Борьба за объединение страны. В XVI в. созрели предпосылки для ликвидации раздробленности страны. Началась борьба за объединение Японии. Один из наиболее могущественных феодалов — Ода Нобунага, заключив союз с феодалами дома Токугава и Такеда, к 1582 г. подчинил 30 провинций страны из 66. Одновременно он провел ряд реформ, многие из которых были направлены на развитие городов и торговли, — строились дороги между отдельными провинциями, ликвидировались местные заставы, ставились препоны ростовщикам. После его гибели в 1582 г. дело объединения Японии продолжил один из его ближайших сподвижников — Тойотоми Хидэёси.
В результате успешных военных походов Хидэёси к концу XVI в. подчинил почти всю Японию и сосредоточил в своих руках военную и административную власть. Для успокоения знати он создал коллегиальный представительный орган из крупнейших феодальных домов.
Была проведена перепись населения и составлен земельный кадастр. Крестьяне прикреплялись к земле и были связаны круговой порукой, налоги устанавливались в зависимости от урожайности и плодородия почвы. Крестьяне должы были платить налоги рисом в размере т/з урожая. Были унифицированы меры площади и веса. Одновременно с земельной реформой был издан указ об изъятии у крестьян оружия. Крестьянам строго предписывалось заниматься только земледелием. Этим указом Хидэёси стремился пресечь возможные попытки крестьянских восстаний.
|
|
В области внешней политики Хидэёси ставил своей задачей покорение Кореи, а затем Китая. Его завоевательные планы бы-
ли продиктованы рядом соображений, и прежде всего стремлением консолидировать феодалов и мелких самураев, направить их энергию на захват новых земель. Он ставил также задачу обеспечить купцов новыми внешними рынками. Однако походы Хидэёси в Корею были безуспешны. Во время одного из них, в 1598 г., он умер. После смерти Хидэёси при его трехлетнем наследнике был создан регентский совет, в который входили наиболее крупные феодалы. Победителем из начавшейся между ними борьбы вышел Токугава Из -Иэльясу. В 1603 г. Токугава был провозглашен сёгуном. Дом Токугавы господствовал в Японии до середины XIX в.
Режим Токугавы. Создание Токугавского сёгуната было началом нового периода в истории Японии. В это время происходило разложение феодального строя и зарождение капиталистических отношений. При Из -Иэльясу Токугава и его сыне Хидэтада к 1615 г. было завершено политическое объединение страны. Деление на феодальные княжества сохранялось, но эти княжества фактически превратились в судебно-административные округа.
Сохраняя значительные привилегии, феодалы, как и горожане и крестьяне, были заинтересованы в прекращении междоусобиц, являвшихся причиной постоянной нестабильности в стране и тормозом развития производительных сил. Рост городов, развитие ремесла и внутренней торговли создавали предпосылки для формирования единого общеяпонского рынка. Кроме того, объединение страны укрепляло господство феодалов над непосредственными производителями. Для подавления народных выступлений была необходима сильная центральная власть.
|
|
Столица государства была перенесена в город Эдо — нынешний Токио. Политико-административная система сёгуната предусматривала полное отстранение императора от государственных дел. Вторым лицом после сёгуна считался его первый министр и главный советник, который назначался регентом в случае несовершеннолетия сёгуна. Высшим совещательным органом был совет старейшин. Власть в провинциях осуществлялась губернаторами;
особые чиновники сёгуна посылались на места для контроля и сыска. Все население делилось на четыре основных сословия — самураев, крестьян, ремесленников и купцов, — вне которых находились парии (эта), нищие, бродячие артисты.
Самурайство — японское дворянство — являлось правящим классом и было неоднородно по своему имущественному положению. Все государственные, гражданские и военные должности предоставлялись исключительно самураям. Интеллигенция также формировалась из самураев. Наиболее состоятельные самураи, имевшие поместья, жили на доходы от земли, другие — за счет жалованья, обедневшие самураи либо поступали на мелкие должности в государственном аппарате, либо занимались самой разнообразной деятельностью.
Крестьянство, составлявшее более 80% населения страны, обрабатывало полученную от феодалов землю на правах «вечной» аренды. Крестьяне были формально свободны, но они находились в кабальной зависимости от феодалов и были прикреплены к земле, не имея права изменять ни место жительства, ни род занятий. Помимо уплаты натуральной ренты — в виде большей доли урожая, крестьяне должны были выполнять многочисленные повинности — строить и ремонтировать дороги, каналы, мосты, предоставлять лошадей для почтовой службы и др.
Вся жизнь крестьян, их пища, одежда, быт и поведение были строго регламентированы соответствующими указами. Крестьянство было уже значительно расслоено. Горожане формально считались более низким сословием, чем крестьяне, однако их имущественное положение было значительно лучше. Ремесленники и купцы были организованы в союзы типа цехов и гильдий. Богатые купцы зачастую возводились в ранг самураев. Крупные феодалы и рядовые самураи нередко попадали в долговую зависимость от купцов и ростовщиков. Некоторые купцы пользовались значительным влиянием в городах и при дворе сёгунов. Японское купечество непосредственно участвовало во внешней торговле с соседними странами, а также вело торговлю с португальцами, испанцами, а позже с голландцами и англичанами.
Однако в XVII в. эта торговля сократилась. Сначала были изданы указы о запрещении христианской религии и деятельности миссионеров; для европейских судов были закрыты все порты Японии, за исключением Нагасаки и Хирадо (1616 г.), в 1624 г. в страну перестали допускаться испанские корабли, а несколько позже был наложен запрет на европейскую литературу (1630 г.).
Так же как и последующие указы об изоляции страны, этот указ прерывал связи Японии с европейскими странами и сыграл отрицательную роль в развитии экономики, науки и культуры. Испанцам и португальцам было совершенно запрещено въезжать в Японию и проживать в ней; другие иностранцы могли проживать лишь на острове Дэсима, близ Нагасаки. Самим японцам запрещалось выезжать из страны. Внешняя торговля велась в весьма ограниченном объеме с китайскими и голландскими купцами, которые могли входить на своих судах в Нагасаки.
|
|
Основными причинами изоляции страны было стремление (особенно после захвата Испанией Филиппин) оградить Японию от возможного иностранного вторжения и не допустить усиления позиций настроенных против дома Токугава некоторых влиятельных князей, принявших христианство. Несомненно, серьезные опасения сёгунов вызывали связи этих феодалов (например, с острова Кюсю) с европейцами, они посылали свои посольства в Рим (конец XVI в.), богатели на внешней торговле. Японские крестьяне, принявшие христианство, не раз поднимали восстания. Наиболее крупным из них было восстание в 1637 г. в городе Симабаре (остров Кюсю), известное под названием христианского.
Изоляция Японии способствовала в определенной степени консервации феодального строя в стране.