Скандинавские страны в XIV—XV вв

ГЛАВА 15 ИТАЛИЯ В XI—XV вв.

В условиях царившей в Италии политической раздробленности отдельные области — Ломбардия, Средняя Италия, Папская область. Южная Италия — развивались в экономическом и политическом отношении совершенно обособленно.

Подъем итальянских городов. Образование коммун. По уровню экономического развития и в раннее средневековье, и в эпоху развитого феодализма Северная и Средняя Италия превосходила все страны Западной Европы. В XI—XII вв. происходил бурный подъем ремесла и торговли в городах Ломбардии и Тосканы. Значительный прогресс наблюдался в сукноделии, производстве льняных тканей, добыче металлов и металлообработке, кораблестроении. К концу XII в. в большинстве городов появились цехи.

Широко развивалась торговля. В ряде городов наряду с постоянными рынками периодически собирались ярмарки, на которые приезжали не только итальянские, но и чужеземные купцы. Возросла посредническая торговля по Средиземному морю. Венеция, Генуя, Пиза, Амальфи вели оживленную торговлю со странами Леванта, Алжиром, Тунисом, Марокко. Генуя создала свои торговые базы также в Каталонии, Провансе, Северной Африке, Пиза — в городах Южной Франции, на Корсике и Сардинии. Торговля с Востоком приносила итальянским городам баснословные прибыли.

Города в Италии, как и в других странах Европы, находились сначала под властью сеньоров — большей частью епископов. С конца IX в. города Северной и Средней Италии вступили в вооруженную борьбу с сеньорами, которая завершилась в XII в. созданием независимых коммун. Во главе коммуны стояли консулы, избираемые обычно на год, которые осуществляли

административную и судебную власть, ведали городским ополчением и финансами, поддерживали внешние сношения с другими коммунами и государствами. Законодательную власть осуществлял «совет доверенных лиц» (креденца), избираемый от всех районов города. В отдельных случаях созывались общие собрания всех полноправных граждан — парламенте.

Завоеванной свободой воспользовались прежде всего городские верхи — богатые купцы и проживающие в городах мелкие и средние феодалы. Из их среды избирались консулы, члены городских советов и другие должностные лица. Ремесленники и мелкие торговцы оказались бесправными. Предстояла кровавая борьба пополанов («пополо» — народ) против городской аристократии за власть в коммунах.

Города-государства. Борьба городов Северной и Средней Италии против феодалов не окончилась созданием коммун. Города стремились подчинить своему господству сельскую округу — к о н-т а д о и проживавших там феодалов. Горожане не могли жить в безопасности, пока рядом находились феодальные замки, из которых совершались нападения и грабежи. К тому же феодалы требовали с купцов пошлины за проезд через их владения. Поэтому подчинение сельской округи стало настоятельной необходимостью для дальнейшего развития городов. Господство над сельской округой решало проблему снабжения города продовольствием, что было особенно важно в условиях частых войн с феодалами и соседними коммунами. Вместе с тем оно давало возможность городским ремесленникам и купцам подчинить себе сельское ремесло.

В XII в. города Северной и Средней Италии постепенно подчиняли своему господству грандов, разрушали их замки, а самих феодалов заставляли жить в пределах городских стен на положении вассалов коммуны. Так городские коммуны подчиняли контадо, простиравшееся обычно в радиусе 15—20 км от города. Наиболее могущественные из них завоевали обширные территории и превратились в города-государства. В результате в Северной Италии и Тоскане вместо феодальных сеньорий образовалось множество соперничавших между собой городов-государств, что изменило характер феодальной раздробленности, но ни в какой степени не способствовало ее преодолению. Наоборот, укрепившиеся города-государства постоянно враждовали между собой как торговые конкуренты и вступали в военные конфликты из-за территорий и торговых баз. Это позволяло императорам вмешиваться в конфликты и делать попытки подчинить североитальянские города своему господству.

Наиболее ожесточенная борьба развернулась между городами-республиками Венецией и Генуей из-за внешних рынков и торговых баз в Леванте и Византии. В результате четвертого крестового похода Венеция укрепилась в Далмации, Константинополе и на Эгейском море, потеснив Геную. Но с восстановлением

9 * 259

Византийской империи в 1261 г. Генуя получила за свою помощь Византии ряд опорных пунктов в Босфоре, Малой Азии и в Крыму и вытеснила венецианцев из этих районов. Она нанесла поражение своей сопернице Пизе, а затем разбила в морской битве при Курцоле и Венецию (1298 г.). Почти на столетие установилось морское преобладаниз Генуи. В 1380 г. венецианцы взяли реванш, разбив генуэзский флот в битве при Кьодже и установив свою гегемонию в Восточном Средиземноморье.

Постоянно враждовали между собой Милан с Кремоной и Па-вией Лукка с Пизой. Мелкие города Ломбардии боролись за независимость от крупных городских республик. Только перед лицом общей угрозы со стороны императоров ломбардские города на время забывали взаимную вражду и объединяли свои силы для защиты свободы и независимости. Однако без общего политического центра города были не в состоянии добиться прочного

единства.

Политическая борьба в городах Ломбардии и Средней Италии.

В итальянских коммунах не прекращалась внутренняя политическая борьба. Ремесленники и мелкие купцы выступали против засилья городской верхушки. С переселением в города феодалов сюда были перенесены и феодальные усобицы, нередко заканчивавшиеся взаимным истреблением враждующих родов.

В городах возникли политические партии — гвельфы и гибеллины, появление которых было связано с борьбой итальянских коммун против императоров династии Штауфенов. Гвельфами называли противников Штауфенов (от «Вельфы» — княжеская династия, оспаривавшая корону у Штауфенов), гибеллинами- сторонников императоров (от «Вейблинген» — название родового замка Штауфенов). Гвельфы ориентировались на союз с папой и опирались главным образом на торгово-ремесленные слои городов. Гибеллины выражали интересы дворянских кругов. Со временем гвельфами и гибеллинами стали именоваться всякие враждовавшие в городах политические группировки. Подобным же образом и соперничавшие города стали делиться на гвельфские и гибеллинские. Например, Флоренция считалась гвельфским городом, а ее конкуренты — Пиза и Лукка — гибеллинскими.

Развитие городского ремесла и торговли усиливало позиции торгово-ремесленных кругов — пополанов. Пополаны добивались участия в управлении коммунами. Перед лицом опасности своему господству гранды, стремясь усилить диктатуру, передавали исполнительную власть одному лицу, обычно первому консулу. С конца XII в. во многих городах консульское управление было вовсе упразднено и власть перешла к подеста, которого обычно приглашали со стороны. Это был платный чиновник коммуны, избираемый, как правило, на год. Тем не менее пополанам, объединенным в цехи и политические союзы, в XIII в. удалось добиться участия в управлении. Старая, аристократическая коммуна уступила место новой, пополанской коммуне. В Парме уже в 1244 г.

большинство мест в совете коммуны принадлежало представителям цехов и кварталов.

Во Флоренции первая пополанская конституция была введена в 1250 г. Наряду с подеста, приглашаемым из чужого города, избирался «капитан народа», пользовавшийся административной и военной властью. Законодательная власть принадлежала малой пополанской коммуне. В 1293 г. была принята новая конституция под названием: «Установление справедливости». Гранды совсем изгонялись из городских магистратов и лишались политических прав. Враждебные действия против пополанской коммуны наказывались смертью. Никакими политическими правами по-прежнему не обладала не организованная в цехи городская беднота. Таким образом, к власти пришли богатые пополаны («жирный народ»), объединенные в корпорации. Верховный орган — синьория — комплектовался в основном из представителей семи старших цехов. Со временем для грандов была сделана уступка: они могли получить политические права, вступив в один из цехов (два из семи старших цехов объединяли лиц интеллектуальных профессий).

В республиках Венеции и Генуе у власти стояла купеческая олигархия. Законодательным органом в Венеции являлся Большой совет, состоявший в конце XIII в. из 242 человек, которые принадлежали к патрицианским семействам, занесенным в «Золотую книгу нобилитета». Вся полнота административной и военной власти принадлежала избираемому пожизненно дожу (от лат. dux — герцог). После неудавшегося политического переворота в 1310 г. был учрежден еще «Совет десяти» — высший орган государственной безопасности, который осуществлял свой надзор даже за членами правительства, не исключая и самого дожа. Осужденные «Советом десяти» заключались в «свинцовые тюрьмы» или бесследно исчезали. В Генуе в XIII в. у власти стояла олигархия. Но позже пополаны, включавшие среднее купечество и ремесленную верхушку, добились участия в управлении. С 1339 г. во главе исполнительной власти стоял пожизненно избираемый дож, опиравшийся главным образом на городской патрициат.

По-иному протекала политическая борьба в Милане. Здесь пополаны объединились с мелкими и средними дворянами. Но в созданной ими коммуне преобладание получили дворянские элементы. В конце XII в. цехи организовали свой особый совет в противовес старой консульской коммуне. Исполнительная власть перешла к подеста, на должность которого избирались представители дворянско-пополанского семейства делла Торре. С середины XIII в. они правили в чине наследственного капитана.

Положение крестьянства в XII—XIV вв. В результате бурного развития ремесла и торговли и широкого распространения товарно-денежных отношений в Северной и Средней Италии рано началась ликвидация крепостной зависимости. В XI в. почти исчезла барская запашка. Феодалы сдавали землю в аренду или продава-

ли денежным людям. В XII—XIII вв. в Северной и Средней Италии повсеместно происходило освобождение крестьян от личной зависимости, чему способствовала политика городских коммун, нередко в законодательном порядке объявлявших о ликвидации крепостничества. В 1256 г. был издан «Райский акт» в Болонье, согласно которому городские власти выкупали из крепостной зависимости всех крестьян в городской округе. В 1289 г. подобным образом было упразднено крепостное право во Флоренции. Эта политика коммун ослабляла позиции феодалов в контадо, увеличивала количество населения, способного платить налоги и нести военную службу, улучшала снабжение города продуктами и, наконец, обеспечивала городских предпринимателей свободной рабочей силой. Освободившиеся крестьяне были большей частью лишены земельных наделов, так как не имели возможности их выкупить. Земля оставалась собственностью феодалов. Таким образом, освобождение крестьян хотя и было само по себе прогрессивным явлением, не привело к повышению уровня их жизни. Наоборот, эксплуатация усиливалась.

Подавляющая часть крестьян превратилась в наследственных арендаторов на условиях уплаты 1/4—1/3 урожая. В Тоскане преобладала аренда типа испольщины. Испольщики обычно получали от земельного собственника инвентарь, рабочий скот и семена. До истечения срока аренды крестьянин не мог оставить участок под угрозой тяжелого наказания — уплаты большого штрафа и насильственного возвращения на прежнее место. В лучшем положении были зажиточные крестьяне, добившиеся более выгодных условий аренды с уплатой фиксированного чинша и свободным распоряжением арендуемым участком. Многие обедневшие крестьяне становились сельскими батраками или уходили на заработки в город.

Сельские коммуны. В Северной и Средней Италии в лангобард-ское время существовала общинная организация. В IX—XI вв. община из свободной превратилась в зависимую. В ходе борьбы с сеньорами крестьяне восстанавливали общинное самоуправление. Города нередко помогали им в этом, лишая феодалов юрисдикции над крестьянами и некоторых сеньориальных поборов. В XII—XIV вв. многие сельские общины превратились в коммуны. Но большинство сельских коммун образовалось в это время заново. Они, как и городские коммуны, избирали консулов и создавали свой административно-финансовый аппарат, издавали законодательные постановления — статуты, регулировавшие взаимоотношения в коммуне. Община владела угодьями общего пользования, а в некоторых случаях и пахотной землей. Возникали федерации сельских коммун, включавшие иногда по нескольку десятков сел. Но обычно сельские коммуны оставались под верховной властью сеньора или города. В XIV в. города начали наступать на права сельских коммун, ограничивая их самоуправление и подчиняя своим должностным лицам.

Город господствовал над деревней не только экономически, но и политически. Городские магистраты облагали крестьян налогами, устанавливали низкие цены на сельскохозяйственные продукты. Крестьян принуждали продавать все излишки зерна и покупать городские товары. Вводился принудительный ассортимент земледельческих культур, которые должны были возделывать крестьяне в контадо.

Восстание Дольчино. В Северо-Западной Италии — Пьемонте, Монферрато и Савойе — сохранялись старые формы феодальной зависимости. Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось усилением эксплуатации крестьян земельными собственниками, церковью и городскими властями, что привело к массовым крестьянским восстаниям.

В 1305—1307 гг. вспыхнуло восстание в области Верчелли, подготовленное сектой «Апостольских братьев», которую основал бывший крестьянин, монах Сегарелли. За свои антицерковные проповеди Сегарелли был осужден епископом и сожжен на костре (1300 г.). Его преемником стал бывший францисканский монах Дольчино, под руководством которого апостолики перешли к открытой борьбе против церкви и феодалов. Их целью было установление «царства равенства и справедливости». Укрепившись в горах в районе Верчелли, апостолики готовились к решающей битве с феодалами. К ним отовсюду стекались подкрепления. Посланное против апостоликов войско местных феодалов потерпело поражение. Тогда папа по просьбе верчелльского епископа объявил крестовый поход против «Апостольских братьев». Дольчино пришлось увести свой отряд дальше в горы к границам Савойи. В ряды восставших вступали не только местные крестьяне, но и пришедшие на помощь апостоликам бедняки из других областей Италии, а также из Швейцарии и Австрии. Крестоносцы окружили лагерь восставших, но Дольчино с большим искусством вывел свой отряд по горным тропам и обосновался на малодоступной горе Цебелло. Попытки крестоносцев взять штурмом цитадель восставших терпели неудачу. Тогда они подвергли ее голодной блокаде, выселив всех жителей окрестных деревень. В марте 1307 г. после трехдневного штурма большая часть апостоликов была перебита и крестоносцы овладели горой Цебелло, захватив в плен оставшихся в живых, среди которых был и Дольчино. Пленные были подвергнуты мучительной казни, Дольчино четвертован.

Восстание Дольчино было первой крестьянской войной в Западной Европе в XIV—XVI вв.

В 1382—1387 гг. в Северо-Западной Италии вспыхнуло новое крестьянское восстание, охватившее область Савойи, где еще господствовало крепостничество. Восставшие, которых прозвали ту-кинами (видимо, от лозунга — «тукин» — «все, как один»), создали большое войско и успешно осаждали феодальные замки. Они сжигали поместья, захватывали господское имущество. Туки-

ны требовали ликвидации крепостничества и сеньориальной власти. Савойский герцог, ведя борьбу против своих противников, пошел на уступки крестьянам. Согласно изданному им указу крестьянам ряда деревень было дано право свободно вступать в браки и передавать по наследству свое имущество; сокращалась барщина, отменялось произвольное обложение крестьян. Но крестьяне как подданные герцога обязаны были платить ему

налоги.

Папская область. Римская республика Кола ди Риенцо. К

концу XII в. папство, ликвидировав зависимость от императорской власти, стало еще настойчивее, чем прежде, заявлять притязания на мировое господство. Иннокентий III (см. гл. 24) значительно укрепил свою власть над Папской областью и возвратил присвоенные феодалами земли курии. В последующее столетие Папская область была значительно расширена за счет присоединения независимых ранее городов-государств Болоньи, Фер-рари, Урбино, Риминьи, Перуджи. По уровню экономического развития Папская область отставала от Ломбардии и Тосканы. В XIII—XIV вв. здесь еще безраздельно господствовали феодально-крепостнические отношения. Основная масса крестьян оставалась в крепостной зависимости. Города находились во власти феодалов. В Риме и его округе постоянно вспыхивали феодальные смуты. Соперничавшие семейства баронов пытались захватить владения друг друга и подчинить своему влиянию папский престол.

В начале XIV в. в связи с укреплением в Западной Европе централизованных государств в истории папства наступил резкий поворот. Последний из плеяды пап, претендовавших на теократическую власть, — Бонифаций VIII — потерпел поражение в столкновении с французским королем Филиппом IV, и в 1309 г. папская резиденция была перенесена из Рима в Авиньон. На долгие десятилетия папство попало под контроль французской монархии. Это коренным образом изменило обстановку в Риме и области. В Риме хозяином положения стала коммуна, которую поддерживала папская курия, надеясь с ее помощью обуздать своеволие баронов. Коммуна приняла решительные меры против феодальной знати, выселив ее из города и срыв замки. Но в 1347 г. бароны вернулись и начали восстанавливать свои прежние привилегии. Тогда пополаны подняли восстание, во главе которого встал Кола ди Риенцо. Сын римского трактирщика и прачки, он был высокообразованным человеком и пламенным оратором, пользовался среди населения Рима огромным влиянием. В его мировоззрении причудливо сочетались традиции величия Древнего Рима с христианско-еретическим представлением о наступлении царства справедливости. В своих выступлениях перед народом Кола ди Риенцо обличал произвол феодальной знати и призывал к созданию свободной Римской республики, которая могла бы объединить вокруг себя всю Италию. 20 мая 1347 г. восставшие

захватили правительственную резиденцию на Капитолии, сенаторы бежали из города и власть перешла в руки Кола ди Риенцо, который провозгласил себя «'.рибуном свободы», а Рим — республикой. Тем самым папская курия лишалась власти над городом. Авиньонский папа объявил Риенцо еретиком и узурпатором.

За время недолгого пребывания у власти Кола ди Риенцо осуществил ряд прогрессивных мероприятий: была проведена реформа налогообложения, городские доходы использовались для налаживания городского хозяйства, вводилась единая система мер и веса, была выпущена новая монета. Все бароны обязаны были присягнуть на верность республике и передать в ее распоряжение свои крепости, отменялась присяга населения сеньорам. Кола ди Риенцо призывал все города Италии сплотиться вокруг Рима и создать единую «Священную Римскую республику». Но это не нашло отклика среди итальянских городов, дороживших больше всего своей независимостью.

Единоличное правление «трибуна свободы» вызывало недовольство. Он потерял доверие среди широких кругов горожан, что дало возможность знати совершить в конце 1347 г. контрпереворот. Кола ди Риенцо бежал из Рима. Позже он объявился при дворе императора Карла IV, надеясь заручиться его поддержкой в воссоздании теперь уже Римской империи, но был выдан авиньонскому папе и приговорен им к смертной казни. Однако внезапная смерть папы спасла ему жизнь, а вновь избранный папа Иннокентий VI даже направил его в Рим в качестве своего эмиссара. В 1354 г. Кола ди Риенцо вновь оказался во главе Римской республики, но правил недолго. Его попытка собрать налог для содержания наемного войска вызвала восстание в городе, во время которого он погиб. Таким образом, в Риме так и не утвердилась республика. Это объяснялось слабостью римских пополанов и особым положением города как столицы папства.

В 1378 г. после семидесятилетнего «пленения» в Авиньоне папа вернулся в Рим. Но вернуть свое прежнее могущество курия оказалась не в состоянии из-за «великого раскола», потрясавшего в течение сорокалетия верхи католической иерархии. К концу XV в. папа восстановил свое господство в Средней Италии. В это время папская курия уже отказалась от притязаний на теократическую власть над всем западным миром и заботилась только об упрочении власти над своим светским государством — Папской областью.

Южная Италия в XI—XIII вв. По характеру экономического и политического развития Южная Италия и Сицилия, как и прежде резко отличались от северных областей страны. Феодально-крепостнические порядки, оформившиеся здесь сравнительно поздно, продолжали безраздельно господствовать, в то время как на севере Италии они уступили место более прогрессивным формам хозяйства. Значительная часть крестьян превратилась в крепостных,

которых можно было продавать и покупать вместе с землей. Однако крупное барское хозяйство здесь отсутствовало. Основной формой ренты был оброк продуктами, барщина занимала незначительное место. Кроме поземельных и личных повинностей, крепостные облагались государственными налогами, а также вносили церковную десятину. В Южной Италии и Сицилии сохранился слой полусвободных и свободных крестьян, объединенных в общины, которые в долгой и упорной борьбе отстояли свою свободу и общинное самоуправление. Свободными оставались также крестьяне, возделывавшие на договорных началах пустующие земли.

Города в Южной Италии были сравнительно слабы в экономическом отношении и не добились полной политической самостоятельности. Они попали под управление королевских служащих, а доходы от ремесла и торговли поступали в королевскую казну. Только некоторые крупные города сохранили и при норманнских королях значительные вольности (Амальфи, Гаэта, Неаполь).

В первой половине XI в. в Южной Италии обосновались норманны. К концу столетия они под предводительством герцога Роберта Гвискара отвоевали у Византии весь юг, а также захватили лангобардские герцогства Беневент и Сполето. В то же время ими была завоевана у арабов Сицилия. Норманнский герцог Рожер II, владевший всем югом Италии и Сицилией, получил от папы титул короля (ИЗО—1154). Формально он и его преемники считались вассалами папской курии, но фактически Сицилийское королевство являлось совершенно суверенным. В XII—XIII вв. оно превратилось в сильнейшее государство в бассейне Средиземноморья. Здесь раньше, чем в других странах Западной Европы, было создано централизованное бюрократическое управление. Все население страны находилось под юрисдикцией королевской власти и выполняло государственные повинности. Высшая судеб-но-административная власть была сосредоточена в руках короля и его юстицария. Король опирался на мелкое дворянство и церковь, которая была поставлена в полную зависимость от государства. Он получал большие доходы за счет домениального хозяйства и обложения населения прямыми и косвенными налогами.

В конце XII в. престол в Сицилийском королевстве перешел в результате династического брака к Штауфенам. Это привело к временному ослаблению позиций королевской власти. Против Генриха VI Штауфена (1190—1197) поднялась «национально-норманнская» оппозиция, возглавляемая представителем норманнской династии Танкредом. Императору так и не удалось упрочить свою власть в Южной Италии. А при малолетнем наследнике престола Фридрихе II фактически господином в Сицилийском королевстве стал папа Иннокентий III, опекавший короля.

Достигший совершеннолетия Фридрих II (1212—1250) попытался укрепить власть над Сицилийским королевством и превра-

тить его в плацдарм для подчинения всей Италии. В 1231 г. он издал «Мельфийские конституции» — сборник законов, которые устанавливали единую административную систему в королевстве и лишали феодалов и города их политической самостоятельности. Были срыты феодальные замки. У баронов отнимались права сеньориальной юрисдикции и свободного распоряжения ленами;

им даже запрещалось носить оружие. Епископат был полностью подчинен королевской власти. Ограничивалось церковное землевладение. В городах отменялись выборные должности. Судебно-административный аппарат комплектовался из горожан и дворян. Создавалось наемное войско из сарацин и рыцарей. Был построен большой флот. Для увеличения доходов казны вводились прямой поземельный налог и ряд косвенных налогов. Устанавливалась государственная монополия на торговлю солью, металлами, шелком и зерном.

Усиление налогового гнета приводило к обнищанию населения и препятствовало развитию экономики в Южной Италии и Сицилии.

Крушение Штауфенов. Анжуйская династия. Упрочив власть над Сицилийским королевством, Фридрих II попытался подчинить богатые ломбардские города. Но эти планы, повторявшие замыслы Барбароссы, неизбежно были обречены на провал. Ломбардские коммуны к тому времени еще более окрепли и готовы были решительно защищать свою независимость. В 1226 г. они восстановили Ломбардскую лигу, к которой снова примкнул папа, боровшийся против всяких попыток императоров укрепить свою власть над Италией.

Хотя Фридрих II добился временных успехов в войне с лигой, города не складывали оружия, а готовы были до конца защищать «свободу Ломбардии». Папа тоже был бескомпромиссен, пустив в ход весь свой еще весьма значительный политический и моральный авторитет. Фридрих II был отлучен от церкви Лионским собором и лишен всех почестей и званий. Он умер в 1250 г., в разгар безуспешной войны с лигой. Недолго удержались в Сицилийском королевстве и его преемники — Манфред и Конрадин. В 1268 г. Южная Италия и Сицилия были завоеваны Карлом Ан-жуйским.

Господство французов принесло населению еще большие бедствия. Земли раздавались пришлым феодалам, которые заводили здесь свои порядки. Усиливались эксплуатация и феодальный произвол. Чтобы добыть средства для проводимой им широкой завоевательной политики, Карл Анжуйский увеличивал налоги, выпускал неполноценную монету.

«Сицилийская вечерня». Налоговый гнет и произвол французов вызвали стихийные народные волнения. 31 марта 1282 г. вспыхнуло восстание в Палермо, поводом для которого послужили оскорбления, нанесенные французскими солдатами местным женщинам. Как повествует хроника, горожане Палермо с

криками «Смерть французам!» набросились на французский гарнизон и полностью его истребили. Восстание распространилось по всему острову. Позже появилось предание, что общее восстание началось по заранее условленному колокольному звону к вечерне («Сицилийская вечерня»). Карл Анжуйский осадил Мессину, но город выстоял и не сдался французам. Сицилийская знать обратилась за помощью к арагонскому королю Педро. В результате длительной войны между Арагоном и французами в Сицилии в 1302 г. утвердилась Арагонская династия, а юг Италии — Неаполитанское королевство — остался под господством Анжуйской династии.

В последующий период Южная Италия вступила в полосу экономического упадка. Свертывались местное ремесленное производство и торговля. В городах хозяйничали купцы и ростовщики из богатых тосканских и североитальянских городов. Давая ссуды королям, они добивались широких торговых и финансовых привилегий: права чеканить монету, откупа налогов, вывоза на льготных условиях зерна, добычи руд. Существовавшая ранее централизация государственного управления была нарушена. Анжуйские короли шли на уступки феодальной знати и восстанавливали ее прежние привилегии. Крестьянство было повсеместно закрепощено и подвергалось жестокой эксплуатации.

В 1442 г. Южная Италия перешла под власть правившей в Сицилии Арагонской династии. На многие столетия в Неаполитанском королевстве, включавшем юг Италии и Сицилию, установилось испанское владычество.

Зарождение капиталистических отношений в итальянских республиках. Высокий уровень развития ремесленного производства, широкое распространение товарно-денежных отношений, ликвидация крепостной зависимости создали условия для раннего зарождения капитализма в городах Центральной и Северной Италии. Этому благоприятствовала сложившаяся в городах-государствах политическая обстановка, здесь власть принадлежала верхушке «жирных» пополанов или купеческо-ростовщической аристократии.

Существовавшая в городах цеховая организация ремесла не могла служить преградой для развития капиталистических форм производства. Старшие цехи, объединявшие предпринимателей, торговцев и банкиров, подчиняли себе экономически и политически младшие цехи, подвергая эксплуатации не организованных в цехи работников и мелких цеховых ремесленников.

Раньше всего крупные мастерские мануфактурного типа появились в сукноделии Флоренции, Сиены, Лукки, Милана, Бв-лоньи. К середине XIV в. во Флоренции насчитывалось около 300 относительно крупных предприятий, которые вырабатывали примерно 80 тыс. кусков сукна в год. В сукноделии здесь было занято более 30 тыс. человек. Каждый рабочий выполнял отдельную производственную операцию, что само по себе увеличивало

производительность его труда. Наиболее распространенной формой производства была комбинированная мануфактура: часть производственных операций — обработка сырья, пряжа — выполнялась ремесленниками на дому, остальные — ткачество, набивка, окраска — в мастерских.

В XV в. во Флоренции и в других городах началось бурное развитие шелкоткацкой промышленности, работавшей преимущественно на экспорт, в которую тоже проникали капиталистические отношения. Крупные мануфактурные предприятия появились также в судостроении Венеции и Генуи. Но в целом в экономике итальянских городов мануфактура представляла собой спорадическое явление и не нарушала общего феодального характера экономики. Она не могла привести к росту хозяйственных связей в стране и созданию единого рынка. Производство по-прежнему ориентировалось на далекие рынки. Отдельные города-государства продолжали соперничать из-за господства на морях и торговых путях.

Борьба наемных рабочих. Восстание чомпи. Наемные рабочие и мелкие ремесленники подвергались жестокой эксплуатации со стороны мануфактуристов-предпринимателей. Низкая заработная плата, длинный рабочий день (14—16 часов), произвол хозяев, имевших право штрафовать, наказывать, заключать в тюрьму и подвергать пыткам, — таков был удел наемных рабочих раннека-питалистической мануфактуры. За их работой и поведением постоянно следили надсмотрщики хозяина — «чужеземные чиновники» (приглашенные из другого города).

Рабочие вели борьбу с эксплуататорами. Уже в 1345 г. во Флоренции вспыхнуло волнение чесальщиков шерсти и других рабочих. В ответ на арест их руководителя Брандини рабочие покинули мастерские и двинулись к городской синьории, требуя освободить своего вожака. Выступление было жестоко подавлено, а Брандини повешен. В 1371 г. восстали наемные рабочие в Сиене и Перудже.

Самое крупное восстание предпролетариата произошло в 1378 г. во Флоренции. В это время республика переживала большие трудности в связи с затяжной войной с папской курией. Недовольные чомпи — так называли чесальщиков шерсти и других наемных рабочих, а также мелкие ремесленники потребовали упразднения должности «чужеземного чиновника», повышения на 50% заработной платы и создания цеха чомпи. Власти арестовали вожаков движения. Это вызвало массовое восстание чомпи. 20 июня 1378 г. огромная толпа восставших по колокольному набату окружила дворец синьории и добилась освобождения арестованных. Потом чомпи сожгли дворец цеха «Лана» и дома многих богачей. Они захватили знамя главы республики — «гонфеланьора справедливости» — и потребовали создания нового правительства. Вскоре такое правительство было сформировано. В него вошли три представителя от чомпи, три от младших цехов

и три от старших цехов. Главой республики был избран Микеле ди Ландо — надсмотрщик, в прошлом чесальщик шерсти. (В дальнейшем ходе борьбы он сыграл предательскую роль.) Было создано три новых цеха — один для чомпи и два для мелких ремесленников.

«Жирные» пополаны прибегли к экономическому нажиму, закрыли мастерские. В город была прекращена доставка хлеба. Сторонники «жирных» в правительстве саботировали всякие попытки нормализовать положение и ликвидировать создавшийся кризис. Тогда чомпи решили создать свое собственное правительство, получившее название «Восемь святых божьего народа». Они потребовали, чтобы без их санкции не проводилось в жизнь «никакое решение, касающееся государственных дел». Когда представители чомпи явились с этим требованием в правительственный дворец, Микеле ди Ландо набросился на них с кинжалом и нанес ранения. Двое из чомпи были арестованы. К этому времени «жирные» мобилизовали силы для разгрома чомпи и привлекли на свою сторону мелких ремесленников.

Ландо собрал на площади синьории ополчения цехов. Чомпи оказались в одиночестве. В завязавшемся бою они потерпели жестокое поражение. Победившие «жирные» пополаны изгнали представителей чомпи из правительства и распустили их цех, запретив им создавать впредь какие-либо организации. В 1382 г. были ликвидированы и два других цеха, созданных во время восстания для мелких ремесленников.

Тирания в итальянских городах-государствах. Обострение классовой борьбы и внутриполитических противоречий в итальянских городах-государствах привело к кризису республиканского устройства и к замене его единоличной властью синьоров, или тиранов. Одной из предпосылок установления тирании было поражение народных восстаний и ослабление демократических сил в городах. Переход к тирании (синьории) был связан также с начавшимся процессом местной экономической и политической централизации в раздробленной Италии. Непрекращавшаяся борьба за власть между отдельными группировками городской аристократии создавала преграды на пути развития городской экономики и нарушала связи между городом и его округой. В интересах господствующей верхушки было установление сильной единоличной власти, способной подавить сопротивление низов и создать нормальные условия для торговой и предпринимательской деятельности. В такой власти нуждались и оттесненные от управления в коммуне средние и мелкие феодалы контадо.

Раньше всего тирания сложилась в городах-государствах Северной Италии. Здесь тиранами становились более удачливые подеста. Именно так установилась тирания в Павии, Ферраре, Ве-роне, Пьяченце, Падуе, Мантуе, Милане. В других случаях власть переходила в руки банкирских семейств. Тираны постепенно узурпировали государственную власть, превращаясь в пожизненных,

а затем и наследственных диктаторов. При этом республиканские учреждения некоторое время формально сохранялись, но выполняли волю тиранов.

Характерна в этом отношении история тирании во Флоренции, где власть захватило семейство банкиров Медичи. При Козимо Медичи (1434—1468) Флоренция формально продолжала считаться республикой, хотя все нити управления сосредоточивались уже в его руках. Для снискания популярности в народе Медичи выдавали себя защитниками интересов простых людей и обрушивались репрессиями на своих богатых соперников, доводя их до разорения. За счет этого уменьшалось налоговое бремя на мелких собственников.

Наибольшую известность получил внук Козимо — Лоренцо Великолепный (1469—1492), прозванный так за тонкий ум, поэтический талант и внешний блеск правления. Это был некоронованный монарх. Он не жалел средств для устройства пышных карнавалов с бесплатными зрелищами и раздачами. Зато всякие попытки возмущения жестоко наказывались. Лоренцо предал разграблению зависимые от Флоренции города Порто и Вольтер-ру, когда в них вспыхнули народные волнения. Позже Медичи правили с титулом «великих герцогов» вплоть до XVIII в.

Тирания укрепилась и во многих других городах-государствах, а также в отдельных областях Северной и Средней Италии. В Милане уже в XIII в. стали править феодальные династии, в первой половине XV в. власть захватили тираны из семейства Висконти, а с 1450 г. — Сфорцы. Миланское герцогство подчинило ряд соседних синьорий и превратилось в крупное государство. В Северной Италии сохранялись только две олигархические республики — Венеция и Генуя. Венеция подчинила на Апеннинском полуострове значительные территории и являлась по тем временам крупнейшей морской колониальной державой. В Тоскане господствующее положение занимала Флоренция. Большая часть Средней Италии входила в состав Папской области. Юг Италии и Сицилия принадлежали правившей в Неаполитанском королевстве Арагонской династии.

В целом в Италии установилось на время относительное политическое равновесие.

ГЛАВА 16 ПИРЕНЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В VIII—XV вв.

Испания под арабским господством. В 711—714 гг. Пиренейский полуостров был завоеван арабами (маврами). Только небольшая горная область Астурия на севере страны сохраняла независимость. Испания на столетия попала под арабское владычество, которое оказало большое влияние на ее последующее историческое развитие. Хотя население подвергалось жестокому гнету и религиозным притеснениям со стороны пришельцев-мусульман,

тем не менее экономика и культура переживали значительный подъем. С Востока в Испанию проникли новые культуры земледелия и садоводства — рис, сахарный тростник, гранатовое дерево, пальма, шелковица. Была создана система оросительных каналов, интенсифицировалось земледелие, развивалось скотоводческое хозяйство. Наблюдался значительный прогресс в ремесле — добыче и обработке металлов, керамике, выделке тканей и кожаных изделий. В городе Толедо уже в Х в. начали производить бумагу. Большой подъем переживали города. Столица арабского государства Кордова была крупнейшим торгово-ремесленным и культурным центром не только Испании, но и всей Западной Европы. Арабские города в Испании вели оживленную торговлю со странами Средиземного моря. Арабская культура оказала значительное влияние на Западную Европу. На латинский язык с арабского были переведены труды не только арабских, но и древнегреческих ученых. В арабских университетах обучались выходцы из западноевропейских стран. До сих пор в Испании сохранились замечательные памятники арабского зодчества — дворцы Алькасар и Альгамбра.

Кордовский эмират с 756 г. стал независимым арабским государством. Здесь правили эмиры из династии Омейядов. С 929 г. эмир Абдерахман III стал именоваться халифом.

Реконкиста. Многовековое господство мусульман-арабов и мавров над христианским населением полуострова не привело к единоверию и этнической ассимиляции. Часть населения усвоила язык и обычаи арабов (мосарабы), некоторые выходцы из христиан, особенно из высших слоев, приняли ислам (ренегадос — вероотступники). Относительная веротерпимость арабов часто сменялась мусульманским фанатизмом, что вызывало массовые стихийные восстания христианского населения.

Отвоевание (по-испански «реконкиста») захваченных арабами земель началось уже в первой половине VIII в. Очагами реконкисты были христианские государства на севере полуострова — Астурия, Галисия, Баскония и Испанская марка на востоке. Успехи реконкисты были обусловлены ее массовым всенародным характером. В стране, особенно в больших городах (Толедо), не прекращались антиарабские восстания. В то же время среди арабской знати происходили постоянные распри.

В начале Х в. на северо-западе в результате расширения Асту-рии образовалось королевство Леон. В 923 г. в его составе оформилось графство Кастилия, которое превратилось в 1137 г. в самостоятельное королевство. Эти два королевства иногда объединялись для совместной борьбы с маврами. В 1230 г. произошло окончательное объединение Леона с Кастилией в единое королевство.

В области Басконии в IX в. возникло графство Наварра, превратившееся в начале Х в. в коррлевство. На востоке полуострова в области Каталонии образовалось графство Барселонское, а севернее его по реке Арагон в IX в. возникло графство Арагон, входившее первое время в состав королевства Наварра. В 1035 г. Ара—272

Пиренейские государства в XI—XV вв.

гон стал самостоятельным королевством со столицей в Сарагоссе и даже подчинил на время Наварру. В 1137 г. с Арагонским коро-левстом объединилась Каталония. Так на юго-востоке и на северо-западе полуострова образовались крупные христианские государства. На западе Пиренеи в конце XI в. образовалось графство Португалия, входившее в состав королевства Леон, а с 1139 г. ставшее самостоятельным королевством. Формально португальский король признавал себя вассалом папы, но в стране обладал полным суверенитетом.

Большую победу на реке Тахо в 1085 г. одержали над арабами кастильцы, овладев древней столицей Толедо. Мусульманские правители обратились за помощью к североафриканским берберам-альморавидам. Наступление христиан повсюду было приостановлено. В середине XII в. на смену альморавидам из Мавритании пришли новые завоеватели — альмохады, пытавшиеся объединить разрозненные арабские эмираты и приостановить натиск христиан. Но созданное ими государство вскоре распалось. В начале XIII в. реконкиста развернулась с новой силой. В 1212 г. объединенные силы Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры нанесли маврам решающее поражение при Лас-Навас де-Толоса. Продолжая теснить арабов, кастильцы захватили в 1236 г. Кордову, и в 1248 г. Севилью, а арагонцы завладели Балеарскими островами и Валенсией. В 1262 г. кастильцы отвоевали Кадис и вышли на Ат-

лантическое побережье. Теперь мавры удерживали только Гранадский эмират на юге страны.

Исход реконкисты надолго определил социально-экономическое и политическое развитие пиренейских государств. Основные выгоды получила феодальная знать, создавшая на отвоеванной территории крупные владения. Много земли приобрела католическая церковь, пользовавшаяся огромным влиянием во времена реконкисты. Появившиеся тогда духовно-рыцарские ордена — Сант-Яго, Алькантара, Калатрава — стали богатейшими землевладельцами. Укрепило свои позиции многочисленное рыцарство, составлявшее основное ядро крестоносного воинства против мусульман. Героическая борьба испанского народа против чужеземных завоевателей-арабов воспета в эпической поэме о Сиде — кастильском дворянине, организаторе победоносных походов против мавров. Решающую роль в реконкисте сыграли широкие народные массы — крестьяне и горожане. Крестьянство Кастилии и Португалии, отвоевывавшее шаг за шагом земли у мавров, добилось личной свободы и общинного самоуправления. Города завоевали большие коммунальные вольности.

История каждого из пиренейских государств, созданных в ходе реконкисты, характеризовалась специфическими особенностями.

Кастилия. Это было самое крупное государство, занимавшее 3/^ территории полуострова. Кастилия («страна замков») играла ведущую роль в войнах с маврами.

На отвоеванной земле сложились крупные владения церкви, духовно-рыцарских орденов и светских феодалов, что обеспечило политическое влияние церковной и светской знати. Вместе с тем в Кастилии было множество рыцарей — идальго, отличавшихся особой воинственностью. Крестьянство в северных областях страны (Старой Кастилии) было в поземельной и личной зависимости. Крестьяне-сервы находились в полной собственности феодалов:

покупались и продавались с землей и без земли, были лишены права перехода, не могли свободно вступать в брак. Они выполняли ненормированную барщину и облагались подушным побором, даже если не держали землю от своего господина. Зависимые крестьяне выполняли преимущественно поземельные повинности и пользовались правом перехода. Отказавшись от надела, крестьянин мог переселиться в другое место, сохраняя за собой все движимое имущество. Зависимые крестьяне облагались подушной податью и другими государственными налогами.

В результате развития товарно-денежных отношений и усилившегося сопротивления крестьян в XIII—XIV вв. крепостная зависимость в Кастилии почти повсеместно была ликвидирована. Однако кастильские крестьяне (соларьегос) оставались в поземельной зависимости от феодалов и несли возраставшие поземельные повинности. Сохранялась судебная власть сеньоров над крестьянами. Феодал мог, по свидетельству источника, «заключать крестьян в темницу и держать, словно пленников, без воды и пищи».

В Новой Кастилии крепостного права не было. Во многих местах существовали свободные общины — бегетрии, которые имели право избирать себе сеньоров и менять их. Однако сеньориальная зависимость являлась отнюдь не символической. Крестьяне, кроме разных государственных повинностей, были обременены денежными и натуральными поборами в пользу сеньоров. Сеньоры увеличивали эти поборы и стремились превратить свое «покровительство» в наследственную власть над крестьянами. Бегетрии добивались королевских грамот, запрещавших подвергать их новым незаконным поборам.

Огромные пространства Эстрамадуры и Андалусии, малопригодные для хлебопашества, были захвачены грандами и духовно-рыцарскими орденами и закреплены за ними королевскими грамотами. Здесь в 1273 г. был основан союз дворян-овцеводов — Места, — получивший от короля большие привилегии — право перегонять стада овец по любой территории, в том числе и по крестьянским полям. Места имела собственную администрацию, суд и финансы.

Большим влиянием в Кастилии пользовались города. В ходе реконкисты страна покрылась многочисленными крепостями, ставшими поселениями городского типа. Население здесь занималось наряду с земледелием торговлей и ремеслом. Значительную прослойку городского населения составляли мудёхары (мавры), пользовавшиеся правовой защитой короля. Это были искусные ремесленники и торговцы. Городское право (фуэро) и ремесленные статуты кастильских городов свидетельствуют о значительном развитии в XIII—XIV вв. разных отраслей ремесла — производства шелковых, бумажных и шерстяных тканей, изделий из кожи, кузнечных и ювелирных изделий, оружия. В XII в. появились ремесленные цехи. Крупными ремесленными и торговыми центрами являлись города — Севилья, Сантьяго, Толедо, Сеговия, Медина дель Кампо. Кроме оживленной внутренней торговли, кастильские города были связаны со многими иностранными рынками. Ведущее положение занимала Севилья, где два раза в год собирались ярмарки, на которые приезжали не только испанские, но и чужеземные купцы.

Кастильские города добились самоуправления и разных привилегий, зафиксированных в их городском праве. Города имели свое ополчение, состоящее из пехоты и конницы. Высший слой горожан составляли городские кабальерос — рыцари. Для совместных действий против мавров, а затем и против собственных феодалов города заключали военные союзы — эрмандады. Королевская власть в борьбе со знатью нередко обращалась за помощью к эрмандадам.

Арагон. В ходе реконкисты земельная собственность в Арагоне и Каталонии была сосредоточена в руках феодальной знати — светской и духовной. Высшее положение занимали рикос омбрес (богатые люди), имевшие огромные наследственные и полученные

от короля владения. Королевская власть всецело зависела от этих знатных семейств, обладавших правом оказывать сопротивление королю и избиравших из своей среды «Великого судью», который принимал от короля присягу о соблюдении привилегий знати. Ниже следовали кабальерос — вассалы рикос омбрес. Третью ступень занимали инфасоны — мелкие вассалы.

Крестьяне в Арагоне находились в личной и поземельной зависимости. В XIII в. рядом государственных актов крестьяне были лишены всяких прав и поставлены в полную зависимость от феодалов. В таком же положении находились крестьяне и в Каталонии, присоединенной к Арагону в 1137 г. В XII в. подавляющая часть каталонских крестьян составляла категорию «выкупных» (ременса), которые имели право выкупить свою личную свободу.

По характеру экономического развития отдельные области Арагонского королевства резко различались. Наиболее отсталым был Арагон. Города здесь не достигли такого расцвета, как в других районах Испании. Только в Сарагоссе и немногих других городах производились товары для местного рынка — сукна, кожевенные изделия. В горах Бенески добывалось серебро. Из Арагона в другие страны вывозили по реке Эбро зерно.

В приморских городах Каталонии процветали ремесла и шла оживленная внутренняя и внешняя торговля. На первом месте стояла Барселона. Барселонские ремесленники, объединенные с начала XIII в. в цехи, производили металлические предметы, хлопчатобумажные, шерстяные, льняные и шелковые ткани, стекло, бочки и другие изделия. Барселонский порт был открыт для судов всех стран. Сюда прибывали корабли из Византии, Генуи, Франции, Египта, привозя восточные пряности и благовония и покупая местные товары. Каталонские купцы имели своих торговых консулов во многих заграничных городах. Они раньше итальянцев проникли во Фландрию, где уже в 1389 г. открыли свою торговую биржу в городе Брюгге. Постоянные торговые связи поддерживались с немецкими городами, в частности с Нюрнбергом. В XIII в. в Барселоне были разработаны морские законы, положившие начало международному морскому праву.

Валенсия, присоединенная к Арагонскому королевству в 1238 г. славилась высокой культурой земледелия на основе искусственного орошения. В ее городах, и прежде всего в Валенсии, развивались ремесла, в которых в большинстве случаев были заняты ремесленники мудехары. Валенсия соперничала с Барселоной в морской торговле. Ее купцы вели крупные торговые операции в чужих странах. Здесь впервые в Европе зародились вексельные сделки.

В XIV в. Арагонское королевство подчинило полностью Бале-арские острова, Сардинию и Сицилию. В 1442 г. оно завладело Неаполитанским королевством. Ему принадлежал также французский город Русильон.

Португалия. Страна получила свое название от города Портуш (Порту), являвшегося первоначально столицей португальского

графства. Реконкиста завершилась в Португалии к середине XIII в. отвоеванием у мавров Альгарви, расположенной у побережья Кадисского залива. К этому времени в основных чертах завершилось формирование португальской народности.

Аграрные отношения сложились в Португалии в такой же форме, как и в Кастилии. Кроме короля, крупными земельными собственниками были гранды и прелаты.. Много земли принадлежало духовно-рыцарским орденам — Ависскому, Калатрава и др. Крестьяне до окончания реконкисты пользовались личной свободой, выполняя только налоговые и поземельные повинности. Но в Х-XII вв. большинство крестьян на севере страны попало в крепостную зависимость. Там сложились крупные сеньории с барщинным трудом. На юге Португалии крестьянство сохранило личную свободу и общинное землевладение. Свободные общины пользовались особыми правами, подтвержденными королевскими грамотами — фориаш, аналогичными кастильским фуэрос.

Выгодное географическое положение на побережье Атлантики способствовало расцвету португальских городов. Первое место среди них занимал Лиссабон, ставший с середины XIII в. столицей Португалии. Город превратился в один из крупнейших центров европейской торговли. Его купцы посещали Лондон, Брюгге и многие другие города на севере и востоке Европы. В Лиссабоне, Порту, Брага, Лагуше развивалось ремесленное производство. Политика веротерпимости к мусульманам и евреям благоприятствовала развитию городской экономики. Королевская власть, ведя борьбу с могущественной светской и церковной знатью, находила опору в городах и низшем дворянстве. Это позволило ей сокрушить магнатов и укрепить государственное единство. В то же время она покровительствовала городам и способствовала развитию торговли и торговой экспансии португальских городов.

В результате развития товарно-денежных отношений в XIV в. исчезла крепостная зависимость, крестьяне были переведены на денежную ренту. В деревне появилась богатая крестьянская верхушка, наживавшаяся на эксплуатации сельской бедноты.

В 1383 г. кастильский король предъявил притязания на португальский престол и попытался подчинить страну с помощью военной силы. Но Португалия отстояла свою независимость. В XV в. Португалия стала центролизованным государством и вступила на путь колониальной экспансии. Начало этому было положено захватом в 1415 г. крепости Сеута на африканском побережье.

Сословная монархия. Королевская власть и кортесы. В пиренейских государствах раньше, чем в других странах Западной Европы, появились сословно-представительные учреждения. Это объясняется высокой политической активностью привилегированных сословий и городов, вызванной реконкистой. В ходе освободительной борьбы возникли местные законы и обычаи, возросла политическая роль дворянства и горожан, приобрела привилегии знать. Королевская власть нуждалась в поддержке всех этих влиятель-

ных сил и вынуждена была считаться с их правами и привилегиями. Нередко она оказывалась в полной зависимости от сословно-представительных учреждений.

Раньше всего возникли кортесы в Леоне, объединенном в одно королевство с Кастилией. Это произошло в 1188 г., в правление короля Альфонса IX, когда наряду со светскими и духовными феодалами в королевской курии стали заседать и представители городов. С 1250 г. начали регулярно собираться кортесы и в Кастилии. В Каталонии кортесы с участием представителей городов функционировали с 1218 г., в Арагоне — со второй половины XIII в. В это же время оформились кортесы в Португалии и Наварре. В состав кортесов обычно входили представители трех сословий — духовенства, дворянства и горожан. В Арагоне в кортесах были представлены четыре сословия — феодальная знать (рикос омбрес), дворяне, духовенство и представители некоторых городских муниципалитетов. В состав городской курии кастильских кортесов первое время входили и представители свободных крестьянских общин — бегетрий.

Кортесы обладали более широкими правами, чем сословно-представительные органы в других западноевропейских странах. Они имели не только финансовые функции, но участвовали в законодательстве и вмешивались в вопросы престолонаследия. Арагонские кортесы принимали присягу от короля в том, что он будет уважать обычаи (фуэрос) страны. Кастильские кортесы устанавливали бюджет королевского двора. Члены кортесов пользовались здесь «парламентской неприкосновенностью».

Крестьянские восстания второй половины XV в. Усиление феодальной эксплуатации в связи с развитием товарно-денежных отношений вызвало во второй половине XV в. ряд крестьянских восстаний. Самые мощные выступления крестьян происходили в Каталонии и на острове Майорка, где крестьянство особенно страдало от бесправия и многочисленных повинностей.

В 1462—1472 гг. вспыхнуло массовое восстание на севере Каталонии. Крестьяне требовали отмены крепостной зависимости и ненавистных «дурных обычаев» (посмертный и брачный поборы, право первой ночи и т. д.). Примкнувшие к восстанию свободные крестьяне добивались передела земли. Во главе восстания встал обедневший идальго Варнталят. Он установил строгий военный порядок, разбив крестьян на отряды и подчинив их дисциплине и общему командованию. Для нужд восстания были введены специальные денежные взносы. Крестьяне одержали несколько побед над феодалами. Арагонский король Хуан II, воевавший в это время с непокорной арагонской и каталонской знатью и городами, вступил в переговоры с Варнталятом и с помощью крестьянского войска нанес поражение своим противникам. За оказанную королю помощь Варнталят был вознагражден земельными владениями и званием виконта, а крестьяне получили лишь незначительные уступки.

В 1484 г. каталонские крестьяне подняли новое восстание, которое возглавил крестьянин Педро Хуан Сала. Это восстание имело большой успех. Хотя предводитель крестьян был захвачен в плен и казнен, восставшие не сложили оружия и продолжали наносить удары своим противникам. Арагонский король Фердинанд вынужден был пойти на уступки. В 1486 г. правительство объявило об отмене за денежный выкуп личной зависимости и «дурных обычаев». Но крестьяне оставались по-прежнему в поземельной зависимости от феодалов и несли тяжелые оброчные повинности. Оставались в силе и прежние церковные поборы.

Безуспешно закончилась и длившаяся многие годы борьба крестьян против феодального гнета на острове Майорка.

Объединение Кастилии с Арагоном. Испания в конце XV в. Два наиболее крупных государства Пиренейского полуострова — Кастилия и Арагон объединились в 1479 г. в единое Испанское королевство в результате династического брака Фердинанда Арагонского с Изабеллой Кастильской. Это объединение отвечало интересам кастильских и арагонских феодалов, так как предстояла общая борьба против арабов, удерживавших еще область Гранады. В то же время кастильское дворянство и города были заинтересованы во внешних рынках, которыми владел Арагон в бассейне Средиземноморья. Династическая уния оказалась прочной и привела к созданию единого государства, потому что население обоих королевств, несмотря на местные различия, составляло в основном уже единую этническую общность — испанскую народность.

К концу XV в. королевская власть в Испании значительно окрепла. Хотя каждое из королевств продолжало первое время сохранять свою автономию (отдельный король и отдельные кортесы), привилегии феодальной знати как в Кастилии, так и в Арагоне были нарушены. Ей было запрещено вести частные войны, чеканить монету. Земли мятежных феодалов были конфискованы в пользу короля. В борьбе со знатью королевская власть опиралась на города и их военную силу.

Католические короли (так называли Фердинанда и Изабеллу) подчинили церковь и использовали ее в качестве орудия абсолютизма. Фердинанд получил от папы магистерство над всеми духовно-рыцарскими орденами и конфисковал их богатые земельные владения. В 1480 г. в Испании была введена инквизиция, всецело служившая интересам государственной власти. Под ее неусыпным надзором находилось все население страны, но больше всего обращенные в христианство мавры и евреи. Суду инквизиции мог быть подвергнут по тайному доносу любой испанец, подозреваемый в инаковерии или инакомыслии. С помощью инквизиции подавлялась всякая политическая оппозиция. По словам К. Маркса, в Испании «... благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма»'. Возглавлявший 9 лет испан-

' М а р к с К. Революционная Испания. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч т. 10, с. 431.

скую инквизицию Торквемада послал на костер более 8 тыс. человек. Многие тысячи были осуждены на пожизненное заключение.

Укрепив власть внутри страны, испанские короли начали войну против Гранадского эмирата. В 1492 г. после длительной осады Гранада пала и юг страны был присоединен к Испанскому королевству. Маврам обещали сохранить их вероисповедание, однако эти обещания были сразу же нарушены. Начались религиозные преследования мусульман и евреев, что вызывало восстания с их стороны. Многие покидали Испанию и переселялись в Африку. Это привело к хозяйственному упадку некогда цветущего юга страны.

В конце XV в. в Испании в основных чертах уже сложилась абсолютная монархия. Могущественная феодальная знать была усмирена и превратилась в придворную аристократию. Кортесы лишились прежнего влияния и созывались редко. Управление государством осуществлялось с помощью бюрократического аппарата. Однако в отличие от других абсолютистских западноевропейских государств Испания не превратилась в строго централизованное национальное государство. Сохранялась сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность.

ГЛАВА 17 СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ В VIII—XV вв.

Скандинавия в раннее средневековье. Своеобразие естественно-географических условий Скандинавии и отдаленность от центров древней цивилизации оказали влияние на развитие населявших ее германских народностей. Леса и горы препятствовали занятию земледелием, которое было возможно только на равнинах Ютландии и в Южной Скандинавии (Сконе). В Норвегии, Северной Швеции и по изрезанному фьордами и заливами северному побережью население занималось охотой, рыболовством, морским промыслом, скотоводством. В этих малообжитых областях людей было мало. Селения были разбросаны в виде отдельных хуторов.

При таких условиях общинно-родовые отношения германцев оказались особенно живучи, классовое общество складывалось крайне медленно. Основной хозяйственной ячейкой вплоть до IX в. оставалась большая семья, владевшая всей пахотной землей. Невозделанные угодья находились в общем владении. Сохранялась еще кровная месть. Общественные дела решались на народных сходках — тингах. Здесь же на основе обычного права, хранимого в памяти «законоговорителей», вершился суд. У скандинавов долго сохранялось язычество, памятником которого являются песни и сказания «Старшей Эдды». Распространение христианства встречало ожесточенное сопротивление и затянулось на долгое время.

Суровые природные условия и живучесть общинно-родовых связей наложили отпечаток на характер скандинавов. Это были бесстрашные мореплаватели, отважные воины, трудолюбивые зем-

ледельцы и скотоводы, привыкшие к нужде и суровому образу жизни.

Образование Скандинавских государств. Особенности феодализма. Государственная власть сложилась в Скандинавских странах намного позже, чем в континентальной Европе. В Дании процесс образования государства начался в VIII в. и завершился во второй половине Х в. при Харальде Синезубом, который подчинил своей власти всю датскую знать. В Норвегии государственная власть упрочилась в начале XI в. Но королю противостояли непокорная племенная знать и крестьянство, отстаивавшее патриархальные демократические порядки. Попытка Олафа Харальдсона (1016—1028) укрепить королевскую власть, опираясь на христианскую церковь, вызвала восстание знати и крестьян, защищавших язычество и старинные вольности, и стоила ему жизни. Ослабленное этой борьбой Норвежское государство было включено на время в Датскую державу Кнута Великого. В Швеции образовалось два королевства: одно-на севере в области свеев со столицей в Упсале, другое — на юге в области поселения гётов. В начале XI в. король Упсалы подчинил и юг страны.

В своей борьбе за укрепление власти скандинавские короли опирались на христианскую церковь, которую они наделяли большими земельными владениями. Население принуждалось к уплате церковной десятины. Это вызывало массовые народные восстания под лозунгом восстановления язычества. Христианизация в Скандинавии была завершена только к концу XII в. Церковь первая начала насаждать феодальные порядки. Духовенство добивалось неограниченного права распоряжаться земельной собственностью. В церковных владениях устанавливалась поземельная и личная зависимость крестьян.

Феодальные отношения в Скандинавских странах сложились на несколько столетий позже, чем в Западной Европе, и характеризовались значительными особенностями. Это объясняется прежде всего тем, что феодализм формировался здесь исключительно на базе разложения первобытнообщинного строя. Процесс его становления начался в IX в. и завершился не ранее XIII в. Специфической особенностью скандинавского феодализма было сохранение значительной массой крестьянства личной свободы. Ограниченные возможности для земледелия не позволяли феодальным собственникам вводить барскую запашку. Земля раздавалась крестьянам в краткосрочные держания за натуральный оброк. Поэтому сеньориальная власть и внеэкономическое принуждение получили слабое развитие. Крестьяне находились под защитой закона, посещали судебные собрания, пользовались правом носить оружие. Но по сравнению с дворянами крестьяне были сословно принижены. Кроме ренты земельным собственникам, они платили государств венные налоги и церковную десятину, снаряжали за свой счет корабли для королевского флота, выполняли воинскую, сторожевую и строительную службы для короля, предоставляли королю

и его приближенным подводы, постой и кормление во время их разъездов по стране. Свободные крестьяне-аллодисты эксплуатировались исключительно феодальным государством. Тяжелые государственные повинности, а также частые междоусобицы разоряли крестьян и заставляли их вступать в зависимость от крупных земельных собственников.

Дания в XII—XIII вв. В Дании раньше, чем в других Скандинавских странах, сложился феодализм. В XII в. подавляющая часть крестьян находилась уже в поземельной зависимости от церковных и светских феодалов или короля. Все не занятые ранее земли, на которых селились крестьяне, были объявлены королевской собственностью, а их возделыватели были обязаны платить королю, кроме налогов, еще и оброки. Феодалы эксплуатировали также рабов, большей частью посаженных на землю. Рабство в Дании, как и в других Скандинавских странах, было весьма распространено и встречалось вплоть до XIV в.

Попытки королевской власти подчинить знать вызвали в XII в. ряд восстаний. Король Вальдемар I (1157—1182) расправился со своими соперниками и, опираясь на церковь, значительно укрепил королевскую власть. Но это привело также к росту могущества церкви. Духовенство получило широкие иммунитетные привилегии. Другой опорой короля было рыцарство. Во второй половине XII в. королевское войско стало преимущественно рыцарским. Средние и мелкие феодалы освободились от всяких налоговых повинностей и несли только военную службу королю. Крестьяне обязаны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: