double arrow

Примерные Экзаменационные вопросы

Задания для самостоятельной работы

Литература

1. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.С. – М., 2003. – С. 20.

2. Евтушенко Е. «Чтобы голос обресть – надо крупно расстаться…» / Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное. Книга статей. – М., 1980. – С. 226.

3. Зайцев В.А. Жанровое своеобразие стихов-песен Окуджавы, Высоцкого, Галича о войне // Вестник Московского университета. Серия № 9. Филология. - 2003. - № 4. - С. 40.

4. Кнабе Г. Булат Окуджава и культурно-историческая мифология. От шестидесятых к девяностым // Вопросы литературы. – 2006. - № 5. – С. 135.

5. Ситникова В. «Колокольцы» души: Анализ стихотворения Н. Рубцова «Левитан» // Первое сентября. - 2006. - № 9.

6. Ситникова В. Образы растений в поэзии Николая Рубцова // Первое сентября. - 2004. - № 5.

7. Сосновская Л. «Малая родина» в поэзии Николая Рубцова // Первое сентября. - 2006. - № 18.

8. Сычев Б.П. Сыновья уходят в бой. Авторская песня. Тема войны в творчестве В. Высоцкого // Литература в школе. – 2005. - № 7. – С. 41.

9. «Булат Окуджава: его круг, его век» // Вопросы литературы. – 2002. - № 3. – С. 4.


1. Словарная работа. Основные теоретико-литературные понятия курса: Леф, «Серапионовы братья», обэриуты, Пролеткульт, неореализм, соцреализм, модернизм, теория бесконфликтности, философский роман, орнаментальная проза, утопия, антиутопия, производственный роман, сатирический роман, исторический роман, эпопея, роман-эпопея, сказ, пролетарская поэзия, неокрестьянская поэзия, трагифарс, комедия-памфлет, прием «роман в романе», «положительный герой», «оттепель», диссиденство, гротеск, интеллектуальная проза, лейтенантская проза, деревенская проза, городская проза, трагикомедия, лагерная проза, эстрадная поэзия, «тихая» поэзия, «рубленая» проза, огосударствление литературы, мифотворчество.




2. Чтение и предварительный анализ художественных текстов:

Аксенов В. Затоваренная бочкотара. Победа. Звездный билет.

Арбузов А. Иркутская история.

Астафьев В. Царь-рыба. Пастух и пастушка.

Ахматова А. Лирика 20-60-х годов. Реквием. Поэма без героя.

Бабель И. Конармия.

Быков В. Сотников. Знак беды.

Булгаков М. Белая гвардия. Собачье сердце. Роковые яйца. Дьяволиада. Дни Турбиных. Бег. Зойкина квартира. Кабала святош. Последние дни. Мастер и Маргарита.

Вампилов А. Старший сын. Утиная охота.

Войнович В. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина.

Горький М. Несвоевременные мысли. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие.



Есенин С. Лирика 1917-1925 гг. Пугачев. Анна Снегина. Черный человек.

Заболоцкий Н. Столбцы. Стихотворения 40-50-х годов.

Замятин Е. Мы. Пещера. Рассказ о самом главном.

Зощенко М. Рассказы 20-50-х годов.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

Искандер Ф. Кролики и удавы.

Казакевич Э. Звезда.

Казаков Ю. Рассказы.

Лавренев Б. Сорок первый.

Леонов Л. Вор. Нашествие. Золотая карета. Русский лес.

Маяковский В. Стихотворения. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

Пастернак Б. Лирика 20-50-х годов. Доктор Живаго.

Пильняк Б. Голый год.

Платонов А. Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован.Фро. Возвращение.

Распутин В. Прощание с Матерой. Живи и помни. Пожар.

Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. В круге первом. Архипелаг ГУЛАГ.

Твардовский А. Василий Теркин. Дом у дороги. За далью-даль. По праву памяти.

Толстой А. Гадюка.

Шварц Е. Тень. Дракон. Обыкновенное чудо.

Шолохов М. Донские рассказы. Тихий Дон. Судьба человека.

Шукшин В. Рассказы.

Эрдман Н. Мандат. Самоубийца.

3. Чтение наизусть стихотворений:

А. Ахматова. Реквием (отрывок).

В. Маяковский. Стихотворения (1 - на выбор). Во весь голос (отрывок).

А.Твардовский. По праву памяти (отрывок).

Б. Пастернак. Доктор Живаго (1 стихотворение на выбор).

О. Мандельштам. Лирика 20-30-х гг. (1 – на выбор).

С. Есенин. Лирика 1920-х гг. (2 – на выбор).

М. Цветаева. Лирика 20-30-х гг. (1- на выбор).

А. Вознесенский. Лирика (1 – на выбор).

В. Высоцкий. Лирика (1 – на выбор).

Б. Окуджава. Лирика (на выбор).

1. Литературно-общественная ситуация 1917-1922 гг. Литературные группы 1920-х годов. Теории новых форм творчества.

2. Проза 1920-х гг.: темы и жанры. Проблема нового человека (А. Толстой «Гадюка», В. Зазубрин «Щепка»). Тема интеллигенции и революции (И. Бабель «Конармия», М. Булгаков «Белая гвардия», «Собачье сердце»). Тема революции и гражданской войны (И. Бабель «Конармия», М. Шолохов «Тихий Дон», М. Булгаков «Белая гвардия»).

3. Сатирическая литература 1920-х гг. Антиутопическая тема в прозе 1920-х гг. (М. Булгаков «Собачье сердце» и «Роковые яйца», Е. Замятин «Мы», рассказы М. Зощенко, романы И. Ильфа и Е. Петрова).

4. Сказовая манера М. Зощенко. Образ рассказчика. Массовый человек в сатирических рассказах. Антиутопичность его прозы.

5. Особенности развития реализма и модернизма в литературе 1920-х годов. Литературные стили. Сказ и орнаментализм как стилевые тенденции периода.

6. Поэзия 1920-х годов: символизм, акмеизм, футуризм, крестьянская, пролетарская поэзия, поэзия ОБЭРИУ.

7. Общественно-литературная ситуация 1930-х гг. Проза 1930-х гг.: ведущие темы и жанры. Изменения в художественном языке.

8. Драматургия 1920-30-х гг. Реалистический и модернистский театры. Пьесы М. Булгакова, В. Маяковского, Н. Эрдмана.

9. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблематика. Композиция. Жанровая уникальность. Роль пейзажа. Критическое изображение литературной среды 1920-30-х гг.

10. М. Булгаков – романист, драматург, сатирик. Общественная позиция, творческая судьба, художественный метод писателя.

11. Проблематика, конфликт, система персонажей антивоенной драмы «Адам и Ева» М. Булгакова. Пародийная направленность, композиция комедии-памфлета «Багровый остров». «Зойкина квартира» – трагифарс о «гримасах НЭПа»

12. Проблема «художник и общество» в пьесах М. Булгакова «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин»).

13. Роман М. Булгакова «Белая гвардия». Связь эпиграфов с проблематикой романа. Катастрофизм действительности. Мотивы снега, метели, звезд. Система персонажей.

14. Жизненный и творческий путь Е. Замятина. Новеллистка («Пещера», «Рассказ о самом главном», «Русь» и др.): оригинальность, гротеск, экспрессионистичность. Роман Е. Замятина «Мы» как сатирическая антиутопия.

15. Утопия нового человека и земного рая в повести «Котлован» А. Платонова. Черты «производственной прозы» и философской притчи.

16. Эстетические взгляды В. Маяковского. Статья «Как делать стихи». Оценка и анализ собственного творческого пути («Во весь голос»). Программные стихотворения («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное» и др.).

17. Драматическая поэма С. Есенина «Пугачев» о психологической драме русского крестьянства. Темы мятежа и бунтарства, красоты бытия и его непрочности, всепрощения и прощания с жизнью. Поэма «Черный человек»: тема преодоления поэтом раздвоенности.

18. Эпическое и лирическое начала в поэме С. Есенина «Анна Снегина». Деревня и революция. Тема двойственности национального характера.

19. Цикл «Москва кабацкая» С. Есенина. Темы пьяного распада, крушения идеалов социалистического рая. Образ лирического героя. Тема «осенний» любви в цикле «Любовь хулигана». Мотив осени.

20. Поэма-цикл А. Ахматовой «Реквием»: творческая история. Гражданская и творческая позиция автора. Тема народного горя, гуманизма и милосердия. Образ матери. Евангельские мотивы.

21. Лирическая повесть-поэма М. Пришвина «Жень-шень». Проблема смысла жизни. Противопоставление красоты природы и сложного мира героя.

22. Историческая притча А. Платонова «Епифанские шлюзы». Соперничество трех правд: государственного замысла, частного человека, натурального существования народа. Рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар». Сомнения в гуманистических ценностях революции, тема государственности и «научного человека».

23. Литература периода Великой Отечественной войны 1940-1945 годов: проза, поэзия, драматургия. Жанры и темы произведений периода.

24. Трагическое лицо войны, трагедийные и героические мотивы в поэзии А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака; К. Симонова; в прозе Э. Казакевича, В. Некрасова.

25. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин»: творческая история, пафос «горькой правды» в картинах войны и труда. Жанр героического эпоса, собирательность героя, композиция. Роль лирического героя.

26. Драматургия периода Великой Отечественной войны. (Л. Леонов, К. Симонов, А. Корнейчук) «Дракон» Е. Шварца как «антифашистская» сказка. Нравственно-философская проблематика. Особенности построения конфликта и характеров.

27. «Доктор Живаго» Б. Пастернака как роман о выборе творческого поведения. Творческая история романа. Концепция личности, ее соотношения с историей и вселенной. Параллелизм «Юрий Живаго и Иисус Христос». Стихотворный цикл Ю. Живаго.

28. Культурная атмосфера периода «оттепели». Литературный процесс 1960-х годов. Новое поколение поэтов, прозаиков. Размежевание в писательской среде.

29. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»: обновление соцреалистической концепции личности. Идеи, проблематика, композиция, новизна рассказа.

30. «Лейтенантская проза» («Иван» В. Богомолова, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!» К. Воробьева, «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева). Ориентированность повествования на точку зрения героя. Концепция героического и новый тип героев.

31. Этапное значение рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Образ «соцгородка». Тема совестливости и достоинства. Противостояние людей и «псов клятых» в системе образов. Сюжетные и композиционные особенности. Своеобразие художественного языка.

32. Становление и развитие «деревенской прозы» в 1960-70-х гг. (С. Залыгин, В. Белов, Б. Можаев, В. Астафьев, В. Распутин, В. Шукшин – на выбор)

33. Рассказ «Матренин двор» А. Солженицына. Освоение народного бытия. Праведница Матрена и традиции житийной литературы. Система образов, проблематика. Христианская концепция бытия. Идеальный, реальный миры и антимир.

34. Поэма А. Твардовского «Дом у дороги», ее проблематика, образы героев, жанр. Трагический пафос, идея гуманизма. Эпическое и лирическое в поэме.

35. Поэма А. Твардовского «За далью - даль» как лирическая эпопея. Образы современности исторических «далей». «Вечные» темы. Язык и стиль. Связь публицистических и лирико-исповедальных черт стиля.

36. Драматургия 1960-х гг. Многообразие жанрово-стилевых исканий. Преодоление «бесконфликтности». Оживление жанра мелодрамы. Пьесы А. Арбузова, В. Розова, А. Володина. Драма выбора.

37. Художественные открытия А. Вампилова, традиционное и новаторское в его драматургии. Острота социальной и нравственной проблематики: духовная эволюция героя, роль символических деталей («Старший сын», «Утиная охота», «Прощание в июне»).

38. Поэзия 1950-60-х гг. «Эстрадная» поэзия, «тихая» лирика, группы «Лианозово», СМОГ. Песенная лирика: бард-поэзия, рок-поэзия.

39. Социальные и художественные поиски молодых поэтов «громкой» лирики (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадуллина – 2 автора по выбору).

40. «Тихая лирика» Н. Рубцова, ее основные темы и мотивы; образ родины, природы и истории; нравственный и эстетический идеал поэта, Художественно-стилевое своеобразие.

41. Сатирическая поэма «Теркин на том свете» А. Твардовского. Нравственный идеал поэмы. Центральный конфликт поэмы – противоборство «жизни и смерти». Своеобразие сатиры (сочетание обиходного, бытового и фантастического типов образа).

42. Трагедийная поэма-цикл «По праву памяти» А. Твардовского. Биографичность и широкий смысл поэмы. Движение лирического героя к правде. Элементы публицистики.

43. Рассказы В. Шукшина. Ситуации и конфликты. Психологизм. Полифонизм, диалогичность. Вариации шукшинских «чудиков». Ключевые образы художественного мира рассказов («Чудик», «Миль пардон, мадам!», «Срезал», «Земляки», «Сураз», «Жена мужа в Париж провожала», «Осенью», «Залетный» и др.)

44. Культурная атмосфера 1970-х гг.: двоемыслие, диссиденство, духовный кризис.

45. Трансформация соцреалистических жанров: «народной эпопеи», «романа о коллективизации», исторического и идеологического романов. Трансформации «положительного героя»: нравственного максималиста, «делового человека», «простого советского человека».

46. Повести В. Распутина: «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар». Конфликт между «мудрым и немудрым» мироотношением.

47. Судьба и характер «простого человека» в творчестве В. Астафьего. Новеллистический цикл «Царь-рыба». Повесть «Пастух и пастушка».

48. Гротеск в поэзии и прозе 1970-х гг.: романтический гротеск в поэзии А. Галича (В. Высоцкого), социально-психологический гротеск В. Аксенова, карнавальный гротеск В. Войновича (Ф. Искандера).

49. Интеллектуальная проза: притчевость, аллегоричность, совмещение разных временных рядов, сюжет дискуссии и эксперимента, фольклорно-мифологические включения (В. Быков).

50. «Лагерная» проза в контексте политических, философских и нравственных проблем общества (В. Шаламов «Колымские рассказы», Г. Владимов «Верный Руслан»). «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына: историко-философская проблематика, жанровое своеобразие.






Сейчас читают про: