Вариант 2
Тест 7. Развитие образования и культуры в СССР в 1920 - 1930-е годы
Вариант 1
А1 Новым явлением в развитии системы образования в Советской России в 1920-е годы стало
1) введение в школах «Краткого курса истории ВКП(б)».
2) распространение системы рабфаков и школ фабзавуча.
3) осуждение научной школы истории М.П. Покровского.
4) введение всеобщего обязательного 4-летнего образования.
А2 Верны ли следующие утверждения? Курс на ликвидацию неграмотности был связан
А) с повышением эффективности советской пропаганды.
Б) с утверждением марксистских идей в сознании народа.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны
A3 Крупный российский ученый-экономист, автор теории «больших волн» экономического развития, репрессирован по делу «Трудовой крестьянской партии» в 1930 году.
1) Н.Д. Кондратьев. 2) М.Б.Туган-Барановский. 3) А.В.Чаянов. 4) Г.Я.Сокольников.
А4 Движение «Пролеткульт» («Пролетарская культура»), возглавляемое В. Плетневым и
А. Богдановым, выдвигало идеи
1) необходимости опоры советской культуры на культурное наследие человечества.
2) признания ценности определенных произведений буржуазной культуры.
3) развития культурного сотрудничества с капиталистическими странами.
4) полного разрыва с культурными достижениями предыдущих эпох.
А5 В 1922 году из Советской России была выслана группа ученых и философов по причине
1) сотрудничества их с иностранными издательствами и эмигрантскими организациями.
2) открытого неприятия ими нравственных принципов большевизма.
3) отказа от публикации своих произведений в советской печати.
4) участия их в антиправительственных митингах и демонстрациях.
А6 5 июля было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», сутью которого было
1) введение раздельного обучения в школах.
2) закрытие науки о способностях и возможностях ребенка.
3) запрещение бригадного метода преподавания в школах.
4) введение ученических советов в школах.
А7 Постановление ЦИКа и Совнаркома СССР о всеобщем бесплатном начальном образовании было принято в
1) 1926 году. 2) 1929 году. 3) 1930 году. 4) 1934 году.
А8 Академик Т.Д. Лысенко в своем выступлении на съезде колхозников-ударников в 1935 году заявлял:
«Товарищи, ведь вредители-кулаки встречаются не только в вашей колхозной жизни. Вы их по колхозам хорошо знаете. Но не менее они опасны, не менее они закляты и для науки. Немало пришлось кровушки попортить в защите, во всяческих спорах с некоторыми так называемыми «учеными» по поводу яровизации, в борьбе за ее создание, немало ударов пришлось выдержать в практике. Товарищи, разве не было и нет классовой борьбы на фронте яровизации?.. И в ученом мире и, не в ученом мире, а классовый враг – всегда враг, ученый он или нет».
О каких именно врагах говорит автор?
1) Зажиточных крестьянах.
2) Ученых-аграрниках Н. Кондратьеве и А. Чаянове.
3) Ученых-генетиках Н. Кольцове и Н. Вавилове.
4) Правых уклонистах в партии.
А9 Осенью 1933 - весной 1934 годов вся страна следила за драматической эпопеей, развернувшейся в Арктике по спасению из ледового плена экспедиции О.Ю. Шмидта с корабля
1) «Императрица Мария». 2) «Челюскин». 3) «Очаков». 4) «Ретвизан».
А10 Установите соответствие между событиями и датами. Полученный ответ впишите в таблицу.
СОБЫТИЯ:
1) создание общества «Долой неграмотность»;
2) принятие Декрета о ликвидации неграмотности;
3) постановление ЦК и СНК о преподавании гражданской истории в школах;
4) выход в свет первого издания «Краткого курса истории ВКП(б)».
ДАТЫ:
А) 1938 год
Б) 1923 год;
В) 1925 год;
Г) 1919 год;
Д) 1934 год.
А1 Учреждение первых коммунистических университетов для подготовки партийно-государственных кадров в Советской России относится к
1) началу 1920-х гг. 2) концу 1920-х гг. 3) началу 1930-х гг. 4) концу 1930-х гг.
А2 Верны ли следующие утверждения? В 1920-е годы
А) развивались различные направления в изобразительном искусстве и литературе.
Б) осуществлялась политика ликвидации неграмотности и формирования новой трудовой интеллигенции.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны
A3 В 1930-е годы был разработан Генеральный план реконструкции Москвы, предусматривающий строительство величественных высотных зданий, метрополитена, Дворца Советов с гигантской статуей Ленина. Координировал от партийного руководства страны реализацию этого плана
1) В.М. Молотов. 2) Л.П. Берия. 3) Л.М. Каганович. 4) К.Е. Ворошилов.
А4 Классовый подход в политике советской власти в области образования в 1920-е годы выразился в
1) недопущении представителей эксплуататорских классов к получению высшего образования.
2) ликвидации сословности образования, его общедоступности для всех граждан страны.
3) запрете на преподавание в высших учебных заведениях «буржуазной» профессуре.
4) отмене прежних научных степеней и званий и учреждении звания «народный профессор».
А5 Движение «Пролеткульт» («Пролетарская культура»), отрицавшее связь культуры общества «диктатуры пролетариата» с культурными достижениями классовых обществ, возглавляли
1) А. Луначарский и А. Введенский.
2) П. Сорокин и Н. Бердяев.
3) В. Плетнев и А. Богданов.
4) Д. Бедный и Н. Асеев.
А6 Завершение перехода ко всеобщему начальному образованию на селе и к семилетнему образованию в городах было осуществлено в СССР к
1) середине 1920-х гг. 2) концу 1920-х гг. 3) концу 1930-х гг. 4) концу 1940-х гг.
А7 Одно из важнейших мероприятий в политике советского правительства в области культуры в 1920-е годы -
1) содействие возвращению на родину ученых-эмигрантов.
2) успешная борьба за ликвидацию неграмотности.
3) активная пропаганда советского искусства за рубежом.
4) введение всеобщего обязательного семилетнего образования.
А8 Режиссером СМ. Эйзенштейном, новатором в области кинематографии, впервые был снят фильм с использованием техники монтажа пленки -
1) «Весна». 2) «Броненосец «Потемкин»». 3) «Родина». 4) «Путевка в жизнь».
А9 «Большевизм не только сумел вовремя учесть стремление масс - он пришел безоговорочно исполнить и заветы истории русской интеллигенции», - писал публицист Ю.В. Ключников в сборнике
1) «Вехи». 2) «Интеллигенция и революция». 3) «Смена вех». 4) «Метрополь».
А10 Установите соответствие между событиями и датами.
СОБЫТИЯ:
1) Первый съезд Союза писателей;
2) положение о единой трудовой школе;
3) создание ВАРНИТСО (Всесоюзной ассоциации работников науки и техники для содействия социалистическому строительству);
4) начало регулярных радиопередач в СССР.
ДАТЫ:
А) 1919 год;
Б) 1927 год;
В) 1918 год;
Г) 1934 год;
Д) 1924 год.