Введение. Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов филологического факультета IV курса дневного отделения (специализации ро, рялмо, тпл, рки) и V - VI

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов филологического факультета IV курса дневного отделения (специализации РО, РЯЛМО, ТПЛ, РКИ) и V - VI курсов заочного отделения, для бакалавров и специалистов.

Изучаемый в рамках данного курса историко-литературный материал отличается рядом особенностей, которые необходимо учитывать как при анализе конкретных произведений, так и при осмыслении закономерностей развития литературы того или иного периода.

Несмотря на то, что значительная часть курса посвящена изучению литературы советской эпохи, тем не менее основное внимание в нем уделяется не столько произведениям социалистического реализма, сколько творчеству писателей, продолжающих традиции классического реализма и модернизма, а также авторов, близких к постмодернизму, чьи произведения отражают наиболее перспективные тенденции развития литературы, несмотря на то, что многие из них не были опубликованы в свое время.

Надо осознавать, что в советскую эпоху власть активно вмешивалась в культурную жизнь, стремилась подчинить ее своим интересам. Вот почему при изучении истории литературы советского периода необходимо обращение к документам, связанным с государственной политикой в сфере культуры. Это особенно важно при осмыслении характера ее развития в период 1946-1948–го и 1956-1958-го годов, когда появляется целый ряд партийных документов, касающихся практически всех сфер развития литературы и искусства, повлиявших на судьбы многих деятелей культуры. Среди них были не только те, кто активно боролся с тоталитарным режимом, но и те, кто избрал позицию так называемой внутренней эмиграции или чья эстетическая позиция не соответствовала представлениям цензуры о том, как надо писать.

Особое место в курсе занимает изучение эпохи постмодерна - периода, когда происходит смена приоритетов, серьезно изменяется сама картина мира. Сложность изучения данного периода заключается в том, что мы имеем дело с литературой сегодняшнего дня. Этот развивающийся процесс осмыслить непросто, так как нет еще необходимой для историка литературы временной дистанции, позволяющей отделить «зерна от плевел». Именно поэтому основное внимание при изучении данного этапа мы в основном уделяем творчеству не столько молодых писателей, сколько уже состоявшихся, чей творческий путь начался еще в 1960-е годы, хотя их подлинное открытие в нашей стране произошло лишь в 1980-1990-е.

Цель пособия – дать студентам определенные ориентиры в осмыслении закономерностей развития литературы, оказать помощь в их самостоятельной работе с источниками и научно-критической литературой. Хочется верить, что данное пособие поможет не только в освоении учебного курса «Истории русской литературы ХХ века (1940-2000-е гг.)», но и различных спецкурсов по современной литературе.

Основная задача пособия – выделить ключевые тенденции развития литературы изучаемого периода, ее основные художественные достижения, рассмотреть творчество наиболее ярких его представителей.

Композиция: пособия включает в себя тезисы лекций по каждой теме курса, вопросы к практическим занятиям, тематику контрольных работ, списки художественных текстов, рекомендуемой учебной и справочной литературы, приблизительные вопросы для подготовки к экзамену, демонстрационные версии тестов, глоссарий. Кроме того, в пособие включены несколько развернутых лекций обзорного и монографического характера по темам, которые обычно вызывают у студентов наибольшие трудности при их осмыслении, а также ряд научных статей авторов пособия, связанных с творчеством писателей, изучаемых в рамках данного курса. Каждый раздел и каждый параграф пособия завершается библиографическим списком, зачастую довольно обширным. Он дается не только и даже не столько для того, чтобы студенты непременно использовали эти работы для подготовки к экзамену, но, прежде всего, для того, чтобы дать им возможность понять, в каком направлении происходит изучение творчества того или иного писателя, того или иного литературного явления, а также чтобы при необходимости использовать эти исследования в научной работе. В отдельных случаях в библиографических списках жирным шрифтом выделяется литература, рекомендуемая для изучения.

Во-первых, особое внимание в данном курсе уделяется темам, связанным с творчеством писателей Серебряного века (прежде всего, А.Ахматовой, Б.Пастернака), поскольку важно соблюдать принцип преемственности при изучении истории русской литературы, а также важно проследить, какие трансформации претерпел модернизм в советскую эпоху.

Во-вторых, большое место в данном курсе уделяется теме Великой Отечественной войны, которая в течение полувека оставалась в нашей литературе одной из ведущих, хотя и по-разному осмыслялась писателями на каждом этапе ее развития. Студенты должны понимать сущность этих изменений. В пособии дается и общий обзор ведущих тенденций развития военной темы на отдельных этапах, и характеристика ряда произведений, наиболее показательных для понимания тех процессов, которые происходили в литературе, посвященной Великой Отечественной войне.

В-третьих, сложным для восприятия является материал, связанный с характеристикой литературы постмодерна. Он требует другого подхода к анализу, нежели классическая литература. Студенты должны осознавать это, приобретать навыки интертекстуального анализа, учиться понимать законы игры с читателем, без чего невозможно восприятие текстов подобного рода. В пособие включен ряд лекций, а также материал научных статей, посвященных данной теме, представлен ряд образцов анализа.

Закономерности литературного процесса в основном прослеживаются на материале прозы, поэзии и драматургии.

Монографические главы преследуют цель не только дать характеристику творчества писателей, оказавших влияние на литературный процесс, но и способствовать углубленному пониманию общей картины литературного развития. Следует иметь в виду, что расположение монографических глав, их «прикрепленность» к определенному отрезку истории литературы в тех случаях, когда творческий путь писателя начался, к примеру, в начале 1910-х годов и продолжался вплоть до 1960-1970-х, носит условный характер.

Методические рекомендации.

При самостоятельном изучении студентами каждой темы курса следует вначале прочитать соответствующий раздел в пособии, чтобы составить общее представление об основных тенденциях развития литературы изучаемого периода, о главных проблемах творчества того или иного писателя и, наконец, для того, чтобы знать, на какие особенности содержания и формы литературных произведений обращать внимание при чтении.

Следующий этап работы над избранной темой – изучение самих художественных текстов. При этом важно не просто внимательно прочитать изучаемое произведение, но осмыслить его идейно-художественное своеобразие, уяснить его место в творчестве данного писателя и в литературном процессе определенного периода.

Важным этапом самостоятельной работы является изучение научно-критической литературы. Это позволит составить более полное представление о литературном процессе и творчестве изучаемых писателей, познакомиться с разными точками зрения на одни и те же явления. Читая ту или иную статью, монографию, необходимо обращать внимание не только на содержащийся в них материал, но и на позицию исследователя. Следует иметь в виду, что рекомендуемые научно-критические работы не содержат в себе «истины в последней инстанции». Знакомство с ними (которое является желательным условием подготовки студента-филолога) требует активной позиции читателя. Это невозможно без знания художественных текстов, социокультурного контекста эпохи, умения сопоставлять различные факты литературного процесса.

Студенты также должны обладать теоретическими знаниями о реализме классическом, о социалистическом реализме, модернизме и постмодернизме.

Поскольку материал, представленный в данном пособии, отражает лишь часть курса «История русской литературы ХХ века», вновь напомним основные периоды развития литературы ХХ века, а также обратим внимание на то, что внутри каждого периода существуют свои ступени развития.

1. 1917 – 1920-е гг. Формирование и развитие литературы в условиях политического и социально-экономического преобразования жизни страны. Многообразие литературных объединений и художественных систем. Интенсивность творческих поисков в литературе.

Атмосфера больших ожиданий в первые послеоктябрьские годы (1917 – 1921), отражение утопического сознания в литературе.

Изменение социокультурной ситуации в 1920-е годы. Эволюция культурной политики государства от признания правомерности существования различных художественных течений и школ к принятию идеи создания единой творческой организации. Активизация антиутопических тенденций в литературе.

2. Начало 1930-х – первая половина 1950-х годов. Развитие литературы в условиях максимальной партийно-государственной централизации жизни общества. Формирование двух основных линий развития литературы: официально-нормативной и «потаенной» литературы (М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам, А.Ахматова и др.).

Изменение характера литературы и переоценка ценностей в годы Великой Отечественной войны: обращение писателей к общечеловеческим проблемам.

Грубое вмешательство государства в дела литературы и искусства в послевоенное десятилетие.

3. Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов. Постепенное обновление духовной и культурной жизни страны в годы «оттепели» (1956 – середина 1960-х годов). Преодоление духовного конформизма и стереотипов мышления, стремление художников переосмыслить время в его прошлом и настоящем.

Изменение социокультурной ситуации в стране во второй половине 1960-х – начале 1980-х годов: спад оттепельных процессов, распространение политики запретов. Отражение противостояния этому процессу в литературе. Активизация деятельности «самиздата», третья «волна» эмиграции.

4. Вторая половина 1980-х – 2000-е годы. Незавершенность периода. Изменение общественно-политической ситуации в стране в середине 1980-х годов. Активизация исторического сознания в художественном творчестве. Феномен возвращенной литературы.

Формирование ситуации постмодерна на рубеже 1980-х – 1990-х годов.

В заключение хотелось бы отметить, что данное пособие включает в себя некоторые переработанные материалы из написанной коллективом авторов расширенной программы лекционного курса «История русской литературы ХХ века (1956-2000)» (Казань, 2002). В частности, использованы материалы: Н.Г.Махининой («Ю.П.Казаков»), А.Э.Скворцова («Е.А.Евтушенко»))


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: