Вопросы. Изображение Великой Отечественной войны в прозе 1950-60 гг

Семинар № 15.

Литература

Вопросы

Изображение Великой Отечественной войны в прозе 1950-60 гг.

Литература

Вопросы

Поэма-цикл «Реквием», история создания, время публикации. Образ исторической эпохи. Сущность понятия «трагическое». Трагедия лирической героини как отражение общенародной трагедии. Композиционное своеобразие поэмы. Система художественных образов в произведении.

«Поэма без героя». Творческая история поэмы. Творческое преображение исторического и биографического, «сплав миров» в поэме. «Голоса» и голос автора. Художественно-смысловая активность композиции. Особенности поэтики.

Тематика рефератов и сообщений

1. Образ Матери в поэме А. Ахматовой «Реквием».

2. Евангельские мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием».

3. Литературные традиции в «Поэме без героя» А. Ахматовой.

1.Бурдина С.В. «Реквием» А. Ахматовой как «петербургский текст» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2003. - № 5. – С. 148.

2. Евтушенко Е. Любви и печали порыв центробежный / Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное. Книга статей. – М., 1980. – С. 238.

3. Ерохина И. Гений и злодейство: пушкинский подтекст в ахматовском «Реквиеме» // Вопросы литературы. – 2006. - № 4. – С. 198.

4. Кихней Л.Г., Темиршина О.Р. «Поэма без героя» Анны Ахматовой и поэтика постмодернизма // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2002. - № 3. – С. 53.

5. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. – М., 2000.

6. Литература: Большой учебный справочник. – М., 2004. – С. 209.

7.Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991.

??8. «Реквием» (Анна Ахматова. Поэзия советского времени) // Штейнберг Л., Кондаков И. От Горького до Солженицына. – М.: Высшая школа, 1995.

9. Русская литература: Большой учебный справочник. – М., 2002. – С. 1184.

10. Тименчик Р.Д. Портрет владыки мрака в «Поэме без героя» // Новое литературное обозрение. – 2002. - № 52. – С. 200.

Семинар № 14.

(2 ч.)

«Судьба человека» М. Шолохова и ее роль в развитии литературы о войне. Композиция рассказа. Образы дороги и весны. Средства создания образа Андрея Соколова (речь, прием самохарактеристики-исповеди, портрет). Роль концентрации трагического начала. Роль вставок от автора-повествователя. Смысл заглавия.

«Лейтенантская проза» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Иван» В. Богомолова, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева, «Звездопад» В. Астафьего). Ориентированность повествования на точку зрения рядового участника событий. Концепциягероического и новый тип героев.

Тематика рефератов и сообщений

1. Традиции русской литературы в «лейтенантской прозе».

2. Новаторство «лейтенантской прозы» в изображении Великой Отечественной войны.

1. Абелюк Е. Правда Константина Воробьева // Первое сентября. - 2005. - № 9.

2. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.С. – М., 2003. – С. 825.

3. Вахитова Т.М. Поиск земли обетованной. О творчестве Юрия Бондарева // Литература в школе. – 2005. - № 6. – С. 2.

4. Великая Отечественная война в русской литературе / Литература: Большой учебный справочник. – М., 2004. – С. 156.

5. Кормилов С.И. Рассказы М.А. Шолохова «Наука ненависти» и «Судьба человека» как произведения своего времени // Вестник Московского университета. Серия № 9. Филология. - 2005. - № 3. - С. 9.

6. Котомина Г.В. «Он сердцем принял бой войны…». Материал к уроку по повести В. Богомолова «Иван» // Литература в школе. – 2005. - № 6. – С. 36.

7. Моисеева В.Г. Стилевые доминанты и «внутренняя» тема военных повестей В. Некрасова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Быкова // Вестник Московского университета. Серия № 9. Филология. - 2005. - № 3. - С. 29.

8. Мурзаева О.А. Человек на войне // Литература в школе. – 2005. - № 5. – С. 32.

9. Перова Е.В. Повесть Ю.В. Бондарева «Батальоны просят огня» // Литература в школе. – 2006. - № 5. – С. 31.

10. Сохряков Ю.И. Нравственно-философский потенциал военной прозы // Литература в школе. – 2006. - № 5. – С. 18.

Исторический путь народа в поэтическом эпосе А. Твардовского (2 ч.)

«Василий Теркин». Героико–патриотический и трагедийный пафос произведения. Характер изображения войны. Образ Василия Теркина как воплощение народа, принципы и средства его создания. Проблема национального характера. Художественное своеобразие произведения: особенности композиции, фольклорные элементы, роль образа автора, язык поэмы.

Проблематика, образы героев, жанр поэмы «Дом у дороги». Усиление роли и места лирического героя.

«За далью – даль» как лирическая эпопея. Многозначность понятия «даль». Исторический путь страны. Патриотическая направленность поэмы. Образ лирического героя, особенности его мировоззрения и духовного облика. Стилевое своеобразие поэмы, особенности сюжета и композиции. Преломление традиций социалистического реализма в поэме.

«По праву памяти». Сочетание автобиографического и исторического в поэме. Трагедия народа в условиях культа личности. Общественная позиция автора. Композиционно–стилевое своеобразие поэмы.

Особенности жанра поэмы в творчестве А. Твардовского.

Тематика рефератов и сообщений

1. Эпическое и лирическое в поэме А. Твардовского «Дом у дороги».

2. Время написания и время публикации поэмы А. Твардовского «По праву памяти».

3. Движение лирического героя к правде в поэме А. Твардовского «По праву памяти».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: