double arrow

Вопросы. Специфика шукшинского рассказа. Проблематика рассказов. Типологическая характеристика персонажей. Образ человека–чудика. Ситуации и конфлик

Семинар № 20.

Литература

Вопросы

Литература

Вопросы

Специфика шукшинского рассказа. Проблематика рассказов. Типологическая характеристика персонажей. Образ человека–чудика. Ситуации и конфликты, особенности психологизма. Роль диалога.

Анализ рассказов: «Срезал», «Сельские жители», «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп», «Материнское сердце», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Сураз», «Жена мужа в Париж провожала», «Алеша Бесконвойный», «Выбираю деревню на жительство», «Осенью», «Беспалый», «Залетный», «Привет Сивому!».

Тематика рефератов и сообщений

1. Сатира В. Шукшина.

2. Полифонизм рассказов В. Шукшина.

3. Эволюция образа героя в творчестве В. Шукшина (от рассказа «Классный водитель» до рассказов «Верую», «Дума» и др.).

1. Артамонова Е. Герои В.М. Шукшина // Первое сентября. - 2006. - № 11.

2. Баранова О. Василий Шукшин против Глеба Капустина // Первое сентября. - 2006. - № 18.

3. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.С. – М., 2003. – С. 20.

4. Ермолаева Н.Л. О творчестве В.М. Шукшина // Литература в школе. – 2006. - № 3. – С. 2.

5. Миколаевец Т. Урок по рассказу В.М. Шукшина «Срезал» // Первое сентября. - 2006. - № 18.

6. Овчаренко А. Рассказы Василия Шукшина / Овчаренко А. От Горького до Шукшина. – М., 1982. – С. 458.


Семинар № 19.

Проблема «человек и природа» в литературе 1970–х гг. (В. Астафьев «Царь–рыба», В. Распутин «Прощание с Матерой») (2 ч.)

Усиление внимания к экологической ситуации в прозе второй половины ХХ века.




Жанровая форма книги В. Астафьева «Царь–рыба» как средство воплощения авторского замысла. Нравственная сущность экологической проблематики. Образы персонажей. Авторская позиция в произведении. Многоаспектность проблемы взаимоотражения человека и природы.

Противоречия между естественно–природным началом жизни и техническим прогрессом в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Распад исконных народных духовных ценностей. Образ Дарьи Пинигиной как хранительницы традиций, народной морали.

Тематика рефератов и сообщений

1. Мотив прощания как основа сюжета вповести В. Распутина «Прощание с Матерой».

2. Роль пейзажа в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

3. Библейские образы в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

4. Образ автора в книге В. Астафьева «Царь–рыба»

1. Граблина Н.В. Мастер-класс: технология учебного диалога на уроке литературы. По повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» // Литература в школе. – 2005. - № 9. – С. 37.



2. Литература: Большой учебный справочник. – М., 2004. – С. 235.

3. Чалмаев В.А. Исповедальное слово Виктора Астафьева // Литература в школе. – 2005. - № 4. – С. 6; № 5. – С. 10.

4. Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «свет». Валентин Григорьевич Распутин // Литература в школе. – 2005. - № 9. – С. 2.

Особенности развития поэзии 1960–80–х годов (2 ч.)

1. Социальная, философская, нравственная, гуманистическая проблематика поэзии. Отражение духовного мира личности. Художественное осмысление эпохи. Жанрово–стилевые поиски.

2. Человек и мир в поэзии Е. Евтушенко («Людей неинтересных в мире нет», «Письмо к Есенину», «Памяти Ахматовой», «Идут белые снеги», «В строке, отливающей сталью…», «Пролог», «Пустота»).

3. Нравственно–эстетическая программа лирики А. Вознесенского («Гойя», «Хобби света», «Васильки Шагала», «Бобровый плач», «Охота на зайца», «Роща», «Ностальгия по настоящему»).

4. Россия в поэзии Н. Рубцова («Тихая моя Родина», «Видение на холме», «Березы», «Русский огонек», «Песня», «Деревенские ночи», «Левитан»).

5. Феномен авторской песни (Б. Окуджава «Песенка об Арбате», «Песенка о ночной Москве», «До свидания, мальчики», «По Смоленской дороге», «Прощание с Польшей», «Чудесный вальс»; В. Высоцкий «Я не люблю», «О фатальных датах и цифрах», «Горизонт», «Купола», «Мне судьба – до последней черты, до креста», «Певец у микрофона», «Кони привередливые»).

6. Поэтический мир Б. Ахмадулиной («Смотрю на женщин, как смотрели встарь», «Прогулка», «Цветений очередность», «Род занятий»).

Тематика рефератов и сообщений

1. «Крылатые» слова и выражения из песен В. Высоцкого в современном языке.

2. Лирический герой поэзии Н.М. Рубцова.

3. Исповедальность лирики «шестидесятников».

4. Жанр песенок в поэзии Б. Окуджавы.






Сейчас читают про: