использовалась в противостоянии светской власти.
Освященный Собор как орган церковного управления принимал активное участие в работе Земских Соборов. В годы Смуты патриаршество (учреждено в 1589 г.), несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шзедской интервенцией (трагическая судьба патриарха Гермогена, гибель монахов при защите православных святынь, материальная поддержка ополчения, и т. п.). Патриарх Филарет, отец Михаила Романова, фактически управлял Россией, являясь соправителем царя в течение 14 лет, укрепил самодержавие и новую династию, с одной стороны, и роль церкви, с другой.
В середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Ее причины
7. Зак. 430
История России в вопросах и ответах
Раздел 3. Московская Русь...
исследователями оцениваются по-разному. В историчес