Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. Специфика дисциплины




Недооценка специфики стран Востока долгое время была уязвимым местом исторической науки, а в советской историографии прослежи­валось стремление «подогнать» процессы в этом регионе к общим выводам марксистско-ленинской концепции истории. Ныне си­туация изменилась.

Для объективной оценки событий XX в. необходимо хорошо себе представлять цивилизационный фундамент традиционных обществ, их ориентацию, систему ценностей, приоритеты, структуры, разбираться в вопросах религии, культуры, национального менталитета. И, разуме­ется, необходимо составить представление о предшествовавшей исто­рии развития этих сообществ.

Ключевыми для понимания являются процессы, протекавшие в странах Востока в XVIII—XIX вв. Именно в это время возросли кон­такты с Западом, что нередко становилось причиной конфликтов, в которых Восток оказался слабее. Это вело к экономической экспан­сии Запада, к подчинению стран Азии и Африки, к навязыванию ев­ропейских стандартов, к возникновению колониальной системы. Не все страны Востока стали колониями, но все испытали на себе силу экспансии Запада.

Внешне казалось, что Запад доминирует во всем, навязывает чуждые странам Азии и Африки нормы жизни, определяет основные направле­ния изменений в структурах традиционного Востока. Но так только ка­залось. Взаимные контакты породили в регионе кризисные процессы. Они вызывали двойственную реакцию: с одной стороны, происходили попытки заимствования новшеств (модернизация), с другой — обна­ружилось стремление вернуться к истокам собственной цивилизации, к отторжению всего чуждого (фундаментштизм). Именно эта борьба между модернизацией и фундаментализмом проявилась затем в XX в.

Разумеется, Восток далеко не однороден. Можно выделить регио­ны, где сложились древнейшие цивилизации, — Китай, Индия, Япо­ния, Иран. В большинстве же районов Африки, к примеру, какой-ли­бо прочный религиозно-цивилизационный фундамент полностью отсутствовал. Среди регионов, имевших давние цивилизационные традиции, следует различать три:

• индо-буддистский (Индия, Цейлон, Бирма и пр.);

• конфуцианский (Китай, Япония);

• исламский (Иран, Турция, Афганистан и прочие исламские страны).

У каждого из них были свои возможности приобщения к западным ценностям и свои препятствия на этом пути. Следует учитывать и роль внешних факторов, стечение исторических обстоятельств.

Все это вело к тому, что процессы исторического развития проте­кали в этих регионах совершенно по-разному. К концу XX в. страны Востока оказались на разных полюсах развития: среди них были стра­ны, вставшие на путь формирования постиндустриальной цивилиза­ции, и страны, безнадежно отставшие в своем развитии и даже демон­стрирующие тенденцию к деградации.




Одна из особенностей изучения курса новейшей истории состоит в том, что необходимо регулярно следить за текущими событиями, которые могут полностью изменить всю картину, — ведь мы имеем де­ло с историей современности, когда могут появиться совершенно не­предсказуемые факторы. Поэтому недостаточно усвоить лекционный курс и ознакомиться со специальной литературой. Необходимо по­стоянно следить за публикациями в прессе, в периодической печати, за сообщениями прочих средств массовой информации.

Разумеется, изучение новейшей истории, так же как и усвоение любой исторической дисциплины, требует хороших знаний геогра­фии. Очень важно ориентироваться в местоположении основных ре­гионов — без этого просто невозможно уяснение исторических собы­тий, логики их развития.

При подготовке к семинарским занятиям, в ходе самостоятельной работы студентам придется иметь дело с разнообразной литературой. Ни в коей мере не ставя под сомнение ценность фактического мате­риала, следует все же избегать «обаяния» авторитета авторов в том, что касается выводов и обобщений. Следует научиться сопоставлять различные взгляды, трактовки, вырабатывать собственную точку зрения на те или иные события.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 732; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 9992 - | 7143 - или читать все...

Читайте также:

 

3.85.143.239 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.