double arrow
ЛЕКЦИЯ 2. III. Основное содержание курса

III. Основное содержание курса

Курс изучения новейшей истории стран Азии и Африки охватывает два учебных семестра. В первом рассматриваются события до окончания Второй мировой войны (в некоторых регионах вплоть до 1947— 1949 гг.); во втором — события и процессы послевоенного времени, вплоть до конца XX в.

В первом семестре рассматривается история Индии, Китая, Япо­нии, стран исламского региона: Турции, Ирана, Афганистана, под­мандатных территорий на Ближнем Востоке и отдельных арабских стран, а также некоторые общие проблемы в развитии колониальной Африки.

Изучая конкретные события, мы должны составить общее пред­ставление о глобальных процессах, протекавших в это время, чтобы правильно ориентироваться в следующих проблемах.

В первом семестрерассматриваются следующие вопросы:

1. Антиколониальная борьба:

• чем объяснить подъем антиколониального движения после окончания Первой мировой войны;

• в каких формах эта борьба развивалась, ее эффективность;

• в какой мере формы борьбы отвечали национальной спе­цифике;

• какова была стратегия и тактика метрополий, как она менялась;

• как постепенно происходило продвижение к самостоятель­ности.

2. Национальное движение в Китае:

• чем объясняется оживление национального движения после 1918 г.;

• проблемы, объективно стоявшие перед Китаем к тому времени;

• как произошло формальное объединение Китая под властью Чан Кайши;

• чем объяснить длительное противостояние Гоминьдана и КПК в 1920-1930-х гг.;




• роль внешних факторов в развитии внутренних процессов в Китае в 1930-е гг.

3. Альтернативные пути развития Японии между двумя мировыми
войнами:

• что представляла собой Япония к окончанию Первой мировой войны;

• как шел процесс политической модернизации в начале 1920-х гг.;

• причины неудач в развитии парламентской демократии к концу 1920-х гг.;

• чем объясняется нарастание ксенофобии и изоляционист­ских тенденций в 1930-е гг.;

• как шло формирование тоталитарного режима в Японии.

4. Модернизация в исламском мире:

• результаты и последствия реформ Мустафы Кемаля в Турции;

• достижения и особенности реформ Реза-шаха Пехлеви в Иране;

• причины неудач реформ Амануллы-хана в Афганистане;

• общие итоги политики Англии и Франции на Ближнем Во­стоке;

• проявление первых симптомов фундаментализма в ислам­ском мире.



5. Проблемы колониальной Африки:

• что представляла собой колониальная система в Африке;

• реальные достижения колониализма в Африке;

• изменения в политике метрополий в 1920—1930-е гг. в Аф­рике;

• роль Панафриканского движения в пробуждении Африки в 1920-е гг.;

• активизация национальной элиты в африканских колониях в 1930-е гг.

6. Вторая мировая война и страны Востока:

• антияпонская война (1937—1945) в Китае и ее последствия;

• Япония в войне на Тихом океане (1941—1945);

• Индия в годы Второй мировой войны;

• воздействие Второй мировой войны на страны исламского региона;

• роль Африки во Второй мировой войне (1939—1945).

7. Провозглашение независимости Индии:

• в чем выразилось ослабление позиций британского колони­ализма;

• попытки лейбористского правительства организовать перего­воры между Индийским национальным конгрессом (ИНК) и Мусульманской лигой;

• обострение политической ситуации в Индии, потребовав­шей скорейшего предоставления независимости;

• причины индо-мусульманской резни 1946—1947 гг.;

• как и почему произошел раздел Индии.

8. Провозглашение КНР:

• ситуация к моменту окончания Второй мировой войны в Китае;

• факторы, способствовавшие развязыванию новой граждан­ской войны;

• динамика военных действий в 1946—1949 гг.;

• роль аграрных преобразований в победе КПК;

• стратегические причины победы коммунистов в длительном противостоянии с Гоминьданом.

Во втором семестревнимание будет акцентироваться на следую­щих вопросах.

1. Проблемы независимой Индии:

• меры преодоления структурной деформации в экономике;

• основные внутриполитические процессы в 1950-е гг.;

• сущность «курса Неру» в политике ИНК в 1960—1970-е гг.;

• смена ориентации в Индии в 1980—1990-е гг.;

• современные религиозно-этнические и конфессионально-кастовые проблемы.

2. «Строительство социализма» и реформы в Китае в конце XX в.:

• как были заложены основы «советской модели» в КНР;

• достижения и проблемы на пути «социализма»;

• основные причины неудач в «строительстве социализма»;

• стратегия и тактика реформ в КНР в 1980-е гг.;

• новые успехи Китая на пути реформ в 1990-е гг.

3. Япония после Второй мировой войны:

• как осуществилась модернизация в ходе реформ, проводив­шихся американскими оккупационными властями;

• причины «экономического чуда» 1950— 1960-х гг.;

• в чем выразилось воздействие кризисов 1970-х гг.;

• процессы становления постиндустриального общества;

• опыт Японии — пример успешного синтеза цивилизаций.

4. Исламский мир и фундаментализм:

• в чем выразилось противостояние между религией и лаицизмом в Турции в 1950-е гг.;

• основные направления и успехи модернизации в Иране в 1960-1970-е гг.;

• попытки насильственной модернизации в Афганистане в 1970-1980-е гг.;

• проявления фундаментализма в 1980—1990-е гг. в разных странах мира;

• есть ли перспективы у исламского фундаментализма.

5. Палестинская проблема в международных отношениях:

• суть проблемы, как и почему она зародилась;

• какую роль она играла в годы «холодной войны»;

• почему потерпели неудачу попытки урегулирования в 1970— 1980-е гг.;

• с чем связаны первые успехи в ее разрешении в 1990-е гг.;

• есть ли перспектива полного и окончательного урегулирова­ния всех проблем Ближнего Востока.

6. Арабские государства Ближнего Востока и Аравийского полуострова:

• специфика истории этих стран;

• как и когда завершился период присутствия на их террито­риях иностранных войск;

• как отразились на внутренней жизни арабских стран про­цессы, протекающие в современном мире в конце XX в.;

• роль арабских стран в современном мире.

7. Страны Индокитая и Восточной Азии:

• в чем заключаются специфические проблемы этих стран;

• как отразился на их истории период «холодной войны»;

• какие изменения произошли там в 1980-е гг.;

• причины успешного формирования в этих странах «постин­дустриальной цивилизации».

8. Деколонизация Африки:

• главные причины крушения колониальной системы;

• образование независимых государств в Северной Африке;

• процесс деколонизации в Тропической Африке;

• основные трудности на пути деколонизации;

• ликвидация режима апартеида в Южной Африке.

9. Развитие независимых стран Африки:

• поиск путей преодоления отсталости молодых государств;

• что означал так называемый некапиталистический путь раз­вития;

• причины усиления внутриполитической напряженности с 1960-х гг.;

• чем вызваны растущие экономические трудности современ­ной Африки;

• чем объяснить трайбализм и прочие внутренние конфликты 1990-х гг.

10. Международные отношения в Азии и Африке после 1945 г.:

• в чем проявились новые факторы международных отноше­ний в 1940-1950-е гг.;

• дух «Бандунга» и попытки сформировать «движение непри­соединения»;

• как отразилась «холодная война» на международных отно­шениях в регионах Азии и Африки;

• причины обострения международных отношений в Африке в 1980-е гг.;

• новые тенденции в международных отношениях 1990-х гг.

Новейшая история стран Азии и Африки относится к числу дисциплин, завершающих подготовку историка. Поэтому предполагается, что слушателями будет использована вся совокупность знаний, полученных в ходе изучения разнообразных дисциплин исторического и общегуманитарного циклов.

Современный историк должен быть всесторонне образованным чело­веком, постоянно анализировать информацию о быстро меняющемся ми­ре и регулярно отслеживать происходящие события. Предлагаемый же курс лекций может стать лишь основой знаний новейшей истории.







Сейчас читают про: