Городские площади и улицы
О площадях, так же как и об улицах, допетровских русских городов, мы знаем лишь очень немногое по причине абсолютной гибели деревянной застройки. Насколько позволяют судить сохранившиеся каменные здания в кремлях и монастырях, древнерусские площади имели неправильную форму и небольшие размеры. Столь крупные площади, как Красная площадь в Москве, являлись редчайшим исключением. В летописных источниках и строительных указах мы не встречаем упоминаний о строительстве площадей. Площади получались «сами по себе». И тем не менее дошедшие до нас соборные площади в кремлях чрезвычайно живописны.
Интересно отметить одну характерную черту в постройке древнерусских площадей: они воспринимались постепенно, в результате обхода зданий. Так, например, Соборная площадь в Московском Кремле не воспринимается от главного входа в Кремль (через Спасские ворота). В первый момент все внимание зрителя приковывает к себе колокольня Ивана Великого. Приблизившись к колокольне вплотную, посетитель невольно обращает внимание на Архангельский собор, затем в поле его зрения попадает Грановитая палата, и лишь в конце пути раскрывается Успенский собор.
Отличительной чертой древнерусской городской застройки был усадебный способ застройки кварталов. Квартал делился на участки-усадьбы. Усадьба, сообразно с достатком владельца, имела большие или меньшие размеры, но обычно она состояла из большого двора, посреди которого находился жилой дом, а по периметру были расположены заборы и служебные постройки: поварни, конюшни, бани, сараи и т. д. Таким образом, улица оформлялась не теремами с их затейливыми крыльцами и башнями-повалушами и даже не избами, весьма интересными в северных городах, а второстепенными постройками и заборами. Конечно, улицы при такой застройке во многом проигрывали, но при обилии зелени, башен и церквей все же, вероятно, были достаточно живописными.
Интеграция разнородных источников знаний, междисциплинарный характер их использования, необходимость привлечения внешних источников знаний, обмен знаниями между пользователями в процессе реинжиниринга бизнес-процессов предполагают проведение разработки архитектуры системы управления знаниями на основе общего информационного пространства в виде интегрированной корпоративной памяти, которую можно представить на трех взаимодействующих уровнях: синтаксическом (объектном), семантическом (понятийном), прагматическом (уровень приложений).
Рассмотрим перечисленные уровни организации корпоративной памяти более детально.
Объектный уровень корпоративной памяти
В настоящее время консалтинговые компании накопили огромные базы знаний, отражающие опыт организационно-экономического проектирования в различных отраслях для предприятий различных типов производства. Чаще всего базы знаний используются консалтинговыми компаниями для своих внутренних целей. Например, компания Ernst&Young использует базу знаний, содержащую более 5000 основных методов организации производственных процессов, внедренных более чем в 30 странах, с другой стороны, базы знаний (например, у PriceWaterHouse Coopers - Global Best Practices, у Hewlett-Packard - Knowledge Links) имеют самостоятельные торговые марки, которые широко известны на рынке и продаются по высокой цене.
Поэтому предприятиям имеет смысл либо подключаться к открытым базам знаний, либо привлекать к выполнению своих проектов консалтинговые компании, обладающие накопленным в базе знаний опытом. В процессе разработки проекта РБП предприятия будут формировать собственные базы знаний организации бизнес-процессов, которые необходимо поддерживать и после реинжиниринга бизнес-процессов.
Неприбыльная корпорация Supply-Chain Council поддерживает стандарт референтных моделей цепочек поставок (SCOR – Supply-Chain Operations Reference Model). Референтные модели, описанные в SCOR, обеспечивают:
· определение взаимодействий с потребителями от ввода заказа до
оплаты счетов;
· отражение материальных потоков от поставщиков до потребите-
лей, включая оборудование, материалы, комплектующие детали,
услуги, программное обеспечение;
· моделирование маркетинговых транзакций от формирования интегрированных потребностей рынка до заполнения заказов.
Референтные модели поддерживают различные типы организации цепочек поставок в зависимости от точки привязки заказа: заказ на поставку готовой продукции и услуг, заказ на сборку из стандартных комплектующих деталей, заказ с учетом оригинальных материалов, заказ с учетом оригинального проекта.
Типовыми референтными моделями организации бизнес-процессов обладают и ведущие производители корпоративных информационных систем: SAP, BAAN, IBM, Microsoft.
В качестве основы структуризации источников знаний корпоративной памяти СУЗ обычно используется модель цепочек ценности (создания стоимостных объектов) М. Портера, в соответствии с которой происходят выделение основных и вспомогательных (поддерживающих) бизнес-процессов и последующий сбор по ним релевантной информации. Характеристика источников знаний по видам бизнес-процессов ведущих консалтинговых компаний представлена в таблице 4.1.