Аркадий Натанович стругацкий (1925 -1991)

БОРИС НАТАНОВИЧ СТРУГАЦКИЙ (р.1933)

Типологические черты фантастики братьев Стругацких: актуальность социально-философской проблематики, драматизм сюжетов, эффектность стартовых конструкций и открытость финалов, переплетение реального и фантастического, смешного (юмор, сатира) и серьезного, обыденного и высокого, интерес к сопряжению прошлого, настоящего и будущего, к проблеме эксперимента и его последствий, нравственный выбор как ключевая проблема творчества; приверженность к определенному типу героя – интеллигенту, человеку остроумному и ироничному, преданному своему делу; наличие сквозных героев (Максим Камеррер, Леонид Горбовский, Юрковский, Иван Жилин) эволюционирующих и выполняющих то главную, то второстепенную роль в разных произведениях.

Начало творческого пути в условиях «оттепели». Социальный оптимизм ранней прозы Стругацких: вера в светлое будущее, в научно-технический прогресс, в позитивное развитие общественных отношений. Повести «Страна багровых туч» (1959), «Путь на Амальтею» (1960), «Стажеры» (1962), «Полдень, XXII век«(1962), сб. рассказов «Шесть спичек» (1960) – начало многотомного «утопического» цикла произведений, рисующих картину будущего - Мира Полудня, в котором авторам хотелось бы жить. Оригинальность фантастических идей, связанных с развитием науки и техники. Герои – искатели, покорители космоса, творческие личности с развитым чувством нравственной ответственности.

Актуализация проблемы нравственного выбора и постепенное усиление антиутопических тенденций в повестях «Далёкая Радуга«(1963) «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1964). Гротескная модель будущего потребительского общества в повести «Хищные вещи века» (1965). Сложное взаимодействие утопии и антиутопии в этих произведениях.

Возвращение к Миру Полудня и его новая трактовка в произведениях: «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Парень из преисподней» (1974), «Град обреченный» (1972-1975). Отчетливо выраженный антиутопический пафос. Проблема «человек и тоталитарное государство», изображение различных типов идеологизированного сознания. Идея недопустимости экспериментов над человеком и человечеством даже ради самых благих побуждений.

Усиление скептицизма по поводу возможностей прогресса и благотворности контактов жителей Земли с иными цивилизациями, вопрос о готовности / неготовности к таким контактам в произведениях второй половины 1960-х и 1980-гг.: «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967), «Малыш» (1971), «Отель «У погибшего альпиниста»«(1971), «Пикник на обочине» (1972).

Идея неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не соотвествует новой жизни в повести «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988).

Повесть «За миллиард лет до конца света» (1976). Вопрос о том, каковы отдалённые последствия разумного воздействия человека на Природу. Реакция Природы (Мироздания) на попытки её исследования. Проблема нравственного выбора ученого.

Итог утопической темы и очередное обращение к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1985): никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный.

Тема воспитания в романе «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988). Сложность композиционной структуры, принцип организации «текста в тексте», соотнесение разных временных планов повествования, переплетение разных стилевых пластов. Идея принципиальной невозможности постижения истинного знания, в том числе и в священных текстах.

Булгаковские реминисценции в романах «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» и «Хромая судьба» (1982) (включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (1967)). Композиционный прием «романа в романе». Картина «другого настоящего» и отклик на актуальные проблемы современности.

Жанровые эксперименты в творчестве Стругацких. «Сказочная» дилогия «Понедельник начинается в субботу» (1965) и «Сказка о Тройке» (1968). Юмор и оптимизм, оригинальность использования сказочной фантастики для выражения идеи безграничности познания жизни, творческого эксперимента, научного поиска в «сказке для научных сотрудников младшего возраста». «Понедельник начинается в субботу» как первый опыт фэнтези в русской литературе. Переход во второй части дилогии от юмора к сатире на бюрократический казарменный социализм, к гротеску.

Попытка создания фантастического детектива «Отель «У погибшего альпиниста»«(1971).

Пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990) - последнее совместное произведение братьев Стругацких. Актуальность социально-нравственной проблематики. Аллюзии к временам фашизма. Опасность внутренней несвободы, добровольного рабства.

ЛИТЕРАТУРА

Амусин, М. В зеркалах будущего / М.Амусин // Литературное обозрение. – 1989. – № 6. – С. 37-39.

Амусин, М. Стругацкие и принцип неопределенности / М.Амусин // Нева. –2005. – №. 4. – С. 190-200.

Амусин, М. Стругацкие и фантастика текста / М.Амусин // Звезда. –2000. – №. 7. – С. 208-216.

Амусин, М. Фантастика на рандеву со временем / М.Амусин // Нева. –1989. – № 7. – С. 189-192.

Капрусова, М. Н. Булгаковская традиция в романе Стругацких «Отягощенные злом» / М.Н.Капрусова. // Актуальные проблемы современной литературы. – Курган, 2002. – С. 25-33.

Переслегин, С. Скованные одной цепью [Электронный ресурс]: Предисловие к роману «Отягощенные злом, или сорок лет спустя» / С.Переслегин // Официальный сайт А. и Б. Стругацких. – URL: https://www.rusf.ru/abs/rec/ rec03.htm (дата обращения: 23.12.2010).

Снегирев, Ф. Время учителей / Ф.Снегирев // Советская библиография. – 1990. –№ 1. – С. 123-129.

Харитонова, З.Г. Булгаковские традиции в романе братьев Стругацких «Отягощенные злом» / З.Г. Харитонова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – 2008. – Т. 150, кн. 6. – С. 99-107.

4.3. ПОЭЗИЯ 1965-1985 ГОДОВ

Изменение стилевых доминант в лирике середины 1960-1980-х годов. Уход от публицистичности, декларативности к размышлению, исследованию и переживанию психологического драматизма взаимоотношений человека и мира, человека и времени.

Повышенное внимание к поэзии со стороны литературной общественности - отражение реального интереса к поэзии и одновременно способ вмешательства в творческий процесс, проявление стремления к наклеиванию ярлыков, к «отсеиванию» неугодных. Дискуссии на страницах «Литературной газеты» (1971-1972, 1977-1978, 1979), «Вопросов литературы» (1970-1971, 1974-1975, 1981), «Литературного обозрения» (1973-1974) о путях и перспективах развития поэзии, о «громкой» и «тихой» лирике, о жанре поэмы, о новом поэтической поколении, о традициях и новаторстве.

Творчество поэтов старшего поколения. Художественное осмысление истории и современности, связи эпох и поколений, богатств культурного наследия, нравственных и эстетических проблем в книгах «Из лирики этих лет» (1971) А.Твардовского, «Служба времени»(1975) Я.Смелякова, «Гиперболы» (1972) Л.Мартынова, «Зимний день» (1980) А.Тарковского. Выдвижение на первый план лирического «я», насыщение лирики психологическими деталями. Стремление к углубленному философскому видению и к созданию образа современного мира в его изменчивости.

Лирика поэтов фронтового поколения (М.Дудин, С.Орлов, Б.Слуцкий, Д.Самойлов, А.Межиров, К.Ваншенкин, Ю.Друнина). Тема верности фронтовому прошлому, времени и памяти. Усиление трагического пафоса, осознание разрушительной силы войны для судеб человечества. Философско-историческое осмысление прошлого.

«Тихая» лирика Н.Рубцова, А.Жигулина, В.Соколова, В.Казанцева, Н.Тряпкина, А.Передреева, Ф.Сухова. Попытка раскрытия национальных основ мировосприятия, поиски глубинной сути русского человека в его тесном общении с природой. Элегическая интонация стихотворений, связанная с пониманием необратимости разрушения гармонии.

Андеграунд в поэзии 1970-х – 1980-х годов.

Стремление ряда поэтов противопоставить ложной гражданственности «официальной» поэзии внимание к повседневности человеческого существования. Творчество О.Чухонцева (р.1938), его несовпадение со своим временем (как с «официозом», так и с «шестидесятничеством»). Многолетнее видимое отсутствие в литературе вследствие негласного запрета на публикацию стихов и одновременно «невидимое влиятельное в ней присутствие» (И.Роднянская). Интерес к истории России, к фольклору. Связь его творчества с магистральными традициями русской поэзии, сознательное «пушкинианство», родственность с поэзией Е.Боратынского, В.Ходасевича, поэтов ХVIII-го века и одновременно выход за пределы классики, обновление стиха.

«Ахматовский кружок»: И.Бродский, Е.Рейн, Д.Бобышев, А.Найман – поэты, составившие окружение Ахматовой в последние годы ее жизни. Традиции поэзии Серебряного века в их творчестве.

«Барачная поэзия», поэтический концептуализм (И.Холин, Г.Сапгир, В.Некрасов). Творчество Г.Айги, Я.Сатуновского, В.Сосноры как продолжение традиций русского поэтического авангарда. Замена традиционного поэтического слова разговорной бытовой речью, жесткость в изображении неприглядных сторон современной реальности.

Поэты группы «Московское время» (А.Сопровский, Б.Кенжеев, С.Гандлевский, А.Цветков): сочетание предельной прозаичности высказывания со стремлением к отделке формы стиха.

Издания Самиздата: Сб. «Феникс-66» (М., 1966; переиздание: Милан, 1968). Составитель Ю. Галансков; журналы: «Поиски» (М. 1978—1980, 8 номеров). Ред. П. Абовин-Егидес, В. Абрамкин, В. Гершуни, Ю. Гримм, Р. Лерт, Г. Павловский, В. Сокирко; «37» (Л., 1976—1981, 21 номер). Ред. В. Кривулин; «Северная почта» (Л., 1979—1981, 8 номеров). Ред. С. Дедюлин и В. Кривулин; «Часы» (Л., 1976—1990, 80 номеров). Ред. Б. Иванов; «Обводный канал» (Л., 1981—1991, 18 номеров). Ред. К. Бутырин и С. Стратановский; «Грааль» (Л., 1980—1984, 11 номеров в 15 книгах). Ред. Вад. Максимов и др.; поэтическая антология «Острова» (Л., 1982). Сост. С. Востокова, В. Долинин, Ю. Колкер, Э. Шнейдерман. 80 авторов.

ЛИТЕРАТУРА

Антология новейшей русской поэзии «у Голубой лагуны» в 5 тт. / Константин К. Кузьминский и Григорий Л. Ковалев. Т.1. — Ньютонвилл, Мэсс., 1980 (переиздан В.И. Орловым, 2006). — 600 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kkk-bluelagoon.ru/tom1/cont_1.htm (дата обращения 5.01. 2011).

Зайцев, В.А. Русская поэзия XX века: 1940–1990-е годы / В.А.Зайцев. - М.: МГУ, 2001. – 162.с.

Неофициальная поэзия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.rvb.ru/np/publication/abbrev.htm (дата обращения 5.01. 2011).

Онуфриева, Н.И. Пути развития современной поэзии (1960-1990) годы / Н.И. Онуфриева. - М., 1995.- 89 с.

Онуфриева, Н.И. Герой и время в русской советской поэзии 2-ой пол. 60-х - 80-х годов / Н.Рубцов, А.Жигулин, Ю.Кузнецов, О. Чухонцев /' Дис. … канд. филол. наук / Н.И.Онуфриева. - М., 1988.- 285с.

Русские стихи 1950—2000 годов. Антология (первое приближение). В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. — М.: Летний сад, 2010. — 920, 896 с.

Скворцов, А.Э. Дело Семенова: фамилия против семьи: Опыт анализа поэмы «Однофамилец» Олега Чухонцева / А.Э.Скворцов // Вопросы литературы. – 2006. - №5. То же [Электронный ресурс] // Режим доступа свободный: https://magazines.russ.ru/voplit/2006/5/sk1.html (дата обращения 5.01. 2011).

Чупринин, С. Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики / С.Чупринин. М.: Советский писатель, 1983. – 287 с.

Шайтанов, И.О. После «поэтического бума». Новое в поэзии: 70-80-е / И.О.Шайтанов //: Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х ч. Часть 2 под ред. Ф.Ф.Кузнецова.- М.: Просвещение, 1991. – 352 с.

Шайтанов, И. Эффект целого: поэзия Олега Чухонцева / И.О.Шайтанов. — Арион. – 1999. - № 4. – С. 73-79.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: