Юрий Валентинович Трифонов

(1925 -1981)

Раннее творчество. Поиск собственного художественного почерка. Повесть «Студенты» (1950, Сталинская премия -1951). Читательский успех, признание и одновременно неудача в творческом плане. Повторение устоявшихся в советской литературе идеологических и сюжетных схем: однозначность образов, искусственность и лобовой характер конфликта.

Роман «Утоление жажды» (1963) как отражение «оттепельных» тенденций. Символичность названия. Значимость образа «пустыни» и мотива «жажды» в контексте социально-нравственной проблематики 1960-х годов: жажда правды, исторической справедливости и т.п.

Определение основной темы творчества – «человек и время», влияние времени на духовное состояние человека и его социальное поведение. Различные пути осмысления и художественного решения данной темы. Целостность творчества писателя, тесная взаимосвязь между его произведениями, продолжающими одно другое и вбирающими опыт друг друга.

Обращение к истории России и к семейной истории. Документальная повесть «Отблеск костра» (1965). Символика образа «костра»: на каждом человеке лежит отблеск истории. Память об отце – человеке идеи, преданном делу революции, и о его поколении. Романтизация образов «рыцарей революции» и самого времени революционных потрясений. Многослойность картины времени в повести. Сочетание документального и художественного начал. Открытое проявление авторского «я», типичное для литературы периода «оттепели».

Роман «Нетерпение» (1973) – художественное исследование народовольческого движения и общественной мысли второй половины XIX века. Исторические аллюзии как основной литературный прием Трифонова. Выявление противоречия между высокими идеями, готовностью народовольцев к самопожертвованию и методами террора, которые они избрали. Нетерпение, максимализм как опасная болезнь. Преодоление романтических иллюзий, стремление автора к объективности в воссоздании исторического прошлого, в решении проблемы «человек и время». Функция и характер авторских отступлений.

Городская тема в творчестве Трифонова, ее программный характер. Подчеркнуто негероическая жизнь детей и внуков «рыцарей революции». Картина эпохи «застоя» в московских повестях («Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975)).

Связь историко-революционной и городской тем в творчестве Трифонова. Понимание того, что присущие эпохе «застоя» обезличивание, бездуховность, конформизм – следствие революционных экспериментов, когда человеческая жизнь рассматривалась не как цель, а как средство.

Формирование нового языка и нового угла зрения в «московских» повестях. Сложность проявления авторской позиции. Поэтика умолчания. Значение подтекста. Чеховские традиции в прозе Трифонова.

Разноголосица мнений, противоречивость первых критических оценок повестей Трифонова. Недопустимость трактовки этой прозы ни в сатирическом, ни в социально-бытовом или бытоописательном ключе.

Значение места действия: большой город с ускоренным ритмом жизни, подчиняющий себе человека. Герой интеллигентного склада и мир повседневности как главный объект изображения. Повседневность как источник конфликтов и основная среда обитания героев, поглощенных «тиной мелочей». Проявление бытийного сквозь призму бытового в московских повестях.

Нравственно-философская проблематика: проблема нравственного выбора, свободы и несвободы, терпимости и нетерпимости, границы допустимости компромисса. Изображение человека, выпавшего из времени, ощущающего себя щепкой в потоке жизни. Трагедия внеисторичности. Скрытая тоска по большой, настоящей истории, настоящим поступкам и свершениям.

Символика заглавия повести «Обмен», метафорически выражающего сущность духовных процессов, происходящих в обществе и в душе человека. Скрытая трагедийность процесса вытеснения вечного – сиюминутным, бытия – бытом. Подмена ситуации выбора ситуацией компромисса, ведущей к утрате себя, к обезличиванию.

Художественное исследование проблемы взаимного отчуждения, непонимания в повести «Другая жизнь».

Постепенное усложнение формы повествования в московских повестях: ассоциативность, приемы потока сознания, внутреннего монолога. Субъективность повествования как средство выражения неспособности современного человека к диалогу, к взаимопониманию.

Повесть «Дом на набережной» (1976), ее связь с предшествующим творчеством писателя. Своеобразие сюжетно-композиционной структуры: соотнесение разных временных планов, прошлого и настоящего. Художественное исследование сталинской системы, взаимоотношений человека и государства, изображение разных психологических типов, рожденных временем. Проблема вины и ответственности, преступления и наказания. Психологический анализ природы страха, природы деградации людей под гнетом тоталитарной системы.

Переплетение традиций Чехова и Достоевского в позднем творчестве Трифонова.

Роман «Старик» (1978) как одно из итоговых произведений Трифонова. Своеобразие жанра: синтез исторического и социально-психологического романов. Своеобразие авторской позиции: отказ от роли судьи, установка на объективность факта как такового.

Дальнейшее раздвижение временных рамок: исторические параллели между событиями революции 1917-го, гражданской войны, расказачивания и аналогичными событиями предыдущих столетий (разрушение Карфагена, эпоха Ивана Грозного, восстание под руководством Пугачева и т.д.). Новое обращение автора к истории своей семьи. Работа с документальными источниками и семейным архивом. Трансформация фактов истории и биографий реальных лиц в соответствии с законами реалистической типизации.

Характерная для Трифонова ситуация: человек перед судом совести. Больная растревоженная память, соединяющая события разных лет, стремление понять современное состояние России через призму исторического опыта.

Нравственно-философская проблематика, варьирующаяся в целом ряде произведений Трифонова («Долгое прощание», «Другая жизнь» и особенно «Дом на набережной») – допустимость оправдания поступка временем, соотношение цели и средств ее достижения, человеческая жизнь как мерило Истории.

Два типа поведения, представленные Летуновым и Мигулиным, - способность противостоять обстоятельствам, выступать в роли творца своей судьбы и неспособность к противостоянию, подчинение «потоку».

Особенности художественного решения в романе темы «отцов и детей».

«Время и место» (1981 - опубликован посмертно) – как «роман самосознания», по определению автора.. Постижение истории сквозь призму судеб писателей. Испытание на нравственную стойкость. Поиск связи времен (с конца 1930-х до конца 1970-х.). Размышление о судьбе и свободе выбора.

Своеобразие художественной организации: роман в романе, цепь эпизодов-новелл, взаимодействие разных точек зрения, полифонизм как способ создания картины незавершенной реальности. Внутренние связи между фрагментами.

Мир повседневности в романе. Стремление осмыслить неупорядоченность жизни, увидеть за реалиями повседневности знаки судьбы, способность отражать ту или иную эпоху, сохранять память о прошлом, указывать на близость разных людей.

Цикл рассказов-эссе «Опрокинутый дом» (опуб. 1982) – повествование Трифонова о своей жизни; книга прощания.

Возвращение к теме отцов и детей в незаконченном романе «Исчезновение» (опуб. 1987).

ЛИТЕРАТУРА

Бахнов, Л. Семидесятник: (О жизни и творчестве Юрия Трифонова) / Л.Бахнов // Октябрь. –1988. –№9. – С. 169-175.

Белая, Г.А. О «внутренней» и «внешней» теме (О творчестве Ю. Трифонова) / Г.А.Белая // Филол. науки. - 1983.- №2.- С 10-17.

Белая, Г.А. «...Поздняя зарница на краю жизни...» / Г.А.Белая // Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. - М.: Наука, 1983. – С.151-184.

Белая, Г.А. Неповторимое однажды: философско-этическая тема в прозе Ю. Трифонова / Г.А.Белая // Литерат. Обозрение. - 1983. - №5. – С. 7-12.

Воздвиженский, В. Простор трифоновской прозы / В.Воздвиженский // Вопр. литературы. - 1986. - № 1. - С. 245-253.

Добренко, Е. Сюжет как «внутреннее движение» в поздней прозе Ю. Трифонова / Е.Добренко // Вопросы рус. литерат. - 1987. - №1. – С. 44-50,

Добренко, Е., Фащенко В. Время, место, герой... / Е.Добренко, В.Фащенко // Дружба народов. - 1985. - №8. – С. 255-257.

Дружников, Ю. Судьба Трифонова, или Хороший писатель в плохое время / Ю.Дружников // Дружников Ю. Русские мифы. - СПб.: Пушк. фонд, 1999. - 556 с.

Емец, Т.В. Традиции Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова в творчестве Ю. Трифонова: Дис.... канд. филол. наук / Т.В.Емец. - Куйбышев, 1986. - 255 с.

Еремина, С, Пискунов, В. Время и место прозы Ю. Трифонова / С.Еремина, В.Пискунов // Вопр. литературы. - 1982. - №5. – С. 34-65.

Иванова, И.Б. Проза Юрия Трифонова / Н.Б.Иванова. - М.: Сов. писатель, 1984. - 296 с.

Калагина, О.Ю. Своеобразие художественной концепции романа Ю. Трифонова «Исчезновение» / О.Ю.Калагина // Вести. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. - 1991. - №3. – С. 69-72.

Кертман, Л. Междустрочья былых времен: Перечитывая Ю. Трифонова («Дом на набережной», «Старик») / Л.Кертман // Вопр. литературы. - 1994. - Вып. 5. – С. 77-103.

Кожинов, В.В. Проблема автора и путь писателя. (На материале двух повестей Юрия Трифонова) / В.В.Кожинов // Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Современник, 1982. – С.212-234.

Левинская, Г.С. «Дом» в художественном мире Юрия Трифонова / Г.Л.Левинская // Науч. докл. высш. школы: Филол. науки. - 1991. - №2.- С. 3-11

Магд-Соэп К.Де. Юрий Трифонов и драма русской интеллигенции / Магд-Соэп К.Де. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1997. - 240 с.

Овчаренко, А.И. О психологизме и творчестве Ю. Трифонова / А.И.Овчаренко // Рус. лит. - 1988. -№2. – С. 32-57.

Рыбальченко, Т. Автор в художественном мире произведения. Повести Ю. Трифонова и А. Битова 70-х годов / Т.Рыбальченко // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 6. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. – С. 157-177.

Суханов, В.А. Романы Ю.В. Трифонова как художественное единство / В.А Суханов. - Томск: Изд-во Том. ун-та. 2001. - 323с.

Сухих, И.Н. Пытка памятью (1978. «Старик» Ю, Трифонова) / И.Н.Сухих // Сухих И.Н. Двадцать книг XX века. Эссе. - СПб.: Паритет, 2004.- С. 512-541.

Шитов, А. Юрий Трифонов. Хроника жизни и творчества. 1925-1981. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1997. - 798 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: