Литература
Вопросы
Семинар № 3.
Литература
Вопросы
Семинар № 2.
Литература
Вопросы
Тема революции и гражданской войны в рассказах 1920-х годов
Семинар № 1.
Семинарские занятия
(2 ч.)
«Конармия» И. Бабеля. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. Рассказчик и его место в цикле. Сказовые новеллы. Межновеллистические связи и проблема авторской полиции. Экспрессионистская манера изображения.
«Донские рассказы» М. Шолохова и их место в литературном процессе. Остроконфликтность, внимание к простому человеку, индивидуализация речи героев, роль пейзажа.
Проблема нового человека («Гадюка» А.Н. Толстого. «Щепка» В. Зазубрина).
Тематика рефератов и сообщений
1. Образ Дома в произведениях 1920-х гг. о революции и гражданской войне.
2. Образ ребенка в произведениях 1920-х гг. о революции и гражданской войне.
3. Судьба интеллигенции в произведениях 1920-х гг. о революции и гражданской войне.
|
|
1. Безносов Э.Л. Книга Бабеля «Конармия» // Первое сентября. – 2004. - № 35. – С. 25.
2. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.С. – М., 2003. – С. 30.
3. Горбушин С. Над страницами прозы Бабеля «Конармия» // Первое сентября. – 2005. - № 16. – С. 41.
4. Корчагина Л. Тема Гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова // Первое сентября. - 2005. - № 10.
5. Революция 1917 года и Гражданская война в русской литературе / Литература: Большой учебный справочник. – М., 2004. – С. 133.
6. Журавлева А.А., Ковалева А.Н. Михаил Шолохов. – М., 1975.
7. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова. – М., 1977
Сатирические рассказы М. Зощенко (2 ч.)
История жизни и творческого пути. Своеобразие комической новеллы и стиля. Объект сатиры Зощенко в трактовке критики 1920-30-х гг. и современного литературоведения. Характер героя Зощенко. Пародийное начало в его творчестве. Проблема «чужого» слова.
Тематика рефератов и сообщений
1. Фигура рассказчика в малой прозе М. Зощенко.
2. Форма сказа в рассказах М. Зощенко.
1. Безносов Э.Л. Сатирические образы «новых» людей в рассказах Зощенко // Первое сентября. 2004. - № 41.
2. Голубков М.М. Русская литература ХХ века: После раскола. – М, 2002. – С. 107.
3. Долгих А.В. М. Зощенко – сатирик // Литература в школе. – 2004. - № 12. – С.31.
4. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. – М., 1999.
5. Лунина С.М. Зощенко. Своеобразие личности и творчества // Первое сентября. – 2005. - № 8. – С.21-23.
Послеоктябрьское творчество С. Есенина (2 ч.)
Драматическая поэма «Пугачев»: темы мятежа и бунтарства, ощущение красоты бытия и его непрочности, чувство всепрощения и прощания с жизнью. Пушкинская традиция в изображении пугачевского бунта, сходство и различие.
|
|
Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое начала. Импрессионизм в художественном решении лирической темы. Некрасовские традиции в решении эпической темы. Деревня и революция. Тема двойственности национального характера.
Поэма «Черный человек». Влияние «Моцарта и Сальери» А. Пушкина. Тема преодоления поэтом раздвоенности.
Тематика рефератов и сообщений
1. Поэтика С. Есенина.
2. Б. Пастернак о моцартовском начале в личности С. Есенина («Люди и положения»).
3. «Образы двойного зрения»впоэме С. Есенина «Черный человек».
1. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.С. – М., 2003. – С. 327.
2. Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина // Литература в школе. – 2004. - № 1.
3. Захаров В.Н. Художественно-философский мир Есенина // Литература в школе. – 2004. - № 2.
4. Кондаков И. Адова пасть (Русская литература 20 века как единый текст) // Вопросы литературы. – 2002. - № 1. – С. 25.
5. Литература: Большой учебный справочник. – М., 2004. – С. 214.
6. Марченко А. «Я хочу видеть этого человека…». Попытка истолкования «образов двойного зрения» // Вопросы литературы. – 2006. - № 6. – С. 121.
7. Русская литература: Большой учебный справочник. – М., 2002. – С. 938.
8. Сычев Б.П. Поэма С.А. Есенина «Черный человек» // Литература в школе. – 2006. - № 9. – С. 29.
9. Шубникова-Гусева Н.И. О поэме Есенина «Анна Снегина» //Литература в школе. – 2004. - № 9. – С. 8.
Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» (2 ч.)