Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Задачи курса




И Африки в новейшее время

Особенности курса «История стран Азии

ЛЕКЦИЯ 1

От автора

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие является результа­том двадцатипятилетней преподавательской деятельности на кафедре Всемирной истории Мурманского государственного педагогического университета. Работая в этом учебном заведении с 1975 г., автор читал разные курсы по новой и новейшей истории Запада и Востока. И всег­да существовала проблема нехватки и качества учебной литературы.

Курсы лекций по новейшей истории стран Азии и Африки, выпу­щенные в свое время университетами Москвы и Ленинграда, охваты­вали слишком широкий спектр проблем и зачастую носили обзорный характер. К тому же многие из них безнадежно устарели, так как со­здавались еще во времена господства коммунистической идеологии и были выдержаны в соответствующем духе.

Настоящий курс состоит из 50 лекций и охватывает весь период новейшей истории: со времени окончания Первой мировой войны до конца XX в. В нем рассматриваются события и процессы в основных странах и регионах, прежде всего в Китае, Японии, Индии, в ислам­ском мире (Турция, Иран, Афганистан, Ближний Восток и Аравий­ский полуостров), в Индокитае (Вьетнам, Лаос, Камбоджа), в других странах Восточной Азии (Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малай­зия, Сингапур, Бирма, Корея).

Автор взял на себя смелость затронуть проблемы и Африканско­го континента. В частности, рассмотрены вопросы колониальной по­литики метрополий, процесс деколонизации. Проанализировано воз­действие «холодной войны» на Африку, предпринята попытка разо­браться в современных проблемах африканских стран.

Разумеется, автор излагает собственное видение истории, отнюдь не претендуя на комплексное освещение всех проблем, и надеется, что его суждения подтолкнут интересующихся проблемами Востока в XX в. к творческому поиску и дискуссиям.

Издание дополнено хронологией событий, терминологическим словарем и списком рекомендуемой литературы по обсуждаемым проблемам, что также может представлять интерес для изучающих со­временную историю Азии и Африки.

Ю. А. Трошин


(1918-2000)»

Изучение новейшей истории стран Азии и Африки неотделимо от уяснения сути драматических процессов, сотрясавших в XX в. весь мир. Учитывая масштабы катаклизмов, остроту конфликтов, можно заклю­чить, что XX в. — время перманентных кризисов. Разобраться, в чем же их причины, каковы взаимосвязи, правильно оценить последствия — в этом и состоит первейшая задача курса.

В советской историографии весь XX в. представлялся как время перехода от капитализма к социализму в мировом масштабе. Именно такой подход присущ большинству изданий учебной литературы, до­ступных студентам, ведь создавались они в свое время на основе марксистско-ленинской концепции истории. Поэтому важной зада­чей настоящего курса является преодоление идеологических стерео­типов, присущих столь одностороннему подходу. Уже сама по себе хронологическая привязка новейшей истории к 1917 г. явно преуве­личивает роль революции в России, ее глобальное влияние на все страны мира.




В отношении истории Востока следует признать, что воздействие марксистского социализма на этот регион в самом деле чрезвычайно ве­лико, но прослеживается оно в совершенно ином ключе. Подъем наци­онального движения, активизация антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки после Первой мировой войны были порождены слож­ными внутренними факторами, а вовсе не являлись прямым следствием событий, происходивших в далекой России. Требуют серьезного пере­осмысления и многие другие устоявшиеся в сознании догмы.

Следует иметь в виду, что все проблемы рассматривались исключи­тельно сквозь призму противостояния двух мировых систем. Отсюда и соответствующие трактовки. Это относится даже к событиям, сравнительно далеко отстоящим от нас по времени. А если речь идет о про­цессах, происходивших в мире после окончания Второй мировой вой­ны, а тем более в последние десятилетия, то ясно, что следует крайне осторожно подходить к оценкам и выводам, содержащимся в боль­шинстве изданий.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 2032; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9691 - | 7339 - или читать все...

Читайте также:

 

3.90.45.27 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.