double arrow

Семинар. Творчество А. Ахматовой и О.Мандельштама

Литература

Творчество А. Ахматовой и О.Мандельштама

Семинар

Семинар

I. Творчество А. Платонова

Семинар.

Философские головоломки писателей 1920-30 гг.

Общее задание (правила, рамки): одним из ключевых художественных образов Платонова становится путешествие.Поэтому:форма семинара – «путешествие» с «открытым сердцем» по произведениям Платонова (в хронологическом порядке).

Рабочая гипотеза: произведения Платонова воспринимаются как один большой Текст, который, однако, разбивается на небольшие отрезки-остановки во время путешествия читателя по нему.

Во время этого путешествия:

1. Нужно ответить на вопрос – кто путешествует (герой Платонова)?

2. Нужно всегда отмечать отправную точку путешествия (потеря чего-то или кого-то, появление вопроса, «манящая даль», желание уйти).

3. Направление путешествия (задано или нет, знает герой – куда идёт или идёт куда глаза глядят; по-горизонтали путешествует (вдаль) и по-вертикали (верх и низ)).

4. Итог путешествия (достиг цели, если она была или нет; к чему пришёл герой в конечном итоге).

«Сокровенный человек».

«Котлован».

«Фро».

«Река Потудань».

«Возвращение».

«Смеховая культура» 1920-30-х годов.

1. Стихотворные и прозаические фельетоны (по материалам журналов «Огонёк», «Журналист», «Бегемот», «Смехач» и др.

Фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, М. Кольцова, А. Зорича и др.




2. Особенности советского «сатирического романа» (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», С. Заяицкий «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» и др.),

повести (В. Катаев «Растратчики», А. Платонов «Город Градов») и

рассказа (М. Зощенко).

темы, особенности создания комического характера, амплуа комических героев, способы создания авантюрного сюжета.

3. Комедиография 1920-х годов: Б. Ромашов «Воздушный пирог», М. Булгаков «Зойкина квартира», В. Маяковский «Баня», В. Катаев «Квадратура круга».

4. Эксперимент 25 писателей. Роман «Большие пожары».

Литература:

1. Голубков С.А. Мозаика смеха: поэтика комического в литературном произведении. Самара, 2004.

2. Журбина Е. Современный фельетон // Печать и революция. 1926. № 7. С. 18 – 35.

3. Зунделович Я. Поэзия гротеска // Проблемы поэтики. М. Л., 1925.

4. Карасев Л.В. Философия смеха. М., 1996.

5. Лихачёв Д.С. Литературный «дед» Остапа Бендера // Лихачёв Д. Литература – реальность – литература. Л., 1984.



6. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумия. М., 1968.

7. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

8. Thomas C. Veatch. A Theory of Humor // Humor, the International Journal of Humor Research. May. 1998 (http://www.tomveatch.com/else/humor/paper/)

1. Личное и всеобщее в поэзии А. Ахматовой.

2. Дружба поэтов. А. Ахматова и Мандельштам, встречи и разлуки (доклад).

3. О. Мандельштам: культура и современность; время и вечность.

4. * Поэтический язык О. Мандельштама.

А. Ахматова. «По неделе ни слова ни с кем не скажу…», «Чем хуже этот век предшествующих? Разве…», «На шее мелких чёток ряд…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Библейские стихи», «Всё расхищено, предано, продано…», «Реквием», «Муза», «Тайны ремесла».

О. Мандельштам. «Концерт на вокзале», «Кому зима – арак и пунш голубоглазый…», «Век», «1 января 1924», «Армения», «С миром державным я был лишь ребячески связан…», «Сохрани мою речь за привкус несчастья и дыма…», «Ламарк», «Батюшков», «Ариост», «Квартира тиха, как бумага…», «10 января 1934»; «Воронежские тетради».

Виленкин В. В сто первом зеркале. М., 1991.

Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991.

Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла. М., 1997.

Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991.

Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996.

Бродский И. Сын цивилизации // Звезда. 1989. № 8.

Жизнь и творчество О. Мандельштама. Воронеж, 1990.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Проектная деятельность.

1. Герои романа.

Имена: Почему Булгаков «присвоил» героям именно такие имена (свита Воланда, «ершалаимские» герои)? «Странные» имена в романе (Алоизий Могарыч, Никанор Иванович Босой, Ворс, Бескудников, Поприхин и т.п.). Почему у Мастера нет имени?

– Внешний вид дьявола. Традиции изображения дьявола в европейской культуре. Бес – чёрт – дьявол – Воланд: сходства и различия.

– Кто главный герой романа?

2. Организация времени и пространства в романе.

– Сколько дней длится действие? Почему Воланд появляется именно в этот момент в Москве (варианты ответа), и почему исчезает в субботу вечером?

– Соотнесение двух пространств-времён: Москва – Ершалаим.

– Как связаны окружающий мир и действия героев.

– Тьма и свет.

– Сюжетная функция «клиники Стравинского».

3. Повествование. «Роман в романе»

– Повествователь и рассказчик «московских» и «ершалаимских» глав (особенности повествования, языка, облика, осведомлённости в происходящем). Фантастика и реальность.

– «Ершалаимские» главы романа и Евангелие: сходства и различия.

4. Интерпретации романа.

– «Мастер и Маргарита» – роман-мистерия о гибели культуры, конце света.

– «Мастер и Маргарита» – роман, посвящённый этической проблематике (каждому по вере его).

– «Мастер и Маргарита» – роман о нелёгкой судьбе писателя-творца, о его взаимоотношениях с властью, о том сокровенном, что он должен выразить. То есть – роман о творчестве.

Соотнесение понятий: добро – зло; свет – покой; жизнь – смерть (и бессмертие); гений – бездарность; трусость, страх – верность, бесстрашие в романе.

Доклады-репортажи:

1. Булгаковская Москва (превращение пространства города в миф: прототипы и их художественные превращения).

2. Музыка в «Мастере и Маргарите»: что звучит, связь музыки и ситуаций.

3. «Мастер и Маргарита» на сцене, в кино, в экскурсиях.

4. Сообщества фэнов романа, акции, фанфики.

Литература:

1. Мягков Б.. Булгаковская Москва. М., 1993.

2. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1997.

3. Петровский М. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова // Театр. 1991. № 5. С. 14 – 32.

4. Чудакова М. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988.

5. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М., 1990.






Сейчас читают про: