double arrow

Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX века

Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество К.И. Брюллова и А.А. Иванова. Зарождение критического реализма

Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта

С.Ф. Щедрин - основоположник русского лирического пейзажа. Романтическая окраска творчества художника и его эволюция в итальянский период. Элементы жанра в пейзажах Щедрина. «Новый Рим. Замок св. Ангела». «Берег Сорренто с видом на остров Капри». «Большая гавань на острове Капри». «Терраса, обвитая виноградом». «Терраса на берегу моря. Капуччини близ Соренто». «Набережная Мерджеллина в Неаполе».

А.Г. Венецианов. Ранние работы и карикатуры. Жанровые композиции и пейзажные изображения русской природы. «Гумно». «На пашне. Весна». «На жатве. Лето». Отдельные крестьянские образы, характер их трактовки, приемы идеализации. «Захарка». «Пряха». «Девушка с теленком». «Жнецы». «Девушка с бурачком». «Спящий пастушок». «Девушка в платке». «Жница». «Автопортрет» и портреты В.К. Головачевского, В.С. Путятиной, дочерей художника, В.П. Кочубея. Интерьер в картинах Венецианова. «Утро помещицы».

Школа Венецианова. Г.В. Сорока. «Кабинет дома в Островках», «Рыбаки», «Портрет А.Г. Венецианова», «Автопортрет». Е.Ф. Крендовский. «Сборы на охоту». А.В. Тыранов. «Мастерская художников братьев Чернецовых», «Вид на реке Тосно». Н.С. Крылов. «Зима». С.К. Зарянко. Портреты скульптора Ф.П. Толстого и певца О.А. Петрова. «Внутренний вид Никольского собора». К.А. Зеленцов. «В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях».




Пейзажная живопись М.Н. Воробьева («Вид Дворцовой набережной», «Вид пристани с египетскими сфинксами днем»), М.И. Лебедева («Аричча близ Рима», «В парке»), А.М. Дорогова («Вид Константинополя»). Кавказские, крымские и волжские пейзажи братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых. Г. Чернецов как мастер группового портрета. Развитие от романтического к реалистическому пейзажу в творчестве И.К. Айвазовского («Вид Одессы в лунную ночь», «Девятый вал», «Черное море»).

Русский натюрморт. И.Т. Хруцкий. «Цветы и плоды». Другие жанры в творчестве этого художника.

Исторический жанр. Кризис академического искусства. Ф.А. Бруни. «Смерть Камиллы, сестры Горация». «Медный змий». Росписи Исаакиевского собора.

К.И. Брюллов. Эволюция творчества. Сочетание традиций классицизма с чертами романтизма и реализма. «Итальянский полдень». «Вирсавия». Картина «Последний день Помпеи» и ее место в русской исторической живописи. Портрет в творчестве Брюллова. «Всадница», портреты Н. Кукольника, А. Струговщикова, Ю.П. Самойловой, Е.П. Салтыковой, сестер Шишмаревых, великой княгини Елены Павловны, археолога М. Ланчи, автопортреты.



А.А. Иванов. Философская глубина и психологизм произведений. Ранние работы. «Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора», «Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой», «Явление Христа Марии Магдалине». Работа над картиной «Явление Христа народу». Характер замысла и особенности его воплощения. Этюды к картине. Жанровые работы и пейзажи Иванова. Эволюция миросозерцания.

Графика и ее значение в развитии русского искусства. Военные картинки 1812 года И.И. Теребенева и других авторов. Зарождение критического отношения к действительности. Работы В.Ф. Тимма и Т.Г. Шевченко. Сближение графического искусства с современной литературой. Иллюстрации А.А. Агина к «Мертвым душам» Гоголя и Г.Г. Гагарина к «Тарантасу» Сологуба.

П.А. Федотов и развитие бытового жанра. Ранние графичекие работы. Обращение к станковой живописи. «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора». Поздние произведения. «Вдовушка», «Игроки», «Анкор, еще анкор!». Портрет и пейзаж в творчестве Федотова. Воздействие Федотова на русскую живопись.

Связь скульптуры с архитектурой. Работы мастера-каменотеса С.К. Суханова на здании Биржи и ростральных колоннах. Жанры скульптуры и ее стилевая эволюция. Мотивы сентиментализма в скульптуре. П.П. Соколов. «Молочница с разбитым кувшином».

И.П. Мартос - блестящий выразитель идей русского классицизма в различных жанрах. Путь скульптора от ранних произведений к зрелому периоду. Стилистика позднего классицизма в работах начала ХIХ столетия. Тема надгробия, развитие идеи и формы ее выражения. Рельефы Казанского собора (совместно с И.П. Прокофьевым). Памятник Минину и Пожарскому.

Ф.Ф. Щедрин и И.И. Теребенев. Путь к монументальному стилю. Патриотический пафос их работ. Решение синтеза скульптуры и архитектуры в здании Адмиралтейства.

С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. Монументальные и декоративные работы. Скульптурные группы у здания Горного института. Колесницы Славы над аркой Генерального штаба и Аполлона на Александринском театре. «Русский Сцевола». Портретные работы. Надгробные памятники.

Ф.П. Толстой и его место в скульптуре классицизма. Своеобразие творческого пути. Медали в память Отечественной войны 1812 года. Барельефы. Круглая скульптура. Графика Ф.П. Толстого.

Б.И. Орловский. Станковая скульптура, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. П.К. Клодт. Скульптурные группы на Аничковом мосту, памятники Николаю I и И.А. Крылову.

Н.С. Пименов и А.В. Логановский, их скульптуры играющих крестьянских парней. Участие И.П. Витали в оформлении Триумфальных ворот в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Портреты работы И.П. Витали и С.И. Гальберга. Н.А. Рамазанов. «Портрет Н.В. Гоголя». А.И. Теребенев. Атланты портика Нового Эрмитажа. Малые скульптурные формы в украшении бытовых предметов. Я. Самарин.

Декоративно-прикладное искусство в культуре России первой половины ХIХ века. Его особенности и виды. Вклад Академии Художеств и крепостных мастеров в развитие декоративного искусства. Художественное ремесло в убранстве царских резиденций (Зимний дворец, Большой Кремлевский дворец и др.), музеев (Новый Эрмитаж), аристократических усадеб (Архангельское) и в быту: мебель, светильники, декоративные вазы, изделия из камня и металла. Обработка малахита - вершина русского камнерезного дела. Малахитовая гостиная Эрмитажа. Ювелирное искусство. Произведения в стиле «второго (или «ложного») барокко» фирмы Никольс и Плинке и фабрики Сазикова. Табакерки и другие изделия мастера И.В. Кейбеля. Становление ювелирной фабрики И. Губкина. Ордена и медали. Церковная утварь. Посуда. Распространение самоваров. Фарфор. Стекло. Одежда и мода. Освоение изготовления и украшения булатной стали (Златоуст), флинтглясса (Гусь-Хрустальный), папье-маше (Федоскино), «мороза» по жести (Великий Устюг).






Сейчас читают про: